Три умных лица

Абов Алекс
Три умных лица
(смешные реалии о сути и путях развития Науки в разных странах мира)

     Картина первая. Не по-русски странная.

     Однажды в известный германский научный журнал пришло письмо. Автор писал, что он - маленький пятидесятилетний патентный чиновник, эксперт III класса в Федеральном Бюро патентования изобретений, проживающий в бедности в крохотном швейцарском городке и имеющий даже «не красный» диплом преподавателя физики и математики Политехникума.
     Будучи человеком, довольно далеким от большой науки, он, тем не менее, в течение десяти лет размышлял над решением одной, как ему казалось, глобальной физической задачи и, кажется, нашел для нее приемлемое решение. Уповая на компетентность Редактора такого известного в научном мире издания, он просил рассмотреть, не будет ли его труд интересен для широкой научной публики.
     Редактор многого насмотрелся за свою долгую научно-издательскую жизнь, но прочитав выкладки задумался и размышлял целый месяц. Попробовал посоветоваться с известными ему авторами, но никто не смог сказать ему ничего определенного по этому поводу.
     Тогда редактор, опираясь на свой собственный опыт и поразившую его стройность и логичность изложенного, решился опубликовать содержимое письма.
     Журнал назывался «Анналы физики».
     Чиновника звали Альберт Эйнштейн, а представленное им открытие - «Специальная теория относительности» (СТО).

     Картина вторая. Веселая.

     Однажды в небольшом, но весьма приличном английском кафе собрались три молодых приятеля-аристократа. Младшему было двадцать два года, старшему - уже известному в высшем аристократическом обществе - двадцать девять и приятели посматривали на него с уважением не только в силу разницы в возрасте, но и потому что считался он одним из ярких представителей мира современной английской математики.
     Младший, - амбициозный молодой человек, пользуясь случаем, рассказал товарищам, что работая вот уже почти пять лет архивариусом в пыльных подвалах университетской библиотеки и сортируя скопившиеся труды неизвестных или давно забытых авторов, он пришел к очень любопытным, как ему кажется, выводам. И молодой человек тут же, на салфетке нарисовал несколько формул.
     Старший посмотрел запись, удивился и пообещал составить протекцию молодому товарищу для научной публикации в одном научном журнале, где редактором был его давнишний приятель.
     Молодого человека, архивариуса Университета Кембриджа, звали Исаак Ньютон, а представленные им выкладки получили наименование - «Три закона Ньютона».

     Картина третья. Грустная.

     Известный в российской научной среде профессор Санкт-Петербургского университета; член-корреспондент по разряду «физический» Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, однажды представил русскому научному сообществу, как ему казалось, важный научный Доклад.
     Присутствовавшие как всегда чинно сидели за длинным столом, терпеливо слушали и долго наблюдали как увлеченный профессор с упоением повествует им о своем Открытии, которое ему удалось совершить после десяти лет исследований, - напряженного мозгового штурма.
     Но к концу выступления докладчик, к ужасу своему, обнаружил, что его почти никто и не слушал. Солидные, маститые ученые мужи тихо переговаривались между собой, смотрели в окно, скучали и негромко обсуждали больше предстоящий традиционный «корпоративный» обед. По окончании доклада профессора, - как это всегда было принято в воспитанной российской научной среде, они горячо поблагодарили его за интересное сообщение и все скорее поспешили в соседний зал к богато накрытым столам, где уже окончательно забыли о не имеющем никакого практического применения и каких-либо научных перспектив Докладе.
     После этого профессор Д.И.Менделеев как-то вдруг охладел к науке и через пару лет совсем забросил свое детище - «Периодическую систему химических элементов», оставив за собой только рутинное преподавание в Университете, а позже и вовсе покинул Университет. А образовавшееся свободное время он всецело посвятил изготовлению на заказ лучших в Санкт-Петербурге фибровых чемоданов, - чем очень гордился, и поездкам в экспедиции на Урал - для поддержания семейного бюджета и исследования открытых там промышленных месторождений.

     «Абзац», в смысле - Эпилог.

