Пески. Действие Первое

Иван Донецкий
                Пески
                История одной семьи

               
                Я мог бы выразить свою ненависть прямо сейчас.
                Это я умею. Но всему своё время. А пока я буду
                рассказывать. И расскажу такое, что со всех концов
                света они приедут только для того, чтобы меня убить.
                Тогда с этим будет покончено, и я буду удовлетворён.

                Селин Л.-Ф. Смерть в кредит


                Драма в пяти действиях с эпилогом

                Действующие лица:

З о р и н а, крупная 30 летняя женщина с узкой талией и широким тазом, учитель русского языка и литературы.
З о р и н, её муж, 36 лет, высокий, худощавый инженер-программист, типичный ботаник в очках.
П е т я, восьмилетний сын З о р и н ы х.
Д а ш а, пятилетняя дочь  З о р и н ы х.
В а с и л и й  С е р г е е в и ч, отец  З о р и н а, ГРОЗ на пенсии.
М а р ч е н к о, мать  З о р и н о й, учитель младших классов.
С е л и н  И в а н  И в а н о в и ч, полный пожилой психиатр, с небритой бородой и усами.
П е т р о в  А н д р е й  П а в л о в и ч, молодой психиатр.
Ж а д о б и н а  Г а л и н а  Н а у м о в н а, заведующая психиатрическим отделением, старая, толстая, на ухо туговатая.
Л а в р е н к о  Е в д о к и я  С т е п а н о в н а, старшая медсестра с излишне громким голосом.
Я н а  и  С н е ж а н а, молодые женщины в оправе из драгоценных металлов и камней.   
А н ж е л а, шестилетняя дочь  Я н ы, в красивом, красном платье с рюшами.
Б о й ц ы  б а т а л ь о н а  Д У К  «П р а в ы й  с е к т о р».
Б о й ц ы  б а т а л ь о н а  «А й д а р».
Б о е ц  В С У.
Ж у р н а л и с т, молодая женщина с микрофоном «5 канала» в руке и фальшивой доброжелательностью в голосе.
О п е р а т о р, с кинокамерой на плече.
М е д с ё с т р ы  и  с а н и т а р к и.
Г у л я ю щ а я  п у б л и к а.
П о д р о с т к и.
Д е т и.
               
                Действие первое

                Частный дом в посёлке Пески, занятом украинской армией. Слева - двор с закрытыми воротами, две берёзы с перебитыми, висящими ветками. В центре и справа - дом с прихожей, кухней, гостиной и детской. Возле рампы дорога, по которой проезжает военная техника. Военные в ней, не обращая внимания на действие, смеются, кричат, поют пьяными голосами украинские песни.

                П е т я  бросает в них камни из-за забора. З о р и н  выходит из дома.

З о р и н. Петя!
П е т я. Что?
З о р и н (подходит к нему). Сколько раз тебе говорить, чтоб не бросал камни в военных?
П е т я (исподлобья). Это не камни.
З о р и н. А что?
П е т я. Гранаты.
З о р и н (невольно улыбаясь). Час от часу не легче! Гранаты тем более нельзя.
П е т я. Почему?
З о р и н. Если увидят, у нас будут неприятности.
П е т я. Не увидят. Я из-за забора.
З о р и н. За забором они не видят, что бросает мальчик и могут выстрелить.
П е т я. Ну, и пусть выстрелят.
З о р и н. Петя! (Смотрит укоризненно.)
П е т я (со слезами в голосе). А почему они Асёну убили? Она маленькая была, ласковая и никого не кусала.
З о р и н (гладит его по голове). Асёну мы с мамой тоже любили, но камни в военных не бросаем.
П е т я. А почему они…
З о р и н (обнимает его, целует сверху в голову). Петя, давай без почему. Я тебя очень прошу: не бросай камни.
П е т я (смотря в сторону). Я когда вырасту, куплю себе автомат или танк…
З о р и н. Хорошо. А пока камни выбрось. (Петя нехотя выбрасывает камни.) Пообещай мне, что ты не будешь бросать камни, в военных. (Пауза.) Не слышу.

                Заходят в дом.  Ко двору подъезжает машина, ворота распахиваются, в о е н н ы е  с чёрно-красными нарукавными нашивками вкатывают во двор миномёт «Василёк», за ними идут  ж у р н а л и с т  и  о п е р а т о р  в касках, бронежилетах с надписями «Pressa».  З о р и н  и  П е т я  проходят в детскую. Завидев их,  З о р и н а  уходит на кухню.  З о р и н, ероша волосы на голове  П е т и, подталкивает его к  Д а ш е.

