на домашнем концерте

Маргарита Школьниксон-Смишко
На прошлой неделе неожиданно позвонила  Марина и пригласила меня к себе в Дрезден на музыкальный вечер студентов тамошней высшей музыкальной школы. Ехать не особенно хотелось, но мне нужно было вернуть Марине книгу, которую она одолжила мне ещё в 2014 году. Кроме того я уже давно собиралась зайти в музей Э. Кестнера и показать им свои переводы.
Очень хорошо сделала, что выбралась, потому что концерт оказался замечательным. Особенно мне понравился скрипач из Южной Кореи — Тэ Йн Сонг и его исполнение «Сарабанды и джиже»  И.С. Баха. Передо мной играл не студент, а по-моему,таланливый профессионал. Официальным гвоздём программы было исполнение Klavier-Trio Nr.1 in D-Moll Антона Аренского. Кроме Тэ Йн Согн в нём участвовала москвичка Анна Складанная  и южная корейка Сео Мее Юнг (фортепьяно). От Аренского Мариной был переброшен мостик к его талантливому ученику Сергею Рахманинову. Оказывается. С. Рахманинов неоднократно бывал в Дрездене, даже там жил и совсем недалеко от Марининой виллы, на той же улице в вилле «Флидерхоф». Впервые Рахманинов приехал с женой Натальей  и старшей дочерью Ириной в Дрезден в 1906 году и оставался там до 1909 года. (Правда, тогда он жил на улице Sidonien, недалеко от Большого Парка). Здесь в Дрездене в 1907 году родилась его вторая дочь Татьяна, позже в 1924 году здесь же в русской церкви дочь Ирина венчалась с графом Фёдором Волконским (по материнской линии родственником Льва Толстого). На «Марининой» улице С. Рахманинов впервые появился весной 1922 года. Двери виллы «Флидерхоф» её владелец фабрикант войлочной фабрики и меценат В.  Шункэ для людей искусства и музыкантов всегда держал открытыми. Поэтому не удивительно, что вскоре между семьями Рахманинова и Шункэ установились тёплые дружеские отношения. В течении пяти последующих лет С. Рахманинов проводил здесь каждое лето. В спокойной обстановке фешенебельного района тогда ещё предместий Дрездена он без помех мог подготовиться к своим зимним турне по Европе, но и не только. В 1926 году, например, здесь  был написан первый вариант его 4-го концерта для фортепьяно (опус 4).  Последний раз Рахманинов приехал в Дрезден в 1935 году и сообщил своему другу, что эмигрирует в США.
В 70-тые годы теперь уже прошлого столетия потомки семьи Шунке были вынуждены закрыть фабрику и перебраться в ФРГ, а виллу «Флидерхоф» решили подарить высшей музыкальной школе Дрездена.  Ректор этой «школы»  проф. Карл Лаукс был этому очень рад и собирался устроить в ней музей С. Рахманинова. Но социалистические бюрократы города посчитали, что не дело принимать подарок от капиталистов, да ещё к тому же устраивать в ней музей классовому врагу Рахманинову. В 1974 году владельцы исторической виллы за бесценок продали её семье местного успешного врача. До 1979 года кроме владельцев в ней проживала в музыкальных кругах всеми уважаемая бывшая оперная певица и учительница вокала Сента Кучбах — дочь придворного капельместера Х. Кучбаха, хранившая, на ряду с автографами партитур Р. Штрауса и память о С. Рахманинове.
К сожалению, 25 июня 1979 года жена врача, спустя два дня после развода, подожгла виллу, в результате чего погибла сама, её бывший муж и их младший сын. Старшие дети получили сильные ожоги. Санта Кучбах не пострадала, но все рукописи партитур, конечно, сгорели. Если бы вилла сохранилась, сегодня бы в ней мог, наконец-то, возникнуть музей, но... Мы же собрались в вилле, в которой в ГДР-овское время  размещался интернат высшей музыкальной школы для способных студентов — иногородников. После объединения Германии она перешла к церкви, а та продала её Марине. И вот, так сказать по-притяжению, в ней собрались «иногородние» студенты этой высшей музыкальной школы и устроили прекрасный концерт. Конечно, Марина этому немало поспособствовала, и, надеюсь, не в последний раз.
 Особенно примечательно и то, что в Дрездене с 2014 года по понедельникам стали проходить тысячные демонстрации противников иностранцев и беженцев, а здесь в дружеской тёплой атмосфере состоялся музыкальный вечер студентов разных стран. И творческим руководителем студентов был не немец, а украинец - Евгений Фельдман, пианист известной дрезденской Земпер-оперы. Так что можно сказать, что бывшие жители Советского Союза (Марина выросла в Батуми) остаются верны идеалам культуры и интернационализма и противостоят местным националистическим тенденциям.    

на фото студенты исполняют произведение А. Аренского