Два брата

Эрнест Файншмидт
У Бабеля есть монолог: «О чем думает биндюжник? Об выпить хорошую рюмку водки, об дать  кому-нибудь по морде, об своих конях — и ничего больше». Примерно так же думал и рассказывает Владимир Этуш. «Но не менее важны приятные мелочи, которые в моем возрасте ценятся на вес золота: пообщаться с интересным человеком, прогуляться в хорошую погоду, сходить в ресторан, вкусно поесть. Иногда бываю в Центральном Доме литераторов». Меня потянуло в Дом актёра, которым заведовал когда-то Этуш, ресторан по Тверской 16.           Ресторан предлагает великолепную закуску «Большой привет от М. А. Эскиной», «Омлет по-Ширвиндтовски», салат, приготовленный по рецепту Табакова. Примечателен ресторан сюрпризными встречами. В Алма-Ате в 74-м (случайно) обедал с труппой Театра с Таганки: Высоцкий (за отдельным столиком), Золотухин во главе стола с группой женщин, а я оказался за столом с двумя молодыми артистами. За обед услышал столько историй, что можно было написать хороший сценарий. Эпизод этот вспомнил по случаю вчерашней встрече в ресторане Дома актёра. Хороший актёр (источник информации), вероятнее всего страдающий отсутствием роскоши человеческого общения, спросил разрешения пересесть за мой столик. После пары дежурных фраз, актёр поинтересовался моим мнением о встрече Хазанова Г.В. с президентом. Ответ мой был уклончиво положительным. Уловив зигзаги моего мнения, актёр успокоил тем, что речь пойдёт о не видимых нами событий, оставшихся за кадрами ТВ. Геннадия Хазанова интересовала точка зрения президента на интермедию о двух братьях, встретившихся в Сирии. Он коротко изложил сюжет, но президент отшутился рецептами кулинарной книги. Гена впал глубоко в депрессию. Интермедия зависла, перезагрузка не предвидится. По Гамлету – «быть, или не быть?».               

Два брата, сводные по отцу. Мать старшего (25 лет) – украинка, родители младшего (20 лет) – израильтяне. Старший – сержант сверхсрочник Российской армии. Он классный специалист электронно-компьютерного обеспечения установок ПРО. С 10 летнего возраста его «стрелялками» были электронные заморочки. С мамой и бабушкой жили в коммуналке города Петербурга. В 15 лет начал зарабатывать ремонтом электроники. У мамы с работой тяжело, бабушке пенсия только на питание. В армии освоил новейшее оборудование и вызвался добровольцем в командировку за границу. Маме перевёл свой аттестат служебного довольствия.
 Материал из Википедии — свободной энциклопедии.  26 ноября 2015 года зенитно-ракетный комплекс С-400 был развёрнут в Сирии на российской авиабазе «Хмеймим» в Латакии и заступил на дежурство. Переброска осуществлялась с помощью военно-транспортных самолетов Ан-124 «Руслан».  «Триумф» (С-400, по кодификации МО США и НАТО — SA-21 Growler, буквально «Ворчун») — российская зенитная ракетная система большой и средней дальности. Собственная система радаров S-400: помехозащищённый радар кругового обзора с двухсторонней фазированной активной решеткой, радар раннего обнаружения и всевысотный  обнаружитель.
  На обслуживании радаров три оператора и дежурный офицер смены. Один из операторов – наш сержант из Питера, по маме Юрченко.
Отца сержант не помнит. После развала СССР отец настаивал на выезд в Израиль, но упорно возражала бабушка. Оставить её одну, вдову,  бывшую блокадницу Ленинграда, мать не могла. Пришлось расстаться с мужем. Фамилию сына она сменила на свою – девичью, но в строчке отца сохранила странную – Эйхалон, а имя обычное, советское – Борис. Историю  фамилии Боря рассказывал  со слов своего отца.
В блокаде Ленинграда будущий  отец Бориса остался сиротой. По ночам кучка бездомных детей собирались у костра и, как могли, вспоминали свою жизнь с родными, или что помнили из рассказов своих бабушек. Основатель фамилии хорошо запомнил романтичную бабушку. Она так образно повествовала о своих предках, которых Пётр привёз на строительство Петрограда, что перегружала текст не знакомыми словами. Сироте запомнилось красивое слово ХАЛОН, оно в переводе – окно. Понятия этого слова никто не знал, а он так часто употреблял его, что поэтому, как принято у детей, за ним закрепилась кличка – «халон». Когда детей вывозили из блокады, «халон» был в беспамятстве. Усердная медсестра нашла опознавшего товарища. Со слов записали  его по фамилии как Эйхалон. Все так звали, и он откликался. Имя вспомнил сам. Так пошла династия. Дед стал инженером-электриком, отец Борис электронщиком программистом, внук классный техник по электронному оборудованию. 
Внук, сержант Юрченко, раскопал в интернете материал о своём деде по матери. Речь шла о негласной войне Египта против Израиля на «Истощение» 1967—70 г.г.  Подсказал отец. Мама и вдова бабушка ничего не знали. Вот краткая распечатка. 30 июля 1970 года стал по-настоящему черным днем в истории советской военной авиации: в этот день в ходе беспощадной схватки над Суэцким каналом израильские асы сбили пять русских МиГов-21, пилотируемых капитанами Сыркиным, Каменевым, Журавлевым, Юрченко и Яковлевым. Для четырех русских летчиков этот бой стал последним в их жизни.
