Девять Заповедей Блаженств. Глава 3

Галина Николаевна Николаева
                5-я Заповедь: «БЛАЖЕННЫ МИЛОСТИВЫЕ, ИБО ОНИ ПОМИЛОВАНЫ БУДУТ» 
   
        Что всего нужнее человеку грешному? Милость Божия, невзыскание по грехам нашим, продолжение к нам долготерпения Божия, дарование еще времени на покаяние, самое возбуждение души к покаянию, прощение грехов, а в конце концов — помилование на Страшном Суде Божием. Потому-то Церковь, от лица нашего, часто произносит: «Господи, помилуй!
         Итак, собрат грешник, если ты признал уже себя величайшим грешником, достойным всякого осуждения и муки, если познал мерзость и нелепость грехов, безмерное оскорбление чрез них Господа Бога и величайшую ответственность за них; если ты алчешь и жаждешь оправдания и помилования Божия, то постарайся оказывать, возможную для тебя, милость к ближним: «блажени милостивии, — говорит Господь, — яко тии помиловани будут».
         За милость к братии, сам получишь милость от Бога; за милость временную — милость вечную, за милость малую — милость безконечно великую: ибо удостоишься не только помилования от вечного за грехи осуждения на суде Божием, но и получишь вечное блаженство. Милость к ближнему удобно может оказывать всякий, потому что милость бывает различная, как различны нужды человека, — духовные и телесные, как различно положение людей в обществе, их состояние и звание.

        Начальник может оказывать милость снисхождением, кротостию к согрешающим, терпением, вниманием к заслугам подчиненных и награждением их; подчиненный всегдашнею исправностию, покорностию, усердием.
 Ученый может оказывать милость ближним, просвещая невежд, проводя в общество правые суждения о вере, о жизни, о цели бытия человека на земле, о благах земных, о смерти, о правде Божией, о суде вечном, или обличая общественные пороки.
        Богатый может оказывать милость ближнему, жертвуя от своего имущества на нужды Церкви и служителей ее, на благотворительные заведения, или подавая щедрую милостыню бедным. Бедный своей признательностию и усердием в служении богатому, своею молитвою за благодетелей.
Пастырь — искренним и непрестанным попечением о спасении душ человеческих, непрестанным поучением их в слове Божием, всегдашнею готовностию к исполнению приходских треб, к подаче советов, наставлений, утешений.
        А пасомые — почтительностью, благопокорностию и признательностью к пастырям, снисхождением недостаткам и усердною молитвою за них.

        Главные дела милости телесной, общие для всех, следующие:
        1) алчущего напитать,
        2) жаждущего напоить,
        3) одеть нагого, или имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде,
        4) посетить находящегося в темнице,
        5) посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению, или христианскому приготовлению к смерти, т. е. позвать священника для исповеди и приобщения его Св. Таин Христовых,
        6) странника принять в дом и успокоить и
        7) погребать умерших в бедности на свое иждивение, или на собранные подаяния.

        О всех этих делах милости, кроме последнего, упоминает Сам Господь при изображении последнего Страшного Суда Своего. Вот Его слова: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов, и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
        Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25:31—36).

        Из этих слов Господа вы видите, братия, и то, как для нас необходимо и как важно — безконечно важно — христианское милосердие. Необходимо потому, что без дел милости невозможно наследовать уготованное от сложения мира Царство для благословенных Отца Небесного, и будет «суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2:13); безконечно важно потому, что милость, оказываемая ближнему, оказывается лично Самому Иисусу Христу, по свидетельству Его Самого: «понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе» (Мф. 25:40); ибо все люди, особенно христиане, суть братия Его меньшие, а христиане — и члены Его.

        Дела милости духовной следующие:
        1) обратить чрез увещание грешника от заблуждения, например, человека неверующего, или иноверца, раскольника, или пьяницу, блудника, расточителя и проч.;
        2) невежду научить истине и добру, например, неумеющего молиться Богу, научить молиться, незнающего заповедей Божиих, научить заповедям и исполнению их;
        3) подать ближнему вовремя добрый совет, — например, в затруднении или в опасности, которой он не примечает, в болезни, при злоумышлении кого-либо на чью жизнь или благосостояние;
        4) молиться за всех Богу: «молитеся друг за друга, яко да исцелеете» (Иак.5:16) утешать печальных: «утешайте малодушныя» (1Сол.5:14);
        5) утешать печальных: «утешайте малодушныя» (1Сол.5:14);
        6) не воздавать или не мстить за зло, которое сделали нам люди, «ни единому же зла за зло воздающе» (Римл.12:17); или «досаждения за досаждение» (1Петр.3:9) или «не себе отмщающе, возлюблении, но дадите место гневу» (Римл.12:19), т. е. Божию;
        7) от сердца прощать обиды, зная и памятуя, что обижающий другого, прежде всего обижает себя, навлекая на себя великий гнев Божий; что он обижает по наущению вражию; что мы заслуживаем обиды своими грехами, и наконец, что Бог нам самим прощает грехи и оскорбления наши, причиняемые Его Величию.
        Помните эти заповеди Господни и старайтесь неопустительно исполнять их: ибо «раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много» (Лук.12:47).

