Мяч

Геннадий Алексеенко
Держа в руках превратившиеся в бесформенный комок футбольный мяч, у которого лопнули нитки покрышки и пробилась камера, Мишка чуть не плакал.  Его друзья по команде переживали по этому поводу ничуть не меньше и горячо, и сумбурно обсуждали это происшествие.

- Еще бы, как тут не переживать? Наша команда выигрывала в престижном матче: улица Калинина на улицу Курини, а тут мяч раз и засвистел.
- Мяч лопнул. У нас не скоро появится мяч.
- Мы выигрывали. Два ноль в нашу пользу. До конца матча оставалось всего-то десять минут.
- Надо искать мяч, хоть резиновый.
-  Победа была так близко!
- Победа была рядом! И на тебе! Был мяч и нет его!
- Теперь Калининцы этот матч не признают. Скажут не было проигрыша.
- Ещё бы, такой повод!
- Кто же откажется от такой возможности.
- Вечно эти Калининцы ставят из себя! Непобедимые и не досягаемые.
- Как хорошо начинался матч. На третьей минуте первого тайма Витька забил гол. Красавец!
-  Сколько потом Калининцы ни старались, ответный мяч они не забили.
- А Колька-то! Колька - умница! Он свой шанс не упустил!
-  Этот мяч все испортил, взял, да и выдохнулся.
- Жалко мяч. Играть теперь будет не с чем.

Эти две команды давно соперничали. Никак не могли выяснить кто из них сильнее. Один раз выигрывала команда с улицы Курени, другой раз с улицы Калинина. Вот и сегодня разрешить спор не удалось.

Постепенно мальчишки разбрелись по домам. Мишка тоже ушел. Нужно было идти в череду за коровой. Потом мать заставила его поливать помидоры. К тому же выяснилось, что домашнее задание не выполнено, а задача, как на зло, никак не хотела решаться. В общем, футбольные страдания отошли далеко, далеко на задний план до следующего вечера.

На следующий день Мишка вернулся из школы мрачным и понурым. Это сразу приметила мать. Она быстро разобралась что к чему и попыталась его успокоить. Поняв, что сын никак не может смириться с потерей мяча, она призвала на помощь брата, который владел сапожным мастерством.

Дядя Толя не стал самостоятельно ремонтировать мяч. Он долго и терпеливо сначала научил Мишку клеить камеру, а затем ремонтировать покрышку мяча.
Покрышка была сшита из восемьнадцати кожаных прямоугольных полос. Если лопалась нитка, ремонт был не сложным. Нужно было аккуратно удалить старую нитку и протянуть новую, используя старые отверстия и надежно её закрепить. Хуже обстояли дела, если рвалась полоска. Приходилось её обрезать и шить её заново. От такого частого ремонта форма мяча менялась. Менялись и свойства мяча. Отскок у него становился не предсказуемым. После нескольких ремонтов мяча Мишка стал специалистом и приобрёл непререкаемый авторитет среди сверстников.

- Когда же я увлёкся футболом? – задавал себе один и тот же вопрос Михаил Андреевич. Как он не старался, однозначного ответа у него не было.
- Вот фотографии, где я вместе с сестренкой и двоюродными братьями гоняем на бабушкином дворе резиновый мяч. Было это то ли в 1953, то ли 1954 г, но никак не раньше. Я точно помню, когда дядя Толя купил фотоаппарат «Зорький», а это его фотография. Да, точно, я учился либо в первом, либо во втором классе. – рассуждал он, рассматривая старые фотографии в семейном альбоме.
 - Сестра – девочка, да ещё на два года младше. Какой из неё футболист? Да и братья были на много меньше меня. Эти игры мне мало что давали. Так, побегать! – сказал он, закрывая альбом, но не выходя из приятных воспоминаний.
- Возможно, по-настоящему я увлекся футболом, когда мне подарили настоящий футбольный мяч – предполагает Михаил Андреевич и замирает.
В те времена мальчишки, как правило, играли улица на улицу. Футбольного поля и ворот с сеткой, как таковых, не было. Вместо ворот, чаще всего ставили два кирпича. Ворота были воображаемые, поэтому очень часто возникали жаркие споры по поводу был гол или его не было. Границы поля так же были условными и аут тоже был предметом спора. Спорили часто, но не долго, а, главное, не ссорились.

