Старец

Леонид Патракеев
    Дорога, что вилась  вдоль берега реки, пошла в гору и привела к воротам монастырской ограды.  Андрей  въехал во двор, вышел из автомобиля и позвонил матушке Серафиме, которой по просьбе своей  знакомой  привез посылку. Матушка оказалась на месте и через несколько минут  подошла к Андрею. Была она уже в преклонных годах, но двигалась легко. Матушка показала Андрею место, где можно было оставить машину, и повела его в общежитие для паломников. По дороге они разговорились, и Андрей рассказал, что приехал исповедоваться и причаститься в монастыре и очень хотел бы поговорить со старцем, живущим здесь. Матушка Серафима посмотрела на него и, вздохнув, сказала:
- Болеет наш батюшка, не знаю, будет ли принимать сегодня, но я спрошу у сестры, что ухаживает за ним и скажу тебе на службе.
-Матушка, - волнуясь, спросил Андрей, - как мне говорить со старцем?
Монахиня мягко улыбнулась и ответила:
-Подойдешь и попросишь узнать волю Божию, а потом расскажешь ему все. Только помни, Андрюша,  спросив совета у старца – не взыщи, все, что он скажет - исполняй, даже если тебе это не понравится.

Они подошли к общежитию, матушка показала ему комнату для ночлега, и, сказав, что вечерняя служба начинается ровно в пять, ушла. Андрей положил сумку на койку и вышел во двор. Прямо перед ним поднимались в небо купола монастырского храма, на которых уходящее ноябрьское солнце высветило кресты.  Монастырь стоял он на горе, которую с трех сторон огибала река, затем исчезающая вдали. Основан он был несколько веков назад, и в центре двора до сих пор виднелись остатки древних полуразрушенных стен.
   
Звук колокола напомнил о приближающейся службе. Андрей зашел в храм, подал записки о здравии и о упокоении и встал недалеко от выхода. Вскоре началась служба. К удивлению Андрея прихожан было мало, основное пространство храма занимали монахини.  Немного погодя появилась матушка Серафима с монахиней и, подойдя к Андрею,  прошептала:
- Это сестра Пелагия, она за батюшкой ухаживает.
Пелагия посмотрела на Андрея, тепло ему улыбнулась и тоже шепотом сказала:
- Легче стало батюшке, обещал придти в храм, жди, - и, оставив Андрея, обе монахини подошли к алтарю. В храме было тепло, Андрей снял куртку и, не зная, куда ее деть, держал в руках. Стоявший рядом  мужчина, наклонился к нему и негромко сказал:
- У входа есть вешалка, там можно повесить.
Андрей  поблагодарил его, тихо ступая, подошел к вешалке, оставил там куртку и вернулся обратно. 

Служба шла своим чередом. Слушая пение церковного хора, Андрей думал  о том, как рассказать батюшке о своей проблеме, ему сейчас приходилось делать серьезный выбор, на который Андрей никак не мог решиться.

Часа через два люди, стоявшие перед ним, зашептались, повернув головы в сторону бокового входа в храм. Андрей посмотрел туда и увидел, как поддерживаемый молодым священником в храм вошел старец и прошел в алтарную часть. В неярком свете свечей Андрей не успел его разглядеть, лишь заметил седую бороду, опускающуюся на грудь.

- Батюшка здесь,- мысль о скором свидании со старцем взволновала его.

Служба подошла к концу. Храм опустел, остались лишь люди ожидающие старца. Все стояли молча. Наконец дверь открылась, и батюшка вышел из алтаря. Андрей, оказавшийся ближе всех, сделал к  старцу шаг и, волнуясь, произнес:
- Батюшка, скажите волю Божию, - и вдруг, увидев его глаза, запнулся.
Внимательные глаза  старца оказались на удивление  молодыми, а лицо его, покрытое морщинами, излучало тепло и доброту. Глядя на замолчавшего Андрея, батюшка ласково улыбнулся.
-Волю Божию? - переспросил он, и, взяв Андрея за руку, мягко сказал, - а я не знаю,- и, увидев  его растерянное лицо, уточнил,- ты к Причастию готовился?
-Готовился, батюшка, - отозвался Андрей.
- Приходи завтра на исповедь, там все точки и расставим,- сказал старец и повернулся к женщине, стоявшей рядом.

