Вера без фарисейства

Владислав Плеханов
                (Слова Отца Игоря, записанные после бесед с ним)

<В угловых скобках помещены мои комментарии>

                1. О кратчайшем пути к Богу.

Пастыри вперёд волхвов пришли ко Христу. Потому что были простосердечны и добры  к а к   д е т и . А мудрецы шли долгим путём. Они пришли к истине, что Бог воплотился, но к мысли-то пришли, а ум не может вместить этого. А в детском  простосердечии это очень понятно и без умствований.

Быть как дети и любить всех без разбору одинаково — это путь любви к Богу, самый короткий и простой. Только так мы можем показать свою любовь к Богу*.
---------------
*Так же по детски простосердечно надо любить и Бога, искренно беседуя с Ним как с любящим Отцом.


                2. О человеке

Человек создан не для того, чтобы пополнить коллекцию творений Божиих, а для того, чтобы быть другом Божиим, создан по образу и подобию Его.

К а ж д ы й   человек неповторим. Душа его дороже всех сокровищ мира, потому что она дыхание уст Божиих.



                3. О жизни сердца

После своего воскресения Господь являлся сокрытым от глаз учеников, потому что хотел  быть  у з н а н н ы м   с е р д ц е м .  Как это было на пути в Эммаус, когда двое его учеников сказали: "Горело же в нас сердце"*. Это как молчаливый призыв к жизни сердца. Есть заповеди, которые нужно угадывать...

Как говорит Дух Святой не воплощаясь, не имея губ, языка? Он говорит в сердце. Так Он говорил пророкам, Иову.

Можно ли снимать с себя крестик? Крест нужно носить в сердце, так чтобы если и снимешь его с груди, он оставался бы с тобой.

Пилат омыл руки, а сердце осталось запятнаным.

---------------------------------------------
*"И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам писания." (Лука 24:32)


                4. Первые христиане

Первые христиане не думали о множестве этих условностей, они думали как бы  подарить сердце своё ближнему.

                5. Христианская жизнь в миру

Нам в миру необходимо смирение, частая исповедь и причащение.

                6. О смирении

Смирение - без труда спасение.

Если в тебе гордость, то зачем все твои старания, они не помогут тебе. Что от них толку.

Сколько семей желало стать родителями Мессии начиная от Евы и Адама. Однако родила Его та, которая и не мечтала об этом. Она искренно хотела быть рабой у божией избранницы и Господь призрел не смирение рабы Своея.

Образ истинной христианской жизни у Иоанна Предтечи: "Ему <то есть Христу> расти, а мне умаляться".

                7. Об исповеди

Во время исповеди нужно чувствовать себя приговорённым к смертной казни. Как Штирлиц перебирал в голове все варианты, чтобы оправдаться. Но нам, чтобы быть оправданными, надо обвинить себя. Только так можно покаяться. Мы прежде Суда должны уже осудить себя сами.

Покаявшись, надо верить, что Господь простит, если священник отпустил грехи. Иначе это будет недоверие к таинству, хула на Духа Святого.

И двадцать абортов простит Господь, если покаешься и не повторишь. А другой возгордится, посчитает себя лучше, что не крал, не убивал и согрешит больше. Надо искренно молиться: "Господи, прости меня, я согрешил больше всех".

Всё простит Господь, лишь бы мы были достойны этого прощения: не осуждали, прощали друг друга. Нет такого греха, который не простил бы Господь.



                8. О причастии

Для причастия нужны три условия, без которых нельзя приступать:

1. Вера в таинство.
2. Сокрушение сердца. Что я недостойный, неукрашенный ничем принимаю своего Творца.
3. Не иметь ни на кого злобы или обиды.

Если не будет одного из этих трёх, никакой пост, никакие молитвенные правила не помогут. Но сих трёх уже достаточно.

После причастия надо постараться быть лучше и осторожнее.
Главное после причастия, поблагодарив Бога, не празднословить, не делиться с соседями последними новостями, сохранить в себе святыню.