З о р и н. Поиграй с Дашей, пока мы с мамой обед приготовим.
П е т я. А можно я костёр распалю?
З о р и н. Конечно. Когда мама скажет, я тебя позову.

                Действие идёт одновременно в четырёх местах и реплики актёры произносят, не мешая друг другу:

              1) Во дворе  в о е н н ы е  устанавливают миномёт.

              2) В гостиной 1 – й  в о е н н ы й  разговаривает с  З о р и н ы м:

1-й  в о е н н ы й. Хозяин?
З о р и н. Да.
1-й  в о е н н ы й. Кто в доме?
З о р и н. Жена, двое детей и я.
1-й  в о е н н ы й. Чужих нет?
З о р и н. Нет.
1-й  в о е н н ы й.  Оружия нет?
З о р и н. Нет.
1-й  в о е н н ы й. Сейчас посмотрим. (З о р и н  поворачивается на плач  Д а ш и.) Стоять. (Угрожает автоматом.)

              3) В кухне - З о р и н а  режет ножом морковь, оттопырив перевязанный большой палец правой руки.  2 – й военный заходит в кухню:

2-й в о е н н ы й (тихо подходит и гладит  З о р и н у  по заду). Жиночка яка файна!
З о р и н а (резко поворачивается с ножом в руке). Руки при себе держите.
2-й в о е н н ы й (угрожая автоматом). Ножа залышь. Ты дывы яка цаца…

   Берёт со стола яблоко и, кусая его, идёт детскую.

              4) В детской -  Д а ш а  сидит на полу и с улыбкой наблюдает за  П е т е й, который гудит и, объезжая её ножки машинкой, умышленно цепляет их. Завидев чужого дядю с автоматом,  Д а ш а  плачет,  П е т я  бычится (З о р и н  в гостиной поворачивается на плач  Д а ш и).  2 – й  в о н н ы й, не обращая на  д е т е й  внимания, заглядывает в шкаф, под кровать и молча выходит в гостиную.

1-й  в о е н н ы й. Что там?
2-й  в о е н н ы й (грызя яблоко). Жинка и диты.

                В комнату вбегает   з а р я ж а ю щ и й. Смотрит по сторонам.

1-й  в о е н н ы й. Тебе чего?
З а р я ж а ю щ и й. Треба шось такэ… (Шарит глазами по комнате.) Мабуть цэ…

                Хватает покрывало с дивана, убегает.

1-й  в о е н н ы й (Зорину).  Всем в подвал и после того как мы отработаем, час не высовываться, если жить хотите.

                Военные идут к выходу.

2-й  в о е н н ы й (приятно удивлённый). Баба там з вот такою сракою. (Показывает руками.) Я б с задоволенням зайихав…
1-й  в о е н н ы й. Щас гляну. (Заходит в кухню.) Всё нормально, хозяйка? (Зорина поворачивается. 1 – й  в о е н н ы й  бесцеремонно разглядывает её.) Всё на месте. Очень хорошо. (Возвращается ко  2 – м у  в о е н н о м у.) Бабец знатный! Возьми на заметку. Не пропадать же добру?

                Уходят, плеснув цинично смехом.  З о р и н  и  З о р и н а  идут в детскую.  Д а ш а, завидев  р о д и т е л е й, плачет ещё громче.  З о р и н а  обнимает её.

З о р и н. В подвал приказали лезть.
З о р и н а. Слышала. Костёр разжёг?
З о р и н. Нет.
П е т я. Я буду распаливать.
З о р и н а. Разжигать, а не распаливать.
П е т я. А папа говорит распаливать.
Ж у р н а л и с т (входит в дом, кричит). Хозяева! Алло! Где вы? (Входит в детскую.) Здравствуйте. (Старшие  З о р и н ы  молча кивают, П е т я  смотрит исподлобья,  Д а ш а  отвернулась, обняв  м а м у.) О, у вас тут вся семья в сборе! (Заходит  о п е р а т о р.) Готов? (О н  кивает.) Начали. (Поворачивается к  З о р и н ы м.) Я бы хотела задать вам несколько вопросов. Что вы думаете о российской агрессии на Украине? Что вы видели своими глазами? 
З о р и н. Я своими глазами видел, что украинская армия стреляет по Донецку.
Ж у р н а л и с т. К сожалению, без помощи армии нельзя изгнать российских агрессоров из Донбасса.
З о р и н. А кто вам сказал, что российские агрессоры находятся в Донецке?
Ж у р н а л и с т. Это общепризнано.
З о р и н. А вы лично видели?
Ж у р н а л и с т. Я в Донецке не была.
З о р и н. А мнение жителей Донецка вас не интересует?
Ж у р н а л и с т. Если бы не интересовало, я бы с вами не разговаривала. Международное сообщество считает, что Россия оккупировала Крым, а теперь Донбасс.
З о р и н. Крым провёл референдум о присоединении к России…
Ж у р н а л и с т. Никто не признал этот референдум...
З о р и н. Сделав Украину тюрьмой для русских...
З о р и н а (громко). Серёжа!
З о р и н. Что, Серёжа? Хиба рэвуть волы, як ясла повни?
З о р и н а (журналисту). Извините, мы третий месяц под обстрелом, без света, телевизора. Нервы у мужа на пределе.
Ж у р н а л и с т. Я очень сожалею, что вы так живёте, но Президент Порошенко делает всё возможное, чтобы изгнать российских оккупантов с Украины.
З о р и н. До прихода украинской армии мы жили нормально.
Ж у р н а л и с т. Я надеюсь, скоро всё наладится и Донбасс будет опять украинским. Спасибо за интервью. До свиданья. (Оператору.) Пойдём.
 
