Рождественское утро

Надежда Аверьянова
          Просыпаться не хочется…Сквозь сон слышно, как в большой печи потрескивают дрова, ноздри улавливают легкий запах дыма…Глаза не открываются….Я натягиваю одеяло на голову, но ничего не помогает.Бабушка подходит к кровати и легонько трогает за плечо:
-Надя, вставай…Пора нам с тобой пироги заводить.
-Бабушка, но ведь так рано…
-Вставай, лежебока, тесто перестоит, а печь скоро протопится. Да и времени уже почти 7 часов.
И добавляет свою присказку, которая всегда подтверждает серьезность намерений:
-Кто рано встает тому Бог подает.
Она уходит, шаркая тапочками, на кухню и начинает звенеть посудой.
Мне ничего не остается, как тоже вставать. Я спускаю ноги с кровати и нашариваю тапочки, не спуская с плеч теплое одеяло-  утром было прохладно, дом за ночь изрядно выстудило.За окном еще не рассвело…Медленно бреду на кухню умываться. Умывшись, присаживаюсь перед печкой, в которой весело потрескивают дрова, постепенно рассыпаясь на множество красных угольков. От печи тянет жаром… Я согреваюсь, настроение поднимается.
       Бабушка хлопочет у стола, ставит кастрюлю с горячей картошкой , банку с молоком, достает домашнее коровье масло .Мне пора готовить пюре на шаньги.Я мну картошку, а сама наблюдаю, как бабушка собирает рыбный пирог.Таких пирогов, наверное, уже никто не делает, разве что где-нибудь в глухой деревушке. Она раскладывает на тонком слое теста куски сырой рыбы, пустоты между ними заполняет смесью отваренного риса и репчатого лука, кладет небольшие пластинки лаврушки.При этом бабушка что-то нашептывает: то ли читает молитву, то ли делает наговор , чтобы стряпня удалась. Сверху пирог закрывает еще одним листом теста, которое, кажется, просвечивает , защипывает края , протыкает в нескольких местах сверху вилкой, а в дырку посередине вливает подсолнечное масло. Теперь пирог будет подходить в теплом месте, пока не протопилась печь. А я беру большой противень, из теста делаю заготовки для шанег и тоже ставлю их на «расстойку», чтобы поднялись, а потом обильно накладываю на них и тщательно разравниваю картофельное пюре.
           А бабушка уже подготавливает  почти протопившуюся печь. Она сгребает влажным березовым веником на длинной ручке все угольки на края обширной печи, освобождая середину для противней.
          Первыми отправляются в печку пирог и шанежки. Зев печи прикрывется заслонкой.А мы приступаем к лепке пирожков с капустой  и мясом.
Теперь в доме пахнет свежей выпечкой. Бабушка вынимает из печи шаньги. Мы смазываем их маслом, перекладываем на большую тарелку и прикрываем льняной салфеткой. У меня текут слюнки при виде этой душистой, румяной стряпни. Я пытаюсь взять в руки шанежку, но она обжигает руки.
-А ты с молочком ешь. Молоко-то холодное..
Я присаживаюсь к столу, наливаю в кружку молоко…
Кто-нибудь из вас знает вкус деревенских картофельных шанег с настоящим деревенским  молоком?
Наверняка, некоторые даже не представляют, какая разница между тем , что куплено где-нибудь в буфете и тем, что с любовью приготовлено собственными руками.

         Когда у нас  все готово, начинают просыпаться остальные,слышны голоса, дом оживает. А я подхожу к окну…На улице уже светло, искрится снег и иней на деревьях в лучах восходящего солнца. В лес уходит лыжня…На душе легко и празднично.Рождество!