Пески. Действие Пятое

Иван Донецкий
               
                Квартира Марченко.

                1

День приезда  З о р и н а. Полночь.  З о р и н ы  сидят за кухонным столом друг против друга. На столе тарелки с закуской, бутылка водки, две рюмки. В крошечной комнате скрипит креслом-кроватью  М а р ч е н к о. В маленьком комнате  Д а ш а  лежит на диване,  П е т я  – на полу.

П е т я. Ага! А я с папой буду спать!
Д а ш а. И я хочу!
П е т я. А ты – с мамой. (Д а ш а  хнычет.)
З о р и н а (слегка поворачивая голову на плач). Даша, что опять случилось?
Д а ш а (сквозь слёзы). А почему Петька, а не я с папой спит?
З о р и н а (гладит лежащие на столе руки  м у ж а  и шёпотом говорит в сторону комнаты). Даша, это я должна плакать, что Петя сегодня с папой спит. (З о р и н у.) Видишь, как дети за тобой соскучились... (Д а ш а  громче плачет.)  Пойду, успокою. Поговорить не даст.

Встаёт, целует  м у ж а, уходит в комнату, где садится на край дивана, гладит  Д а ш у  по голове и тихо плачет вместе с ней.
 
Д а ш а. Мамочка, ты тоже с папой спать хочешь?
З о р и н а. Нет, Дашенька, мы с тобой будем спать.
Д а ш а. А плачешь тогда почему?
З о р и н а (улыбаясь в темноте). От радости, что папа вернулся.
Д а ш а. А баушка с дедушкой когда приедут?
З о р и н а. Скоро.
Д а ш а. Когда?
З о р и н а. Не знаю.
Д а ш а (капризно). Я домой хочу. Там игрушки мои, кровать, там Настя моя боится, когда стреляют, писяется и глазками моргает.
З о р и н, слыша разговор в комнате, наливает рюмку водки, пьёт.
З о р и н а (обнимая, шепчет). Спи, моя золотая. Настя твоя уже спит. Завтра проснёмся и гулять пойдём все вместе – ты, Петя, бабушка, папа и я – всей семьёй.
Д а ш а (громко, по-детски шепчет в ответ). А деда Вася и баушка?
З о р и н а. Когда приедут, то вместе с нами пойдут.
Д а ш а. А укроты их не убьют?
З о р и н а. Кто тебе такую глупость сказал?
Д а ш а. Петя.
З о р и н а. Ох, и Петя! Задам я ему, чтоб глупости не болтал и сестричку не пугал. Спи, моя маленькая. (Нараспев.) Глазки, Даша, закрывай, Даша, быстро засыпай. Закрыла?
Д а ш а. Нет.
З о р и н а. Почему?
Д а ш а. Они не закрываются.
З о р и н а. Ну, полежи молча с открытыми. Спокойной ночи.
Д е т и (Д а ш а  громко, П е т я  тихо). Спокойной ночи, мама.
Д а ш а. Спокойной ночи, папа, спокойной ночи, все.
З о р и н а. Спите. Уже поздно. (Возвращается в кухню, целует  м у ж а, садится.) Перевозбудились.
З о р и н (тихо). Ни Насти у неё, ни дедушки и баушки.
З о р и н а. Расскажи.
З о р и н (разливает водку). Давай сперва помянём. (Пьют, закусывают.) Прямое попадание. Отец полночи откапывал, а я и не знал. Сначала, говорит, стонала, потом затихла. Я пришёл, а она уже не отзывается. Помог ему достать. Рельсом придавило. (Пауза.) И обстрел вроде не сильный, я даже заснул, ещё подумал, ночь хорошая, спокойная: всего два или три прилёта. А когда к дому подходил, то словно почувствовал, всё внутри похолодело. В другом углу сидела бы, жива была.
З о р и н а. А Василий Сергеевич где был?
З о р и н. Во дворе. Смотрел, кто куда стреляет.
З о р и н а. А он как погиб?