                Выходят из детской.

Г о л о с  о п е р а т о р а. Всё получилось?
Г о л о с  ж у р н а л и с т а. Даже лучше, чем хотела.
З о р и н. Сейчас начнут.
З о р и н а. Может, к отцу перебежим?
З о р и н. Бери детей и беги. Я останусь: без нас последнее вынесут. (Очень громкий выстрел. Все вздрагивают. В прихожей вылетают стёкла.) Поздно.
П е т я. Это от нас?
З о р и н. Пока от нас. Давайте - в погреб. (Идёт в прихожую, открывает лаз.)
               
                З о р и н а  с детьми спускаются в погреб.

Г о л о с  З о р и н о й. Серёжа!
З о р и н. Стёкла уберу и спущусь.

                Сметает под стену стёкла и смотрит во двор. Василёк установлен дулом в левую часть зрительного зала. Рядом с ним лежит покрывало, на котором пять кассет с минами. Сзади миномёта тренога с кинокамерой,  о п е р а т о р  и  ж у р н а л и с т.  М и н о м ё т ч и к и, выполняя свою работу, часто оглядываются на кинокамеру и ведут себя как плохие актёры.

К о м а н д и р  (весело, в кинокамеру). Ну, что, друзья, зашлём сепарам подарок.
З а р я ж а ю щ и й (вставляя кассету в миномёт).  Аллах акбар!
К о м а н д и р. Кассета! Огонь!
 
                Н а в о д ч и к  стреляет. Через пять секунд слышны четыре отдалённых взрыва.

З а р я ж а ю щ и й (поворачивается, удовлетворённо объясняет в кинокамеру). Взрывы пишлы! Им там, мля, нэ сладко.
К о м а н д и р (заряжающему). Давай следующую.

                З а р я ж а ю щ и й  вставляет кассету. Н а в о д ч и к  крутит ручку, ствол миномёта движется в центр зрительного зала. 

К о м а н д и р. Кассета! Огонь!

            Н а в о д ч и к  нажимает ручку, четыре выстрела. К о м а н д и р  с  з а р я ж а ю щ и м  отворачиваются, закрывая уши. Отдалённые взрывы.  Н а в о д ч и к  быстро крутит ручку и целится уже в левую часть зала.

К о м а н д и р (заряжающему). Олежа, отойди, всё кино заслонил. (Смееётся.)

                З а р я ж а ю щ и й  неловко вертится и, оглядываясь на камеру, отходит. Быстро, уже без разговоров отстреливают кассету и, бросив миномёт, убегают со сцены. Взрывы. После паузы  м и н о м ё т ч и к и,  ж у р н а л и с т  и  о п е р а т о р  возвращаются.

К о м а н д и р (с досадой). Грёбаные сепары, не клюнули! Повторим?
Ж у р н а л и с т. Зачем? Вас мы сняли, видео с разбитыми домами у нас есть, мужчина в доме сказал, что своими глазами видел российских агрессоров в Донецке…
К о м а н д и р. Не может быть! Как вы такое из сепара выдавили? Нас тут даже дети ненавидят.
Ж у р н а л и с т. Если мне заказывают материал о российской агрессии на Донбассе, то я его делаю.
К о м а н д и р. Вы не только красивы, но и умны. Значит, передача уже готова?
Ж у р н а л и с т. Если бы пришла ответка, то была бы бомба, а так… (Разводит руки.)
К о м а н д и р. Мы старались.
Ж у р н а л и с т. Плохо старались. Вы мне пару слов скажите, как защищаете жителей Донбасса от российских оккупантов?
К о м а н д и р. В обмен на ваш телефон.
Ж у р н а л и с т (кокетливо улыбаясь). Я подумаю.
К о м а н д и р. Миномёт  нужен?
Ж у р н а л и с т. Нет.
К о м а н д и р (кричит). Сворачиваемся, парни.

