Из книги Неизвестный БАМ. Развитие БАМЛага

Журнал Алексеевск-Свободный
Прядкин В.М.

Развитие БАМЛага

Первоначально структуру БАМЛага составляли отделения и лагерные пункты. Примерно через год, в результате преобразований, под основной производственной единицей стали подразумевать фалангу, которая насчитывала от 250 до 700 заключённых и находилась на одном месте, самостоятельно обеспечивая себя всем необходимым, выполняя определённые задачи на конкретном участке. В одно отделение входило несколько фаланг, начальники которых, соответственно, подчинялись начальнику отделения. Об этой необычной лагерной структуре более подробно я расскажу ниже.

При  комплектовании БАМЛага рабочей силой следовало соблюдать определенные требования ОГПУ-НКВД. Прежде всего, заключенные в БАМЛаг должны направляться в хорошем физическом состоянии. Фактически данное требование не соблюдалось. В адрес БАМЛага на железнодорожную станцию Свободный, Сковородино, Тахтамыгда и другие, доставляли ослабленных и больных из-за того, что в местах формирования этапов, стремясь выполнить план и избавиться от лишних людей, нарушались требования к отбору заключенных. Заключенные находились в пути следования до полутора месяцев, (поступали со всех концов СССР) при скудном питании и отсутствии всякой физической нагрузки.

«……. главными мучениями были не уборные и не стыд, а голод и особенно жажда. Иногда (это зависело от маршрута и типа поезда) заключенных кормили в дороге горячей пищей, иногда нет. В сухой паек на этапах входил хлеб, который выдавали либо дневными 300-граммовыми порциями, либо сразу помногу (скажем, по 2 кг). Помимо хлеба, заключенных кормили селедкой, от которой очень хотелось пить. Воды, однако, редко давали больше, чем по кружке в день, даже летом. Это вошло в систему, и о страшной жажде во время этапов вспоминают многие». (Энн Эпплбаум «Паутина Большого террора»)

«Однажды мы около трех суток почти не получали воды и, встречая Новый, 1939 год где-то около Байкала, должны были лизать черные закоптелые сосульки, наросшие на стенах вагона от наших же собственных испарений». (Н. Заболоцкий, с. 398)

Дело усугублялось тем, что эшелоны с заключенными из западных областей СССР на Дальний восток продвигались до трех и более месяцев. За этот период здоровые арестанты превращались в больных.

Тем не менее, комплектование БАМЛага шло ударными темпами. Уже в декабре 1932 г. - первом квартале 1933 г. были заменены наемные рабочие на заключенных. Для сравнения, в декабре 1932 г. на вольнонаемных работников в лагере приходилось 62 %, то уже к 1 февраля 1933 г. основная масса рабочей силы состояла из заключенных; к началу апреля вольнонаемных осталось не более 12 %.

В целом передача строительства БАМа в ведение ОГПУ способствовала коренному пересмотру обеспечения строительства рабочей силой и квалифицированными кадрами, и, что не менее важно, производственная программа строительства подверглась изменениям. Так, в соответствии с Постановлением «О строительстве БАМа» (октябрь 1932 г.) намечалось:
1) выполнение земляных работ в количестве 6 млн. кубических метров;
2) укладка железнодорожного пути на участке 200 км;
3) осуществление подготовительных мероприятий по всей магистрали;
4) разработка и представление проекта трассы Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в пределах станции Ольдой Уссурийской железной дороги и посёлков Тында, Дамбуки и Стойба, протяжённостью примерно 750 км – к 1 мая 1933 г.;
5) проект всей трасы длиной около 2000 км необходимо было представить к 1 декабря 1933 г.

Система питания в лагерях БАМЛага была организована по Френкелю. Существовали так называемые хлебные пайки и шкала приварка. Кто работал, тот получал в день от 500 граммов до килограмма хлеба и суп из солёной или мороженой рыбы, мороженого картофеля, а иногда и капусты. Кто не мог работать, получал 300 граммов хлеба без супа. За перевыполнение нормы увеличивали выдачу продуктов, которые разрешалось получать в лагерной лавке. Но положение заключённых усугублялось плохой одеждой и обувью: обували и одевали их в бывшие в употреблении валенки, кирзовые сапоги и телогрейки.

Для ускорения работы на трассе большое значение имел лозунг ещё строителей БеломорЛага: «Построим канал  (БАМ на БАМЛаге)– и все по домам», перенесённый на строительство БАМа. Вводились ударные зачёты. Так, за перевыполнение трудовой нормы в два или три раза за смену записывали два, а то и три дня. Однако, когда стал подходить к концу срок по ударным зачётам, приказа на освобождение так и не последовало.