     Прошло сто лет.
     Ни в британской, ни в германской, ни, тем более, в российской науке ничего не изменилось, да, видимо, и не могло измениться в силу неизбежно существующих и неизменно присутствующих закономерностей существования социальных систем. Немцы все так же публикуют гениальные открытия никому не известных ученых. Англичане, продвигая фундаментальную науку за чашкой чая, все так же спорят о математических постулатах строения Вселенной, правда, излагая уже свои мысли не на салфетках в кафе или на крахмальных манжетах своих рубашек в спешащих поездах, а в социальных сетях.
     Известный сегодня Хиггс вот уже полвека как представил свои математические формулы по прогнозированию своего «базона» (новой, никому не известной частицы) и весь мир затем сорок лет упоенно строил в Швейцарии гигантский коллайдер, чтобы подтвердить - Да, есть такая частица! Кому она нужна? Да никому. Так, фундаментальная наука, «печки-лавочки» для высоколобых.
     А русских ученых мужей все так же, больше любых «как бы научных там как бы открытий», больше всех этих никому не нужных докладов и непонятых сообщений, беспокоит их персональный «научный» Статус, - дающий ясный и понятный всем и каждому «Преподавательский хлеб насущный». Хлеб, денежно-исчисляемое право на который подтверждается громкими Титульными званиями и красивыми удостоверениями, а также качеством и сытостью «официальных» застолий после никому не нужных, но «как бы обязательных» «посиделок» за длинными столами «как бы» Ученых Советов.

     Ну и PS - постскриптум, разумеется.

     Кстати, через тридцать лет после представления Д.И.Менделеевым «Периодической таблицы химических элементов» (18 марта 1869г.), французы, супруги Кюри (Почему французы? Откуда они узнали?) нашли прямое применение Таблице (предлагавшееся еще самим Менделеевым) - математическое прогнозирование и предсказание физических и химических свойств абсолютно никому не известных тогда в экспериментальной Практической Химии веществ и неоткрытых еще нигде в мире химических элементов. Особенно понравился им глобальный парадокс свойств «Радия», который вдруг (!), при определенных условиях, как оказалось, должен был выделять неимоверное, непостижимое человеческим умом количество Энергии - «Ядерной энергии».
     А еще через тридцать лет, в 34-39 годах ХХ века, немецкий математик Оппенгеймер окончательно завершил свой математический расчет атомной бомбы, которую гитлеровская Германия и испытала впервые на одном из островов в декабре 1944 года.
     Через полгода американцы, украв и вывезя из Германии технологию, станки, полуфабрикаты изделий и создавших все это немецких ученых, взорвали Хиросиму и Нагасаки атомными бомбами. А еще через пару лет и русские, сумев получить не вполне легальный доступ к разработкам американского центра ядерных исследований в Алабаме, наконец-то «сравняли счет» в глобальной игре за мировой «военно-научный» паритет.
    И произошло это всего через восемьдесят лет после никому не нужного открытия русского профессора Д.И.Менделеева. И сегодня здесь, в великой России, в ее «научной части», абсолютно ничего не изменилось, также, впрочем, как и в Великой Британии или в великой объединенной Германии … в их фундаментальной экономике, фундаментальной химии, фундаментальном правоведении …
     Вот, разве что совершенствуется производство российских боевых ракет, в то время как другие представители других народов получают Нобелевские премии за Фундаментальные научные открытия. Но это уже совсем другая история - «История русских изобретений и рацпредложений» от крепостных крестьян «братьев Черепановых», «кулибиных» и до наших дней. Уж, чего-чего, а народная «соображалка» у нас работает, - слава сержанту Калашникову!

     Слава вечным традициям российской «Науки»!
     Вечная память «фундаментальной» ей, во веки веков. Аминь.
     Выпьем за ее отсутствие не чокаясь.
    
             «Чистый Разум» - «миниатюрные» рассуждения о строении Вселенной:
1 «Как искривить теорию»      http://www.proza.ru/2014/08/06/44
2 «светящийся Мир»                http://www.proza.ru/2014/08/07/44
«Слабость притяжения»          http://www.proza.ru/2014/08/08/115
«Клаустрофобия»                http://www.proza.ru/2014/08/09/86
«Резонанс»                http://www.proza.ru/2014/08/13/49
«На двух стульях»                http://www.proza.ru/2014/08/14/39
«Хаос»                http://www.proza.ru/2014/08/15/164
«Музыка сфер»                http://www.proza.ru/2014/08/18/62
«Параллельность»                http://www.proza.ru/2014/08/19/41
«Кривизна времен»                http://www.proza.ru/2014/08/20/120
«Белые пятна Черных дыр»    http://www.proza.ru/2014/08/30/62
«Совпадение»                http://www.proza.ru/2014/09/25/68
«Время»                http://www.proza.ru/2015/09/16/47