                9. Не сотвори себе кумира

Нельзя ни из чего делать кумира: ни из поста, ни из молитвы, ни из послушания, ни из духовного отца (Я павлов, я апеллесов), так как когда это случается, то получается тонкое христианское язычество. Нельзя  делать кумира даже из заповедей, кроме двух заповедей любви.

Пост и молитва - костыли, приводящие нас к любви, к Богу. Из них нельзя делать культа. Если ты в гостях, ешь, что подали. Но если кто скажет, что это не постное, то ради  этих слов, чтобы не искушать не ешь. Нельзя говорить: "Вот я пощусь, поэтому не могу этого есть". Во-первых, потому что обижаешь угощающего, во-вторых, делаешь свой пост явным, как фарисей. "Мясо ешьте, друг друга не ешьте" - как сказал один епископ.

Когда молишься, и кто-то постучал или позвонил, надо прервать молитву ради гостя. Ибо Христос пришёл к тебе. Что если бы Авраам молился и не принял странников. Он бы не принял Пресвятую Троицу.

Господь на суде не спросит с нас за то, что мы не там поставили свечку, не спросит сколько постились и сколько поклонов сделали. Он спросит с нас за обиды ближних. Ведь и свечки и поклоны и пост - это чтобы научиться не осуждать, терпеть и не обижать, а любить. Господь будет судить нас по Евангелию.

                10. Одна правда и одна истина

Боязнь порчи, сглаза, колдовства есть страх ложный, насылаемый на нас, чтобы мы не увидели истинного виновника зла - дьявола, стоящего позади нас как лев, желающий поглотить нас. "Разделяй и властвуй" - древнейшее дьявольское правило. Пока мы вместе - мы сила. Поодиночке он  нас всех перебьёт с нашей отдельной правдой. Есть одна правда и одна истина: Христос. А мы каждый держимся за свою правду и оттого ссоримся.

Если я обиделся, значит я горд.

                11. О Евангелии

Евангелие - зеркало души и правды Божией.

                12. О Церкви

Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. <Мать кровь за тебя пролила и свет глазам открыла. Так и Церковь, только в большей степени. Родила в жизнь вечную, открыла глаза сердца на любовь Отчую. Пролила кровь мученическую, исповедуя для тебя в лице Иисуса Христа Сына Божия.>

                13. О спасении

Вне церкви нет святыни. Спасение - это соединение с Богом через таинства Церкви. Спасение даётся даром. Что нужно для спасения?

1. Правильная, истинная вера.
2. Жизнь по этой вере. 

                14. О искушениях


Искушение следует за добрыми делами как тень за телом. Не заботиться о завтрашнем дне - это об искушениях. "Да будет на всё воля Твоя", "Возверзи на Господа печаль твою и Той тя пропитает".

Кто раздражается на людей досаждающих, тот отказывается от покоя Христова.


                15. Как относиться ко снам?

Тут же их забыть. Грешникам святые не являются.
 
 
                16. О званных на великую вечерю

"Человек некий" это Бог. "Некий" потому что неведомый нам. "Вечеря уготованная" - это праздник в конце жизни, на который приглашается каждый человек перед смертью. Этот праздник не застолье, а радость, в которую приглашается каждый, радость вечная, бессмертная. <А земная жизнь - это путь на эту вечерю или отказ от неё>. "Мало избранных" не потому что Господь разборчив, а потому что немногие считают Бога достойным того, чтобы пожертвовать ради Него чем-то земным.

                17. Храм

Храм - это училище, в котором учат спасению. Нигде не может оно быть преподано так и ни какими науками. В храме верующий учится духовными озарениями.

Конечно Бог есть везде, и везде можно поклоняться Ему в духе и истине. Но храм - это место особого присутствия Его, и к молитве в храме Он особенно благоволит.


                18. О стяжании Духа Святого.

Дух Святой надо стяжать мытаревой молитвой.


                19. Буква мертвит, Дух животворит...

Буква мертвит, Дух животворит. Нельзя творить себе кумира даже из библейской буквы. Даже библейская буква может погубить человека. Многие современники Христа  замкнулись в букве и погибли в ней.


                20. О крестной жертве.

