Отцовский наказ

Александр Бочаров 3
(Из книги «О людях и для людей»)

  Многие из работников завода старшего поколения  хорошо знали и относились с должным уважением к бывшему нормировщику железнодорожного цеха Василию Алексеевичу Меренкову. Это был грамотный специалист, глубоко разбиравшийся в экономической и производственной  жизни цеха и завода, щедро делившийся своими знаниями и опытом с работавшими с ним  рядом  людьми. Но не только за  эти деловые качества любили и ценили его люди, но прежде всего за человечность – был он добр и отзывчив душой, доброжелателен в общении. И вот сегодня в железнодорожном цехе его фамилия вновь и вновь у всех на устах:
  – Вам нужен лучший молодой рабочий нашего цеха?- переспросил мой вопрос, чуть оторвавшись от стола и каких-то своих срочных дел,  начальник железнодорожного цеха   Виталий Николаевич Королев, - так это, конечно, только Меренков, вы можете с ним прямо сегодня и встретиться, и он всё вам расскажет сам о своей профессии. Сегодня он как раз работает под второй печью…
 Тепловоз Сергея Меренкова стоял перед переездом, невдалеке от второй доменной печи, когда я осторожно подошёл к нему.   Железнодорожники только-только отъехали от печи, оставив там один из ковшей, и  ожидали, когда он наполнится только что рождённым ферромарганцем, чтобы затем подцепить его к другим и отвести к разливочным машинам на склад  холодного чугуна.  Возить расплавленный металл на разливку –  это  работа очень сложная и опасная, требует от машиниста и его помощника большой аккуратности. Это для экипажа и большая честь, и большое доверие  машинисту, и возложенная  на  него  большая ответственность перед всем заводским коллективом, а не только перед доменщиками. Я смотрю на мощную громаду тепловоза и думаю: « Как же мне увидеть машиниста, или подать ему сигнал?».  Но вот  из его окошка тепловоза выглянул и сам машинист  Сергей Васильевич Меренков: он очень молод на вид, с живым и острым взглядом, и я не мог не отметить, что этим  взглядом и всеми движениями своими он очень похожий на Василия Алексеевича, своего отца.  Точно такой: живой и подвижный, стремительно и всё сразу ловящий на лету.
  – Да, да,– улыбается он, отвечая дружески и приветливо на первый же мой вопрос, — возить металл нужно очень и очень осторожно. Не более трех километров в час! Машинист и его помощник должны быть в это время предельно внимательными. И работники пути, диспетчеры, нам тоже помогают, предупреждают народ, что перемещается по заводской территории по пути нашего следования, о том, что мы везём очень опасный груз!..
  Не сразу Сергей оказался в железнодорожном цехе и избрал столь сложную профессию заводского  машиниста.  «…Хоть это и отцовский наказ,- признаётся  он мне, - уж больно он хотел, чтобы я работал в этом железнодорожном цехе, ведь здесь отработал он всю свою трудовую жизнь! Но вначале, вопреки его воле,  я избрал совсем другую профессию. Но всё-таки, в конце - концов, так и получилось – как он хотел, словно по его наказу!..».
 Да, вначале рабочий путь Сергея пошёл иначе, в несколько ином направлении от отцовского наказа. После окончания Косогорской средней школы № 65 он поступил в профессионально-техническое училище № 26, чтобы учиться здесь на сварщика. Многие его приятели тогда стремились освоить эту профессию, а он с ними тоже за компанию! Затем  была служба в армии. Служил он на границе в Киргизии, в погранвойсках. Там и повзрослел, возмужал, да и ума набрался.  Вернулся домой, прислушался более внимательно к отцовским словам и  внял им.  И теперь он очень благодарен его наказу и  ни о чём не жалеет.
 Первым его учителем в цехе стал машинист тепловоза Владимир Иванович Утенин, начал он у него работать помощником машиниста. Как и чему Утенин  его учил? Прежде всего,  уважению к своей профессии, а это, прежде всего, он учил его , как добросовестно ухаживать за своим  тепловозом. Видел Владимир Иванович, что старается паренек, однако не сразу, а чуть погодя  и  очень осторожно, стал давать ему самому попробовать управлять тепловозом. Как же это тогда понравилось Сергею! Видно в самое сердце попал ему тот отцовский наказ, а быть может и действительно, что-то было заложено в нём генетически  от отца? Теперь и он  сам  уже советует молодым: «…Чтобы освоить профессию машиниста нужно сразу же полюбить её, внимательно вникать во все тонкости работы тепловоза, расспрашивать обо всём и не стесняться более опытных работников, если что-то не ясно. И не бояться, а стараться, ко всему внимательными быть!».
 – Работа, конечно,  сложная,- подчёркивает постоянно в разговоре со мной Сергей, - у помощника моего тоже, как и у машиниста, работы хватает. Он не только вместе со мной  следит за безопасностью передвижения тепловоза, но ещё и отцепляет или прицепляет вагоны или  ковши, подаёт сигналы машинисту, закрепляет на рельсах  вагоны или ковши, да и мало ли что делает другое! Но более всего, в постижении профессии, он должен очень захотеть стать машинистом…».
 Двадцать лет уже отработал в цехе Сергей Меренков. Гордится он не только своей профессией, но и своей фамилией, той памятью об его отце, которая до сих пор жива о нём в цехе.
 Александр Бочаров.
2004.