        Теперь побеседуем о побуждениях к милосердию и о том, как должно миловать и подавать милостыню, и с каким расположением духа.

        «Блажени милостивии: яко тии помилованы будут».
        Ничто так не свойственно истинному христианину, как милость или милосердие к ближнему. Почему? — Потому что христианская вера и Церковь непрестанно возвещают нам о безконечном милосердии Господа Бога к людям, которое, непрестанно являясь во всем мире, открылось наипаче в ниспослании на землю Богом Отцом Сына Его единородного для спасения мира от вечной погибели, — и в основании на земле Церкви Христовой или общества спасаемых, которое наиболее является непрестанно в роде христианском и особенно в семи Святых Таинствах.
        Так например, в крещении, чрез которое мы все стали чадами Божиими, или в причащении, в котором мы столь часто делаемся причастниками самого Тела и самой Крови Господа Иисуса Христа и в Нем — жизни вечной.

        Всякий из нас ежедневно чувствует над самим собою милость Божию великую, безмерную, многоразличную. Но если Господь Бог наш столько милосерд и вообще ко всем людям, и к нам христианам в особенности, то и мы должны быть милосерды друг к другу. Сам Господь убеждает нас быть милосердыми к ближним, именно — милосердием Божиим к нам. «Будите милосерди, — говорит Он, — якоже Отец ваш Небесный милосерд есть» (Лук.6:36).

        Весь Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа преимущественно завещает нам взаимную любовь и милосердие; Он научает нас сему и разными притчами, например, притчею о милосердом Самарянине (Лук.10:30—37), притчею о десяти девах (Мф.25:1—13), притчею о немилосердом должнике тьмою талантов (Мф.18:24—35) и много раз прямо учит нас милосердию: «шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы?» (Мф.9:12—13); «будите милосерди» (Лук.6:36); продадите имения ваша и дадите милостыню (Лук. 12:33), будите блази, милосерди и проч.
        Особенно научает нас милосердию всеми деяниями Спасителя между людьми, ибо все эти деяния были не иное что, как дела Его милосердия к людям. Сверх всего этого, милосердие особенно должно быть свойственно христианину и потому, что он называется членом Церкви Христовой, члены которой суть Его сочлены, или члены единого с Ним тела.

        И так как в этом теле много немощных членов, или претерпевающих различные лишения и нужды, то нет ничего естественнее и справедливее, как сочувствовать, сострадать немощному или нуждающемуся члену и помогать ему, чем кто из сочленов может, смотря по нужде сочлена, по состоянию и званию того, кто печется, милосердствует о нуждающемся члене.
        «Как тело одно, но имеет многие члены, — говорит св. апостол Павел, — так и... члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих… Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1Кор:12,12—27).

        Вот, что должно побуждать каждого из нас к неопустительному и посильному исполнению заповеди о милосердии, т. е., во-первых, безконечное милосердие Божие к роду человеческому вообще, к христианам в частности и к каждому из нас в особенности; во-вторых — прямая заповедь Евангелия, в-третьих — пример Господа нашего Иисуса Христа и в-четвертых — самое название наше христианами, т. е. членами Христовыми, членами тела Его.
К этому прибавьте еще свойственное каждому из нас чувство милосердия, вложенного в природу нашу Самим Богом, которое и дикаря побуждает к состраданию страждущему и которое тем более должно быть в христианине. А самое множество подобных нам человеков, терпящих разные мучительные нужды, множество бедных, несчастных, голодных, нагих, больных, не должно ли пробуждать в нас естественное чувство милосердия?

         Если мы себе желаем от других сострадания и помощи, когда терпим болезнь, беду и нужду, то не по всей ли справедливости должны ожидать от нас этого сострадания и другие? «Как хотите, чтобы поступали с вами люди, — говорит Господь, — так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). А таланты, данные каждому из нас Богом для общего блага, а не для угождения только нашему собственному самолюбию, разве не побуждают нас к услуге нашим собратиям в их нужде?
        Видите, сколько побуждений к милосердию? Господь Иисус Христос и св. мужи Ветхого и Нового Завета не к чему так сильно не побуждают, как к милосердию. Господь говорит: «благотворите, и взаим дайте, ничесоже чающе: и будет мзда ваша многа, и будете сынове Вышняго: яко Той благ есть на безблагодатныя и злыя» (Лук.6:35).