«…Прохоров-Пустовер описывает сцену на Манзовке (особый лагпункт БАМЛага) в начале 1938 г.: На удивление всем туземцам привезли какой-то небывалый "особый контингент" и с большой секретностью его отделяли от прочих. Такого поступления еще никто никогда не видел: приехавшие были в кожаных пальто, меховых "москвичках", в бостоновых и шевиотовых костюмах, модельных ботинках и полуботинках (к 20-летию Октября эта отборная публика уже нашла вкус в одежде, не доступной рабочему люду). От дурной распорядительности или в издёвку им не выдали рабочей одежды, а так и погнали в шевиоте и хроме рыть траншеи в жидкой глине по колено. На стыке тачечного хода один зэк опрокинул тачку с цементом, и цемент вывалился. Подбежал бригадир-урка, материл и в спину толкал виновного: "Руками подбирай, растяпа!" Тот вскричал истерически: "Как вы смеете издеваться? Я бывший прокурор республики!" И крупные слёзы катились по его лицу. "Да на..... мне, что ты -- прокурор республики, стерва! Мордой тебя в этот цемент, вот и будешь прокурор! Теперь ты - враг народа и обязан вкалывать!" (Впрочем прораб заступился за прокурора.)  Сказать, что им было больно - это почти ничего не сказать. Им невместимо было испытать такой удар, такое крушение - и от своих, от родной партии, и по видимости - ни за что. Ведь перед партией они ни в чём не были виноваты, перед партией - ни в чём…» (Солженицын А.И. «Архипелаг Гулаг» т. 2. ч. 3, глава 11 «Благонамеренные»).

Архивные документы свидетельствуют: на 1 апреля 1933 г., количество заключенных превысило 16 тыс. чел., а через год оно составляло уже  85,5 тыс. чел. (Подсчитано по данным: РГИА ДВ, ф. Р-3625, оп. 1, д. 27, л. 4; оп. 4, д. 19).

Забегая вперед, скажу: БАМЛАГ разрастался как на дрожжах. Через полтора года заключенные лагеря распределялись по 12 отделениям, 11 отдельным лагерным пунктам (ОЛП) и 509 лагерным точкам.
Первое отделение насчитывало 10 817 человек; 2-е – 21106 чел; 3-е - 20408 чел; 4-е - 13 945 чел; 5-е - 14 457 чел; 7-е - 7 031чел; 9-е - 10 877чел; 10-е - 6 276 чел; 11-е - 9 521чел; 12-е -13 368 чел; 13-е - 7 432 чел; 14-е - 5 800 чел; Бирский ОЛЗП - 2 443 чел; Зейский ОЛП - 874 чел; Норский ОЛП - 179 чел; Аргинский СХОЛП - 2 491 чел; Тындинский ОЛП - 704; Кухтеринский ОЛП - 574 чел; Ледянский ОЛП - 2 473 чел; Бушуйский ОЛП - 256 чел; Усть-Ниманский ОЛП - 747 чел; Хабаровский ОЛП - 223 чел. Итого  162 390 человек. (РГИА ДВ, ф. Р-3625, оп. 1, д. 35, л. 1-6.)

Уникальность БАМЛага состоит в том, что его подразделения были   растянуты вдоль Транссибирской магистрали  на расстоянии более 2000 километров.

В 1935-1938 годах БАМЛаг был одним из самых крупных лагерей СССР. В его состав входило не менее 20 лагерных отделений (ЛО) и отдельных лагерных пунктов (ОЛП). Так к концу 1933 года на сооружении вторых путей Транссиба были задействованы; 2-е Шимановское, 3-е Ерофеевское, 5-е Тахтамыгдинское, 6-е Шимановское и 8-е Свободненское отделения.
На строительстве БАМа были задействованы: Муртыгитское, Нюкжинское, Зейское, Стойбинское, Пермское отделения БАМЛага.