Если бы была необходимость спасти и одного человека, то Господь снова бы, не колеблясь, перенёс крестные страдания. Но жертва уже принесена и принесена с избытком.


                21. О воскресших душою.

Кто душою воскрес пусть пребывает на небесах.


                22. Как относиться к тем, кто согрешает.

<Надо внутренне осознавать и помнить:> "Я в сто раз хуже".

                23. Как молиться о духовном отце?

"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй отца моего духовного (имя), даруй ему душевный мир и всех Твоих благ и его святыми молитвами остави мне мои прегрешения".

                24. Как молиться о близких и дальних?

"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй раба Твоего(имя), даруй ему
душевный мир и всех Твоих благ."


                25. Как молиться о врагах?

Так же как о ближних: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй раба Твоего(имя), даруй ему душевный мир и всех Твоих благ."


                26. Как молиться о тех, кто с тобой ссоре?

"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных."

         27. Причащался ли Иуда на тайной вечери и если причащался, то почему предал?

В сущности не важно причащался Иуда на тайной вечери или нет. Если мы подходим к Причастию с любящим сердцем, то причащаемся Ему, а если с предательским, не искренним, то как Иуда, принявший с куском хлеба, омоченным в солило, дьявола.


                28. О простосердечии

<В простоте сердца ищите Бога.> Где просто, там ангелов по сто, а где мудрено, там ни одного. Ангелы явились пастырям во множестве, а волхвам только звезда.

                29. Ещё раз о смирении

- Батюшка, что значат слова в "Великом каноне" "И будеши великий купец"?
- Вы лучше почитайте о мытаре и фарисее. <Там жемчужина Евангелия>.

- Батюшка, что значит "Божественный сумрак"?
- Бог есть свет и нет в Нём никакой тьмы.
- А мы читали у Лосского о "Божественном сумраке."
- Вы лучше почитайте о мытаре и фарисее.
 
На похвалу батюшки - "Возгордимся, батюшка".
- Грешникам нечем гордиться.


Стоит нас чуть прижать и мы на попятную. Поэтому мы не соль земли, не свет миру.

Высшая степень смирения - держать ум в аду - это для подвизающихся, для монахов, у которых есть опытные руководители, которые сами умеют это делать. Это когда человек думает, что все спасутся, только он будет в аду. Здесь есть опасность. Можно так в нём и остаться, впав в крайнее уныние, отчаяние или возомнив о себе.


                30. Когда не знаешь, что делать

Надо обратиться к Господу: "Господи, вразуми, что для меня (для нас) лучше".               

                31. В день Рождества Христова.

... И вот мы, живые храмы пришли в этот храм чтобы создать из наших сердец ясли, нововместилище Христово.

                32. О первых христианах.

Они собирались ночью, рискуя положением, свободой, жизнью. И собравшись ожидали епископа, предстоятеля или даже самого ученика Христова. И вот он входил, и это было живым напоминанием того, как Христос воскресший являлся своим ученикам, и в нём они видели Его. Они не шли на службу как на повинность, как рабы из страха, что Господь накажет, но как дети приходили с радостью.



                33. В чём великая сила Креста?

На кресте боролись божественная любовь и справедливость. И любовь победила.


                34. О фарисействе

Древние фарисеи и книжники заповеди о любви оставили и вместо них стали уделять больше внимания преданиям старцев, внешней, формальной стороне, так как она легче, заменив ею трудную, связанную с потом и кровью. Так сейчас и мы повторяем их обрядовую сторону, предпочитая любви формальные моменты, а их тьма. Господь не спросит на Страшном Суде сколько ты раз поклонился и крестных знамений сделал. Судимы мы будем по Евангелию. Если там нет слова о количестве необходимых молитв, обрядовых сторонах, то за это Господь не осудит нас. Комара отцеживаем (соблюдаем обрядовость), а верблюда съедаем (ближнего обижаем, ненавидим, презираем, осуждаем).
 

                35. О Христе и Божией Матери в наших ближних.

- Церковь учит нас видеть в каждом ближнем Христа. А если ближий женщина?
- В женщине надо видеть Божью Матерь.