 Футбольный мяч был на вес золота. К нему относились всегда бережно трепетно и аккуратно, а с владельцем мяча старались дружить. Если мяч пробивался, расстраивались все члены обеих команд и игра сразу прекращалась.
 Спортивной формы не было. Чтобы отличать своего игрока от чужого договаривались о цвете маек. Как правило играли босиком. Очень часто выбивали палец ноги. Особенно доставалось большому пальцу правой ноги. Во время игры было всегда шумно и весело, эмоции текли рекой.

– Вот когда это произошло? Наверное, в классе пятом или шестом.
- Только не в восьмом. Нет, нет! Восьмой класс это -  время повального увлечения гимнастикой – продолжал рыться в своей памяти Михаил Андреевич.
Кто подарил ему футбольный мяч он не помнил, скорей всего, это сделал его отец. Он был влюблён в футбол. Всю свою жизнь он болел за киевское «Динамо» и знал всех игроков этой команды на перечёт. Он и заразил футболом своего сына.
Мишка довольно быстро научился надувать, шнуровать и ремонтировать этот мяч. Как только у Мишки появился мяч, его сразу приняли в команду улицы Курини. Мишка этим очень гордился и стал думать, что он хороший игрок.
Головокружение от успеха быстро прошло. Мишка довольно быстро заметил, что в игре пасы ему почти не давали, отобрать мяч у противника или обвести его, ему часто не удавалось. Его удары по мячу были слабыми и очень неточными. Все это его удручало и наводило на размышления. В конце, концов он понял, что нужно учится играть в футбол.

Как это сделать он не знал и у него появилось страстное желание узнать это. Здесь ему повезло. Однажды он увидел у друга книгу, на обложке которой был изображён футболист в настоящей футбольной форме. Ему удалось выпросить её почитать.
Как называлась та книга Михаил Андреевич, так и не вспомнил. Каждый раз, когда он вспоминал о ней, в памяти всплывали рисунки и инструкции по ударам внешней и внутренней частью стопы, броскам мяча из аута, прием мяча на грудь и так далее. Это была особенная книга. В ней наряду с рассказом о том, как молодой человек стал знаменитым футболистом, были размещены статьи и рисунки по правилам и технике футбола. Книга ему понравилась. Со временем она стала для него настоящим учебным пособием.

Скорей всего, читая эту книгу Мишка, учился не только футболу, но и умению вникать в смысл прочитанного. Пожалуй, именно работая с этой книгой, он научился запоминать не слова и их порядок, а смысл написанного. Выработанный навык иногда ему мешал. Именно в это время у него появились проблемы на уроках литературы, когда требовалось заучить стихотворение, Мишка часто заменял одни слова другими, сохраняя смысл предложения, и получал нагоняй. от учительницы литературы.
- Спасибо другу он долго не вспоминал об этой книге и не требовал её возврата, хотя, часто видел её в моих руках – вспоминал Михаил Андреевич.
По этой книге Мишка постепенно, шаг за шагом строго по инструкции отрабатывал удары ногой и головой, приём и остановку мяча. По этой книге он учился обводке и тактике игры.

Обучение шло медленно и не ровно. Занятия, почти, на полгода приходилось прекращать из-за непогоды. Иногда ему казалось, что это все зря и это напрасная трата сил, энергии и времени. Результаты пришли не сразу, но они пришли и у него в игре стали иногда получатся и удары, и обводка.
В станице были две футбольные команды. Они участвовали в районном футбольном турнире. В рамках этого турнира в станицу приезжали команды из других населённых пунктов. Смотреть игру приходили взрослые, дети и подростки. Мальчишки обязательно были на таких играх и наблюдали за игрой взрослых. Каждая такая игра для них была отличным пособием и элементом для подражания.
 Здесь Мишка увидел настоящую футбольную форму. Он увидел и бутсы, и щитки, и все остальные элементы футбольной формы. Долгое время она была предметом зависти и мечтаний.

- А какой у взрослых был мяч!

 Мишка футболистом не стал. С девятого класса он увлекся волейболом и баскетболом, а уличный футбол остался в прошлом.