В январе 1934 года Френкель получает приказ о переброске всех изыскательских подразделений работающих на БАМе, а также основные строительные предприятия БАМЛага, на сооружение вторых путей Транссиба (от  Сковородино до Хабаровска). Видимо складывающаяся международная обстановка на советском Дальнем Востоке вынудила Правительство СССР отложить на второй план строительство БАМа.
Строительстве железнодорожной ветки БАМ-Тында продолжало осуществлять лишь одно отделение БАМЛага - первое (управление первоначально находилось в Тахтамыгде, затем передислоцировалось в «Красную Зорю»). В сентябре 1933 г. оно имело 11 179 заключенных, в 1935 г. - меньше, 10 817 чел.
                ***

Дислокация подразделений БАМЛага  в 1936 году свидетельствует о гигантском размахе работ, выполнявшихся заключенными: Верхне-Зейский колонизированный пункт - пос. Дамбуки, пос. Потехино; 15-е и 16 отделения, - г. Хабаровск; 4-е  - ст. Ерофей Павлович, 8-е  - г. Свободный; Ледянский ОЛП  - д. Толмачевка; 3-е  отделение - ст. Ксеньевская; 1-е - ст. Красная Заря; 5-е - ст. Тахтамыгда ; 9-е - ст. Магдагачи; 10-е - ст. Завитая; 11-е - ст. Архара; 12-е - ст. Облучье; 13-е - г. Биробиджан; Аргинский с/х ОЛП - ст. Арга; 16-е - ст. Вяземская; 17-е - ст. Бикин; 19-е  - ст.Уссури; 20-е - ст. Евгеньевка;  ОЛП - ст. Бира. (По бухгалтерским отчетам БАМЛага в архиве УВД Амурской области).

Хочу напомнить читателям, что отделения  БАМЛага - это в свою очередь огромные подразделения с собственным аппаратом управления и заключенными, количество которых доходило в последующие годы до двух десятков тысяч человек. Лагерные пункты и отдельные лагерные пункты также являлись подразделениями БАМЛаг с собственным аппаратом управления, самостоятельным балансом. Их численность колебалась от 3 до 15 тысяч заключенных.

Кроме того, БАМЛаг словно спрут разрастался в обе стороны Транссиба своими отростками в непролазную тайгу. Там строились новые ветки: разъезд БАМ (на Транссибе) –п. Тындинский, позже, в 1939 г. -  станция Известковая (на Транссибе) – Ургал. Тогда же силами заключенных строилось несколько узкоколейных веток военного назначения, а также автомобильно-гужевые дороги. А самое важное, проходила реконструкция Транссиба с укладкой вторых путей. Это был самый крупный лагерь в системе ГУЛаг, по своим масштабам он уступал только Колыме с Магаданом.

«Второе отделение, представляло из себя сложное хозяйство. В него входило и строительство вторых железнодорожных путей, и сооружение паровозоремонтных депо, вокзалов и других гражданских сооружений, были и механические мастерские, и свой мостострой, и пожарная команда, и подсобные сельские хозяйства, и своя агитбригада, и «околотки» - лечебницы, и изоляторы для провинившихся, и фаланги для штрафников и отказчиков, и десятки производственных фаланг, размещенных по обе стороны однопутки, с сотнями заключенных - «путеармейцев». (Сергей Воронин,  «Наказание без преступления»).

Писатель Сергей Воронин отбывал срок в 1934-1935 годах в Урульге, во 2-м отделении БАМЛага.
 
«Две главные движущие силы были в этом большом строительстве: стремление на волю и «горбушка». Здесь как нигде проводился железный закон: «Кто не работает, тот не ест». Когда строительство не укладывалось в сроки, администрация лагеря немедленно увеличивала рабочий день. «Работали по шестнадцать, а то и восемнадцать часов. Не успевали обсыхать. Подымали среди ночи на разгрузку, и не выспавшиеся зеки шли на стройки. У многих появилась «куриная слепота», то есть с наступлением вечера люди переставали видеть. Все больше оставалось больных в бараке: простуда, ревматизм, малярия». (С.А. Папков. Сталинский террор в Сибири. 1928-1941 гг.)

Согласно архивным документам, в разное время БАМЛагом руководили: Еремин Н.Ф., с 10.11.1932 по 28.08.1933гг.; Чунтонов М.М., с 28.08.1933 по 19.02.1934гг.;  Френкель Н.А. с 19.02.1934 по 22.05.1938 гг.

В период 1932–1937 гг., БАМЛаг занимался следующей деятельностью: реконструкция Транссибирской железной дороги ( в т.ч. строительство вторых путей на Забайкальской и Уссурийской железных дорогах) , гражданское строительство по трассе БАМа, проектно-изыскательские работы по строительству участка БАМа  Тында - Комсомольск , укладка пути на головном участке БАМа Тахтамыгда  (нулевая отметка БАМ) – п. Тындинский, подготовительные работы на участках БАМ - Известковая - Усть-Ниман (Ургал), Усть-Ниман (Ургал) – с. Пермское (Комсомольск), Тайшет - Падун, Тында -Зея, Комсомольск - Совгавань .