Андрей вышел из храма и глубоко вдохнул холодный воздух. Темнота укрывала монастырь, лишь в немногих окнах горели неяркие огни. Придя в общежитие, Андрей прочитал последование ко Святому Причащению и лег спать.

Литургия начиналась в девять часов, но молитвы начинали читать раньше, в восемь Андрей уже был в храме и стал первым в очереди, что начала выстраиваться на исповедь к старцу. Постепенно храм заполнился  людьми,  и началась служба. Где-то в середине ее подошла сестра Пелагия и сказала, что у батюшки ночью заболело сердце, сейчас у него врач и в храм старец придти не сможет.

Оглянувшись, Андрей увидел, что все люди, стоявшие за ним, перешли на исповедь  к другому батюшке. Он подошел к ним и встал в конец очереди.
-И многие же будут первые последними…,- вспомнилось ему. Очередь шла медленно, уже вынесли Чашу и началось Причастие, а Андрей только подошел на исповедь. Заметив его взгляд, которым Андрей посмотрел на священника с Чашей, батюшка сказал:
- Не переживайте, если не успеете, я потом вынесу Чашу и причащу вас.
Андрей опустился на колени. Все, что он хотел сказать старцу, вылилось сейчас в слова исповеди. Батюшка выслушал, не перебивая, а потом, чуть подумав,  сказал:
-Вы уже все решили сами и  сделали выбор,- и Андрей вдруг почувствовал, что это действительно так. Батюшка отпустил ему грехи, вынес Чашу и причастил Андрея.
После причастия его охватило чувство благодати, и Андрей мысленно благодарил старца, который одним своим присутствием помог ему самому сделать выбор, не перекладывая ответственность за принятие решения на другие плечи.
 
Осенний день короток, и после трапезы Андрей стал собираться в обратный путь. Перед отъездом он хотел навестить сестру Пелагию, поблагодарить ее и передать для старца подарки, что привез с собой. Не зная, как это сделать Андрей обратился за помощью к матушке Серафиме. Та показала ему небольшой дом, где жил старец и Андрей подойдя к двери, нажал кнопку звонка. Дверь открыла сестра Пелагия.
- Я хотел поблагодарить вас за помощь и участие, - сказал Андрей,- и передайте, пожалуйста, батюшке, что он очень помог мне. 
- А батюшка спрашивал о вас, подождите, - и сестра Пелагия ушла, оставив его одного. Через несколько минут в прихожую вышел  старец. Андрей склонил перед ним голову и попросил благословения. Батюшка подошел к нему, благословил и, приподняв рукой голову Андрея,  внимательно посмотрел ему в глаза.
- А глаз твоих я вчера в храме  не разглядел – темно было, - негромко произнес он, улыбнулся и спросил:
-Получил ты ответ на  свой вопрос?
-Да, батюшка, спасибо вам,- ответил Андрей.
- Я здесь не причем, это Господь помог. Любит он тебя, - и добавив,- а это от меня подарок, -  протянул иноческое келейное правило.
-Спасибо, батюшка,- поблагодарил Андрей.
Старец еще раз пристально взглянул в его глаза, затем повернулся к сестре Пелагии и произнес:
-Дай ему номер телефона, - и на прощание, сказав Андрею:
- Ты звони и приезжай, - перекрестил его и ушел.

Сестра Пелагия протянула Андрею листок с номером телефона, и они распрощались. Андрей нашел матушку Серафиму, попрощался  с ней, и, забрав вещи из общежития, выехал за ворота. Дорога домой в несколько сотен километров пролетела незаметно. Андрей думал о старце, о его невероятной любви к людям и чувствовал, что в его жизни появился человек, которого он давно искал и который станет его духовным отцом. И уже вернувшись  в суету этого мира, погрузившись опять в его заботы и проблемы,  Андрей  отчетливо понял, как важно, чтобы в твоей жизни  на  пути  к Отцу Небесному был  отец духовный: ждущий, любящий, и молящийся о тебе – грешном.