        «Посмотрите, как постоянно внушают милосердие мужи боговдохновенные и как оно близко их сердцу», пишет св. Григорий Богослов. «Не так они возвещают об нем, чтоб раз или два поговорили что-нибудь о бедных и потом отступились; не так, чтобы одни упоминали о милосердии, а другие — нет, или некоторые говорили о нем больше, а другие меньше, как будто бы оно не было важным и крайне нужным предметом.
        Нет — они все, и каждый в особенности, почитая сию заповедь главною или одною из главных, с ревностью побуждают нас к исполнению ее, то увещаниями, то угрозами, иногда упреками, а иногда и похвалами милосердым; и все это для того, чтобы непрестанными напоминаниями о сей заповеди усилить ее действия в сердцах наших.
        Никакое служение так не угодно Богу, как милосердие, потому что оно всего более сродно Богу, Которому предходят милость и истина, и Которому должно приносить в дар милость прежде суда; — и праведный Мздовоздаятель ни за что так не вознаграждает Своим человеколюбием, как за человеколюбие».

        Указывая на одинаковость природы в нас и в бедных, и этим взаимным сродством нашим побуждая нас к милосердию, он же говорит: „они одинаковое с нами получили естество; из того же составлены брения, из какого и мы; или лучше — если должно упомянуть о важнейшем — они также как и мы, одарены образом Божиим и хранят то, может быть, лучше нас, хотя и истлели телом, — в единого облечены Христа по внутреннему человеку; одинаковый с нами приняли в сохранение залог Духа, участвуют в одних с нами законах, глаголах Божиих, заветах, собраниях, таинствах, надеждах; за них равно умер Христос, взявший на Себя грех всего мира; они суть наследники небесной жизни, хотя весьма много отчуждены от земной; они спогребаются Христу, и совосстают с Ним; страдают с Ним, дабы с Ним и прославиться.

        И так не презри брата твоего, не пробеги мимо его, не гнушайся им, как нечистотою, как заразою, как чем-то отвратительным и отверженным. Это твой член, хотя и покривило его несчастие. «Тебе оставлен есть нищий» (Пс.9:35), как Самому Богу, хотя ты слишком надменно проходишь мимо его.
Тебе предлагается случай доказать свое человеколюбие, хотя и отвращает тебя враг от собственного твоего счастия. Вразумись чужими бедами. Дай хотя самую малость бедному, и то не будет малостию для того, кто во всем нуждается, — и для Самого Бога, если подаяние будет по силе.
        Вместо великого дара, принеси усердие. Ничего не имеешь? Утешь слезою. Великое врачевство злополучному, когда кто от души пожалеет о нем, несчастие много облегчается искренним соболезнованием. Так учит нас и разум, и закон, и собственный опыт, и справедливейшие из людей.

        У первых христиан, т. е. живших при апостолах и после них, было все общее: богатые и достаточные добровольно жертвовали своим имением и деньгами, и собранное хранилось у предстоятелей Церкви, которые употребляли оное на содержание бедных, вдов, сирот, больных, странных, заключенных в узах и других нуждающихся.
        «Есть у нас род сокровищницы», пишет один церковный учитель, «каждый ежемесячно, или когда пожелает, вносит в нее, сколько может и сколько хочет. Эти подаяния употребляются на пропитание и погребение бедных; на содержание детей, лишившихся родителей, на старцев, из дому уже не выходящих и работать не могущих, на облегчение участи несчастных, потерпевших кораблекрушение… Составляя между собою одно сердце и одну душу, можем ли мы отказаться от общности имущества?».

        Наконец, и то должно служить важным побуждением к милосердию, что оно весьма полезно для самих благотворителей; ибо оно укрепляет в них чувство человеколюбия, доставляет чистейшие радости их сердцу, привлекает к ним любовь и расположение ближних и, что всего важнее, приобретает им любовь и благоволение Божие, утешая надеждою помилования на Страшном Суде Божием и надеждою вечного блаженства. 
        «Являя плод благотворения, ты соберешь его сам для себя», пишет св. Василий Великий, «потому что благотворность добрых дел возвращается к дающим». Подал ты алчущему? И поданное тобою делается твоею собственности, возвратившись к тебе с приращением. Как хлебное зерно, упав в землю, обращается в прибыль бросившего, так хлеб поверженный алчущему в последствии приносит стократную пользу.
        У тебя принимать будет Бог; хвалить тебя будут Ангелы, ублажать станут все люди, сколько их ни было бы от создания мира. Вечная слава, венец правды, Царство Небесное будут тебе наградою за доброе расположение сим тленным имуществом.