                М и н о м ё т ч и к и  переводят миномёт в походное положение, цепляют к машине и уезжают с  ж у р н а л и с т а м и.  З о р и н а  и  д е т и  вылезают из погреба. Из дома, озираясь, выходит  З о р и н. Поднимает покрывало, трусит и быстро возвращается в дом.

З о р и н а. Ты бы хоть меня пожалел.
З о р и н. Что такое?
З о р и н а. Почему я должна переживать ещё и за тебя?
З о р и н. Пришла бы ответка, я бы спрятался.
П е т я. И я больше не полезу в погреб.
Д а ш а. И я.

                К дому, оглядываясь, подходит  у к р а и н с к и й   в о е н н ы й.   Одет плохо, рюкзак на спине.

В о е н н ы й (негромко). Хозяйка.
З о р и н (выглядывая в окно). Иди, твой пришёл.
З о р и н а (улыбаясь, торопливо выходит на крыльцо). Здравствуйте! Рада вас видеть.
В о е н н ы й. Я тут дитям прынис, мабуть, в останий раз. (З о р и н а  вопросительно смотрит.) Ротация.
З о р и н а (огорчённо). Жаль. Точнее, я рада, что вы уезжаете, но вы нам стали как родной. И не только из-за хлеба и сгущёнки…
В о е н н ы й (снимает рюкзак). Тикы вы скажыть свойим, щоб мовчалы, бо цэ нэ дужэ… У нас тэж ризьни люды э…

                Выкладывает под дверь банки консервов, даёт в руки  З о р и н о й  две буханки хлеба.

З о р и н а. Нет-нет. Мы никому не скажем. Дай вам бог здоровья и счастья. Не знаю, как и благодарить. Приезжайте к нам потом. Наш дом всегда – ваш.
В о е н н ы й. Тикайтэ звидцы. Цэ нэ мисцэ для жинок та дитэй. (Уходит.)
З о р и н а (в спину). Прощай. Храни тебя господь.

                Смотрит вслед, прижимая две буханки хлеба к груди. Когда военный скрывается за воротами, заходит в дом.

З о р и н. Ну, что наш кормилец?
З о р и н а. Кончился наш кормилец.
З о р и н. Что так?
З о р и н а. Ротация.
З о р и н. Я так и не понял, почему он тебе хлеб со сгущёнкой таскал?
З о р и н а. Не мне, а детям.
З о р и н. Благодетель, мать его!
З о р и н а. Зря ты так. Сельский пацан, из-под Миргорода, рыжий, беззубый, добрый. Мне его по-человечески жаль.
З о р и н. А мне нет. Пришёл в мой дом, разбил детский сад, школу, в которые мои дети ходили.
З о р и н а. Не он же лично.
З о р и н. Какая разница? Даже если он снаряды подавал или кашу варил - он на той стороне.
З о р и н а. Как бы ни было, а благодаря ему наши дети хлеб ели.
З о р и н. И что, мне ему в ножки поклониться?
З о р и н а. Как знаешь, а я поклонилась и пригласила к нам в гости после войны.
З о р и н. Ещё чего?..

                Входят три  б о й ц а  б а т а л ь о н а   «А й д а р» в полной экипировке. Два с автоматами Калашникова на груди, один с пулемётом.  Д е т и  прячутся в детскую.

1 – б о е ц (руки на автомате). Хто хозяин?
З о р и н (устало). Я.
1 – б о е ц. Хто в доме?
З о р и н. Жена и двое детей.
1 – б о е ц. Чужих нет?
З о р и н. Нет.
З о р и н а. Извините, но ваши только что были. Сколько раз в день можно проверять?
1 – б о е ц. Сколько надо, столько и будем. Прикажут: обшмонаем и хату и тебя. (С ухмылкой.) Тебя ж сегодня не шмонали?
З о р и н а. Нет.
1 – б о е ц (играя татуированными пальцами на автомате, демонстративно осматривает  З о р и н у  с ног до головы). А следовало бы. Мало ли что ты заныкала и куда. (Цинично улыбается.)

                З о р и н  делает шаг к жене.