З о р и н. Точно не знаю. На следующий день после мамы дядя Витя разбудил и сказал: «Серёга, сматывай удочки, батько твой двух укропов замочил». Я у Жеки спрятался. Дядя Витя потом рассказывал, что к папе утром, после маминых похорон, в летнюю кухню человек пять укропов пришли. Зачем – он не знает. Трое во дворе курили, а двое внутрь зашли. Что там было, он не видел, но тот укроп, который стоял лицом к кухне, вдруг из автомата в кухню очередь дал. Потом они на носилках своих унесли, а в кухню гранату бросили.
З о р и н а. Зачем?
З о р и н. Не знаю. Со зла или чтобы следы замести.
З о р и н а. А похоронили его где?
З о р и н. Я не хоронил. Жека с дядей Витей сказали мне: «Мы похороним. Ты ему не поможешь, а себя и нас под пули подведёшь». Рядом с мамой положили. (Вытирает ладонью лицо, глаза.) Теперь не огород, а семейное кладбище.
З о р и н а. Жаль, что не простился.
З о р и н. Та куда, они меня по всему посёлку искали. (Пауза.) Надо было после похорон мамы забрать его сразу к себе. Ну, ты ж его знаешь – упёрся как пень. Я ему говорю: «Пошли, – а он, – Иди, я один хочу побыть». Думаю, летняя кухня цела, спать есть где, пусть погорюет. Они сорок лет вместе прожили. Бутылку водки принёс ему, думал, выпьет, заснёт, а завтра к себе заберу. Стеречь всё равно нечего, дом разбит. (Пуаза.) Если б я раньше их пришёл, то может и жив был бы…
З о р и н а. Если бы да кабы.
З о р и н. Надо было в мае идти в ополчение.
З о р и н а. Давай помянём. (Наливает водку.) Царствие небесное рабам божиим Василию и Надежде.
З о р и н. Земля им пухом.
Пьют не чокаясь. Длинная пауза.
З о р и н а. А голуби  у дяди Вити целы?
З о р и н. Разнесло голубятню к чертям собачьим…
З о р и н а. И как он?
З о р и н (усмехаясь). Топор точит. Говорит: «Голубей я им, мать-перемать, не прощу!»
З о р и н а. Уезжать не хочет?
З о р и н. Не-е.
З о р и н а. А Укропина ещё там?
З о р и н. Укропина отгребла по полной. Сначала в сарай к ней прилетело, а потом в дом. До колена ногу оторвало.
З о р и н а. Поняла, наконец, кто в кого стреляет?
З о р и н. Не знаю.
З о р и н а. Ты, смотрю, спаточки хочешь?
З о р и н. Не столько спать, сколько… (Встаёт, подходит к  З о р и н о й.)
З о р и н а (отстраняясь). Так не заснули ещё.
З о р и н. А мы тихо. (Обнимает.)
З о р и н а. Кому что, а курке – просо.
З о р и н. Я полгода о тебе мечтал. (Ведёт её за руку, слегка упирающуюся, в ванную.)

                Звук поцелуев, возня на фоне журчания воды.

Г о л о с  З о р и н о й. А на спине что?
Г о л о с  З о р и н а. Осколком зацепило.
Г о л о с  З о р и н о й. Давно?
Г о л о с  З о р и н а. Недели через две после вашего отъезда. Октябрьский от нас опять утюжили…
Г о л о с  З о р и н о й. Так и кошмарят народ по обе стороны?
Г о л о с  З о р и н а. Они для этого и приехали. Но в тот раз ответка пришла: меня поцарапало, а у них двухсотый и четыре трёхсотых.
Г о л о с  З о р и н о й (тревожно). И на ноге, смотрю.
Г о л о с  З о р и н а. Говорю же – в погреб не успел. (Весело.) Но главное место не зацепили.

                Шлепок по ягодице.

Г о л о с  З о р и н о й. Это что ли?
Г о л о с  З о р и н а. С другой стороны.
Г о л о с  З о р и н о й. Не знаю, не знаю, я то место ещё не…

Звук поцелуя, возня, вздохи прерываются стуком упавшей занавески и посыпавшихся пластиковых бутылочек.