        Св. Григорий Богослов пишет: «благоразумны те, кои не веря благам настоящим, собирают себе сокровище в будущем, и, видя непостоянство и переменчивость благополучия человеческого, любят благотворительность, которая никогда не изменит»7.
        Кому и как должно подавать милостыню? Иисус Христос говорит: всякому «просящему у тебе дай» (Мф.5:42), значит, должно помогать и благотворить всем, не делая разбора в лицах, состоянии, происхождении, вероисповедании. Каждому истинно нуждающемуся должно оказывать милость.
        Св. Григорий Богослов говорит: „Мы должны отверзать утробу милосердия всем бедным и по какой бы то ни было причине страждущим; должны, как человеки, приносить человекам дань благотворительности, какая бы ни заставляла их нужда искать помощи, вдовство ли или сиротство, или изгнанье из отечества, или жестокость властителей, или наглость начальствующих, или безчеловечье собирателей подати, или алчность врагов, или опись имения, или кораблекрушение.

        Ибо все они одинаковое имеют право на сожаленье, и также смотрят на руки наши, как мы на руки Божии, когда чего просим, и гораздо лучше простирать руку и недостойным, нежели из опасенья встретиться с недостойными, лишать благодеяния и достойных».
Должно помогать не по тщеславью и самолюбью, не из желанья благодарности и вознагражденья, но безкорыстно, для угождения Богу и из любви к ближнему.
        «Милостыня, зараженная болезнью тщеславья, не есть уже дело милосердия», пишет св. Иоанн Златоуст, «но хвастовство и жестокосердие: ибо ты этим публично осмеиваешь брата твоего».
        Милостыня состоит не в том, чтобы давать деньги, но в том, чтобы давать с христианским чувством милосердья. Должно благотворить и помогать добровольно, охотно, искренно, радушно, с почтительностью и непритворною любовью к бедным, без всякого негодованья, досады и презрения,

        «Каждый уделяй по расположению сердца, — говорит св. апостол Павел, — не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор.9:7). «Раздробляй алчущим хлеб твой, и нищия безкровныя введи в дом твой» (Ис.58:7), «и все это делай радушно, — говорит св. Григорий Богослов: «милуяй, — сказано, — с добрым изволением» (Рим.12:8). Таким образом, готовность твоя усугубит цену твоего доброго дела. Ибо что делается с печалью или по нужде, то не может быть приятным; оказывая благодеяния, должно радоваться, а не сетовать».
        «Творить милостыню, значит не просто давать, — говорит св. Иоанн Златоуст, — но с усердьем и радостью и с чувством благодарности к принимающему». И так, если кто дает не с таким расположеньем, тот лучше не давай. Ибо это не милостыня, а напрасная трата… Ведь то и милостыня, когда подаешь ее с радостью и думаешь, что сам больше получаешь, нежели даешь.

        Далее, должно делать добро из своей собственности, а не из чужой, на которую не имеем никакого законного права, при том из собственности, приобретенной честными трудами, а не хищеньем, обманом и неправдою; и чтобы подавать милостыню достаточную, надобно ограничивать свои издержки. 
        Например, не покупать излишних и дорогих вещей, без коих легко можно обойтись; ибо это есть похищенье собственности бедных, так как избытки наши принадлежат им. Надо благотворить и помогать постоянно, не ослабевая в своей ревности от встречающихся затруднений и препятствий при исполнении этой обязанности.
        Св. Златоуст говорит: «милостыня, сказано, и вера, да не оскудевают у тебя». Не сказано: сделай благодеяние однажды, дважды, трижды, десять, сто раз, но во всякое время: да не оставляет тебя, сказано. При подаянии милостыни надо отличать истинно бедных от бедных только по наружности; надо помогать по своим силам и средствам; предпочитать более бедных менее бедным; достойнейших менее достойнейшим; своих ближайших и родных — посторонним. Для этого некоторые из отцов Церкви советуют раздаяние милостыни поручать людям опытным.

        Но не надо быть и слишком пытливым и разборчивым относительно бедных, чтобы не лишить нашей помощи истинно нуждающихся. «Ибо нет примера, — говорит св. Златоуст, — чтоб слишком разборчивый в таковых случаях принял когда-либо святого. Но таковый всего чаще попадает на обманщиков. Посему умоляю вас, будем все делать в простоте».
        Наконец, не должно много думать о своих добрых делах, а почитать себя только раздаятелем даров Божиих. «Ты никогда не будешь щедрее Бога, говорит св. Григорий Богослов, хотя бы и пожертвовал всем, что имеешь, хотя бы отдал вместе с имуществом и самого себя; ибо и то самое, чтобы отдать себя Богу, человек получает от Него же. Сколько ты ни уплатишь Ему, все еще больше того будет оставаться на тебе, и ничего не дашь ты своего, поелику все от Бога».

        И так скажем еще в заключении нашей беседы: «блажени милостивии: яко тии помиловани будут». О, какая великая награда за милость к ближнему — быть самому помиловану от Бога на всеобщем и страшном пред всем миром испытании и наследовать уготованное от сложения мира Царство Небесное. Аминь.

   Продолжение следует.