Если коротко, БАМЛаг в разные годы выполнял огромный объем работ по сооружению железнодорожных и автомобильных дорог, строительству промышленных и военных объектов на громадных территориях Дальнего Востока и Восточной Сибири.

В 70 годы прошлого столетия город Тында стал столицей всего строящегося БАМа. Так и город Свободный (словно насмешка: свобода и концлагерь в одном месте) в 30-х годах стал столицей БАМЛага, который раскинул свои лагерные подразделения на огромных территориях от Забайкалья до Тихого океана.

«Если непосильный труд не валил зэка с ног уже в первые недели, то лагерный голод постепенно доводил его до абсолютного отупения и без всякой физической работы. Он ползал по глинобитному полу барака, по мерзлой земле лагпункта в поисках крохи съестного. Ползало существо, свободное от всего человеческого.  Происходило это в городе, носящем имя Свободный». (Н. Сысоев, «Жандармы и чекисты»)

Еще, будучи мальчишкой, я слышал от многих людей, что на одном из перегонов Забайкальской ж. д., заключенные вырубили прямо в скале огромный бюст Сталина. Это история обросла многими жуткими легендами, говорили, что при его сооружении погибло много заключенных.

Намного позже, я узнал, что бюст Сталина вовсе не легенда, он действительно существовал, но не вырубленный в скале. Основанием бюста послужил каменный останец высотой 6 метров расположенный на вершине увала в месте изгиба железной дороги. В качестве материала использовались камень, кирпич, железная арматура и бетон. Покрытый известкой бюст, высотой 3 метра, хорошо просматривался с линии железной дороги. Позже к нему подвели освещение, а в пассажирских поездах объявляли о приближении к монументу, и даже осуществлялась стоянка поезда.
Он располагался на 7031 км, (ныне 6999 км.) Транссибирской магистрали к западу от ж. д. станции Амазар. Дело в том, что километровая разметка Транссибирской магистрали была изменена после сдачи нового байкальского спуска в 1949 году и превращения Кругобайкалки в тупиковую ветку после затопления Ангары в 1955-56 гг.

Я лично видел три любительских снимка этого бюста, сделанных разными фотографами. Его действительно соорудили  осужденные скульпторы БАМЛага (фамилии их мне неизвестны) в 1935 году, при строительстве вторых путей (от Карымской до Владивостока). Во всех публикациях говорится, что делали бюст три архитектора. Один вроде как сорвался со скалы и погиб, а двоих после завершения работ якобы освободили в 1936 году. Так это или нет проверить не возможно, архивных документов нет. Сам барельеф Сталина был взорван в 1956 году после объявления Н. С. Хрущевым культа личности Сталина, после ХХ съезда КПСС.

            Однако вернемся конкретно к БАМЛагу. Интересный факт: проектной организации по строительству БАМа еще не существовало (организация «БАМтранспроект» была создана лишь в 1937 году, а в 1939 году ее реорганизовали в «БАМпроект»).  В связи с тем, что изыскания по строительству БАМ только начались, а технического проекта не существовало, потребовалось реструктуризация только что созданных отделений БАМЛага. Определенной являлась лишь линия, которая должна была связать крохотный поселок  (зимовье) Тындинский с Транссибом. В этой связи сделали упор на реконструкцию и строительство вторых путей Транссиба. В конце 1933 года на Транссибе были задействованы 5 отделений БАМЛага, остальные на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, конкретно от поселка разъезда БАМ (на Транссибе) до п. Тындинский.

Численность заключенных (согласно архивным документам): декабрь 1932 г. - 3800 человек; июнь 1933 г. - 35 397 человек; январь 1934 г. - 62 130 человек; январь 1935 г. - 153 547 человек, январь 1936 г. - 180 067 человек, январь 1937 года - 127 483 человек, январь 1938 г. - 200 907 человек.

Репрессивная машина в те страшные годы работала круглосуточно, без перерывов.  В связи с огромным числом арестов пришлось применять не суды, а так называемые «тройки». Поскольку суды не справлялись, задействовали упрощенную процедуру. Это сводило расследование к минимуму. Человека второпях допрашивали и затем второпях приговаривали; иногда этому предшествовал краткий «суд». Известный советский военачальник генерал Александр Горбатов вспоминал, что суд над ним длился четыре-пять минут. Были сверены его личные данные и задан единственный вопрос: «Почему вы не сознались на следствии в своих преступлениях.  Приговор - пятнадцать лет»  (Горбатов, с. 127)

(Полностью книгу Виктора Прядкина "Неизвестный БАМ" можно прочитать на его странице на Проза.ру: http://www.proza.ru/avtor/viktor9)