Б о е ц  с  п у л е м ё т о м (упирая ствол в грудь  З о р и н а). Ну, ты, не рыпайся.
1 – б о е ц (поворачивая голову с сторону  З о р и н а). Мужик, ты чем-то недоволен?
З о р и н а (миролюбиво). У нас посторонних нет, и не было уже три месяца.
1 – б о е ц. Я тя не спрашиваю. Базарить будешь, когда разрешу. (З о р и н у.) У тя, мужик, проблемы? (З о р и н  молчит.) Отвечай, когда старшие спрашивают.
З о р и н (тихо). Нет.
1 – б о е ц. Нэ чую. Как на митингах орать, так голос есть, а как за базары отвечать - нет. В глаза мне смотри. (З о р и н  смотрит ему в глаза, играя желваками.) Вы, тупые кроты, которые мешают нам жить хорошо. Правительство приказало очистить Украину от совка и ваты. Европа и Штаты нас крышуют. Ты меня понял, урод? (З о р и н  молчит.)
З о р и н а (заискивающе). Мы вас поняли. Мы тоже граждане Украины.
1 – б о е ц. Во как! А скажи мне, сладенькая, как настоящие граждане Украины выражают любовь к своей стране?

                Смотрит насмешливо на  З о р и н у.  О н а  - в сторону.  О н  поворачивает к себе её лицо за подбородок.  З о р и н  хочет подойти к жене.

Б о е ц  с  п у л е м ё т о м (толкает  З о р и н а  дулом в грудь). Стояты, Зорька.
1 – б о е ц. Вы тут в Донецке забыли, в каком государстве живёте. Мы здесь, чтобы вам напомнить. (Поворачивается к  З о р и н у.) Иди сюда, становись рядом с ней. (З о р и н  подходит, обнимает  ж е н у.) Хорошо. А теперь хором поёте гимн Украины. С вами никто его не разучивал? (Молчание.) Не слышу ответа.
З о р и н а (еле слышно). Нет.
1 – б о е ц. Вот и разучим. А ты говорила, что мы без дела шляемся, а у нас тут работы (цинично улыбается ей) непочатый край, с тобой особенно. Ну, я слухаю. (Молчание.) Я з вамы нэ шуткую. Гымн спивайтэ… (Передёргивает затвор автомата и наводит на  З о р и н а.)
З о р и н а (тихо, дрожащим голосом). Щэ нэ вмэрла Украйина…
1 – б о е ц (З о р и н у). А ты чё, слов гимна страны, которая тебя кормит, не знаешь? Гымна риднойи крайины?
З о р и н (смотрит в глаза). Моя Родина – СССР.

                1 -  б о е ц  не спеша убирает автомат за спину и бьёт  З о р и н а  кулаком в живот. З о р и н  резко наклоняется, хватаясь руками за живот, очки падают, разбиваются.  З о р и н а, склоняясь к мужу, что-то шепчет ему на ухо.
 
1 – б о е ц. Считай, что отделался лёгким телесным предупреждением. Нет такой страны, и не было. Ты родился на Украине. Запомнил?
З о р и н а. Не надо его бить. Мы сейчас споём. Он знает слова, только петь не умеет. Давай, Серёжа, споём.

                З о р и н  разгибается. Они нестройно поют гимн Украины.  С о л д а т ы  улыбаясь, подыгрывая  с т а р ш е м у, становится по стойке смирно, кладут правую ладонь на левую половину груди и подпевают. 1 – й   б о е ц  перебивает всех после первого куплета.

1 – б о е ц. Отлично! А якым гаслом трэба закинчыты гымн? (Молчание.) У вас в Донецке все такие тупые или только вы? Трэба крычаты: Слава Украйини! Гэроям слава! Щэ раз гымн и гасло.

                З о р и н ы  ещё раз поют первый куплет.  С о л д а т ы  скучают.

1 – б о е ц. А гасло?
З о р и н ы (нестройно). Слава Украине, героям слава.
1 – б о е ц. Вы прямо-таки на глазах становитесь гражданами Украины. Теперь я могу спокойно оставить вас на священной украинской земле, право жить на которой вы ещё не заслужили. (Бойцам.) Уходим. (З о р и н ы м.) Завтра опять придём, и если не встретите гимном Украины то… (Передёргивает затвор автомата.) Зрозумилы?
З о р и н а. Да.
1 – б о е ц. Вот и ладушки.

                Уходят.  З о р и н  обнимает  ж е н у. Из детской выбегают  д е т и  и обнимают  р о д и т е л е й.

З о р и н. Не надо было вам на это смотреть.
П е т я. Я вырасту и всех их убью.
Д а ш а. А я лопаткой ударю.
               
                Занавес.   

Продолжение: http://www.proza.ru/2015/12/17/1631