Г о л о с  З о р и н о й (смеётся). Я так и знала.
Г о л о с  З о р и н а. По голове не попало?
Г о л о с  З о р и н о й (довольно). Не-е.
Г о л о с  З о р и н а. Только хотел сказать, не держись за занавеску…
Г о л о с  З о р и н о й. А я за неё и не держалась. Она сама мне в руку влезла.
Г о л о с  З о р и н а. Вредная какая! Хорошо, что после.
Г о л о с  З о р и н о й. И после и не по голове. Должно же нам хоть в чём-то в этой жизни везти?
Г о л о с  З о р и н а. С тобой мне уже повезло.
Г о л о с  З о р и н о й. А мне – с тобой. Если б ты знал, как я без тебя скучала! Если б не дети, пешком пошла через блокпосты.
Г о л о с  З о р и н а. Дай поцелую и занавеску приделаю, чтоб тёща в первый же день не выгнала. (Звук  шуршащей занавески и расставляемых шампуней.) 
Г о л о с  З о р и н о й. Залазь в ванную. (Плеск воды.) Не садись, дай ноги помою.
Г о л о с  З о р и н а. И остальное, пожалуйста. (Пауза.) Ой!..
Г о л о с  З о р и н о й. Извини, больно?
Г о л о с  З о р и н а. Уже приятно.
Г о л о с  З о р и н о й. Разучилась обращаться. Садись. (Плеск.) Ручку. Вторую. Спинку.
Г о л о с  З о р и н а (вздыхает). Как долго я об этом мечтал. Я из-за стрельбы сны перестал видеть. Один раз видел, когда дня два не стреляли, но, к сожалению, не тебя.
Г о л о с  З о р и н о й. А кого?
Г о л о с  З о р и н а. Ерунда какая-то! Кто-то гнался за мной, убить хотел…
Г о л о с  З о р и н о й. А я тебя несколько раз видела. (Плеск.) Хотя кошмары чаще…
Г о л о с  З о р и н а. Я, как вы уехали, спал сначала на твоей подушке, а когда она выдохлась, духи твои нюхал и всё боялся, что никогда уже ни тебя, ни детей не увижу.
Г о л о с  З о р и н о й. Слава богу, пережили. Чист, аки младенец. Я на кухню.

                Идёт к плите. Через время с мокрой головой появляется  З о р и н.

З о р и н. Сбылась мечта идиота.
З о р и н а (поворачиваясь от плиты.). Да. Ты жив, дети в соседней комнате… (Пауза.) Как мало для счастья надо…
З о р и н. Давай за всё хорошее. (Наливает водку. Пьют.) А вы как без меня?
З о р и н а. Плохо. Я когда приехала, то месяц или два из интернета не вылезала, всё ждала, что Пески освободят. Басурина, Соловьёва смотрела, а потом всех возненавидела. Басурин хоть в Донецке, а у тех морды откормленные, глаза весёлые, индюками ходят и бла-бла-бла, гул-гул-гул… Твари!..
З о р и н. Басурин – это кто?
З о р и н а. Да, так, голова говорящая. Я теперь мультики с Дашей смотрю.
З о р и н. Моргать и заикаться она, когда начала?
З о р и н а. За месяц до твоего приезда. Я так и не поняла, почему. Дома всё хорошо, а тут… Первый месяц она, правда, плакала и говорила: «Хочу домой, к папе». Я ей говорю нельзя, а она: «Вызывайте вертолёт, я туда поеду, там мои игрушки, мой дом». Валерьянкой попоила, она успокоилась, на танцы отвела, ей нравится, а в апреле ни с того ни с сего заморгала.
З о р и н. Ладно, солнце моё. Бум надеяться, всё пройдёт. (Задумчиво.) Не верится, что двадцать километров отсюда людей убивают, дома грабят, и никому до этого дела нет. Я в ванной с женой, а Жека с дядей Витей – в погребах, бендеровским тварям честь отдают… Маразм какой-то, сюр…
З о р и н а. Я к этому долго не могла привыкнуть. Выхожу на улицу: кругом женщины с колясками, дети бегают, мороженное едят, а мы, словно из фильма ужаса вернулась, на солнце вышли… И никому не интересно, что мы с детьми пережили! Я своими рассказами даже мешаю им, спокойствие нарушаю. Мне кажется, если Украина даст им прибавку к зарплатам, то они мигом забудет убитых и закричит «Слава Украине!», а меня за напоминание побьют и прогонят. Я здесь чужая. Меня даже мама не всегда понимает. Об остальных и не говорю, они живут по принципу: задуши ближнего – получи кредит. Хорошо, что ты приехал. (Обнимает его.) Вместе будем с тобой ездить.
З о р и н. Куда?
З о р и н а. На Октябрьский. Там у меня подруга живёт. С ней и её соседями легче. Они всё понимают. И к тебе, между прочим, я там ближе была. Казалось, протяни руку и вот он ты. Добежала бы минут за десять. Смотрела в сторону Песок, а ворон чёрный каркал: «Прямо пидешь, смэрть знайдэшь».
З о р и н. Ворону этому башку мы свернём, обещаю.

                Занавес.

                2

Через неделю после приезда. Поздний вечер.  М а р ч е н к о  похрапывает в кресле-кровати.  Д е т и  спят.  З о р и н ы  сидят на кухне за накрытым столом.

З о р и н а. Ты мне скажешь, куда по утрам ходишь?
З о р и н. В военкомат.
З о р и н а. Зачем?
З о р и н. В армию хочу пойти.
З о р и н а. Куда-куда? Ты ж не служил!
З о р и н. Тань, ну, как ты не понимаешь? Я же мужик. Ради тебя и детей я всё вытерпел. Думаешь, мне легко было смотреть, как они Асёну убили, как Даша плакала, как они тебя обыскивали? Я готов был голыми руками их всех передушить.
З о р и н а. Но это уже в прошлом.
З о р и н. Для детей и женщин, к счастью, да, а для мужчин всё только начинается.
З о р и н а. Что для тебя начинается?
З о р и н. Всё. Я свободен от иллюзий о братском народе, о единой стране. Я их похоронил вместе с родителями. Теперь око за око.
З о р и н а. Не надо мстить. Это плохой путь, тупиковый…
З о р и н. Мне надо. Понимаешь?
З о р и н а. Самоуважение можно по-другому восстановить.
З о р и н. Это как?
З о р и н а.  Пойти, например, к психологу или психиатру.
З о р и н. Отлично! Мою жену и детей выгнали из дома, родителей убили, а я пойду плакать к психологу и бить резиновой палкой по резиновому чучелу. Нет уж, моя дорогая. Я от чувства вины перед вами, от ненависти и презрения к убийцам моих родителей избавлюсь старыми дедовскими методами. А к психиатрам  и психологам пусть их матери ходят.
З о р и н а. Но ведь и тебя могут убить.
З о р и н. Могут, но у меня есть плюсы.
З о р и н а. У смерти нет плюсов.
З о р и н. Ошибаешься. Если меня убьют, я перестану жалеть о том, что вовремя не ушёл в ополчение, не защитил свой дом и родителей. (Наливает рюмку, пьёт.) Я после их смерти спать боюсь. Закрываю глаза и вижу, как мама задыхается в подвале, а папа лежит, разорванный гранатой. Вижу во всех деталях, так чётко, будто я там был. (Пауза.)
З о р и н а. Пойдём спать. Даша рано встаёт и всех будит.
З о р и н (берёт бутылку). Бахни ещё со мной.
З о р и н а. Извини, голова болит.
З о р и н (наливает рюмку). Боже, прими за лекарство. (Пьёт.)

                Занавес

                Между пятым и шестым действием проходит три месяца.


Продолжение: http://www.proza.ru/2015/12/17/1646