«"Одинокий израильский самолет" стал той наживкой, на которую клюнуло русское командование. Ловушка сработала – на перехват "одинокого самолета" устремились русские летчики. С аэродрома Ком-Аушим в 15:28 взлетело звено капитана Каменева, в 15:30 к нему присоединилось звено капитана Юрченко в составе капитанов Макара, Яковлева, Сыркина, взлетевшее с аэродрома Бени-Суэйф. Позднее к ним присоединили еще три квартета русских МиГов, взлетевших с аэродрома Ком-Аушим. Они не догадывались, что летят в устроенную израильтянами засаду.  Четверка "Миражей" шла в плотном строю и потому на радарах противника они выглядели как один самолет. Еще одна четверка израильских "Миражей" шла на бреющем полете, оставаясь невидимой для радаров противника.
За считанные секунды, ситуация полностью изменилась. Вместо легкой охоты на четыре ничего не подозревающих «Скайхока» и один беззащитный «Мираж», русские летчики вдруг обнаружили, что они окружены восемью «Миражами» и блокированы сверху четверкой «Фантомов».           Когда «Миражи» атаковали МиГи, четверо снизу и четверо сверху, «Фантомы» набрали нужную высоту, перевернулись и начали пикировать на отдельные истребители противника. "Фантомы" произвели ракетную атаку звена капитана Юрченко. Первым победы добился майор Ашер Снир, сбивший МиГ ракетой на высоте 10 тысяч метров. Его жертвой стал, по-видимому, самолет командира звена капитана Юрченко, который взорвался в воздухе. Летчики звена капитана Юрченко, капитаны Яковлев и Сыркин, были сбиты, но успели катапультироваться из своих горящих самолетов. Самолет капитана Макара был поврежден, но он сумел совершить вынужденную посадку. Капитан Яковлев погиб после катапультирования из-за поражения купола парашюта».
«Советские летчики неплохо владеют пилотажем и агрессивны. Но у них нет настоящего боевого опыта».  *Вывод был неутешителен для советских летчиков*
Сержант Юрченко был в подавленном состоянии, но надеялся получить поддержку от офицеров, уже практически в условиях боевых контактов. Офицеры лейтенанты по возрасту  чуть старше, а вот IQ у них слабо прослеживается. На все вопросы психологического плана отвечают стандартно: «не бери в голову, приказ надо выполнять». Частенько собеседник был «под шофе», но помощь сводилась к одному: «мы победим». Декабрь пошёл полосами чёрными. Картинка с интернета. 
 Всё началось с несчастных Су-24. Пара была у границы Турции, когда началась переговорная связь. Ведомый резко ушёл влево, а ведущий подставился. Преследующий «Фантом» пустил ракету. Произошёл политический скандал. Затем  8 декабря Министерство иностранных дел России выступило с «принципиальным порицанием» Израиля за авиаудары по целям в сирийском городе Димас и возле международного аэропорта Дамаска. Этими авиаударами были уничтожены российские ракеты и части ракетных комплексов С-300, которые должны были поступить из Сирии террористам «Хезболлы» – организации, разрешенной на территории Российской Федерации, но признанной террористической в США, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Израиле, Австралии и Египте. Вероятно, дело заходило в тупик.
«Меня не беспокоит жесткая реакция российского МИДа», — заявил премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху. «Тот, кто попытается вооружить наших врагов, должен знать, что он пересекает «красную линию». Мы никому не позволим ставить под угрозу безопасность Израиля и его граждан. Мы готовы в любое время уничтожить любой объект, несущий угрозу нашей безопасности», —  министр обороны страны.   
 Иран прекращает военное сотрудничество с Россией в Сирии, и начал выводить свои элитные войска «стражей исламской революции» из военной компании, возглавляемой Россией.
Что нас ждёт? Каков алгоритм смены цвета полос зебры? Пятиминутки перед заступлением на смену кончаются благо посланием: «вперёд орлы, у вас полмира под колпаком». Мне начинает казаться, что мы попали впросак, как в 1970 году с Египтом. Оп-па .. (лексика не цензурная), опять ослепили. С экранов пропадают наблюдаемые цели.  Дай бог, чтобы фантомы пронесло без сюрпризов. Картинки восстанавливаются медленно.  Голос «старлея»: сержант на выход, к тебе родственник. Странно, если кадровик, то вызывают в кабинет. Прёт со всех сторон – по запаху, как из «нужника», по-солдатски точно. Выходит наружу. Оглядывается. Никого не видно. Голос из-за угла: давай сюда, в тенёк.
«Здорово, братан!». Перед сержантом в армейской форме, с отличительными знаками авиатехника, парень ростом выше среднего, брюнет, крепкого телосложения, лицом с красивой улыбкой симпатичный, уже загоревший, с протянутой рукой для рукопожатия.
Сержант.  Ну, здравствуй, если брат. Звать то как?
Илья.         Зовут Ильей, отец Борис. Если отцом признаёшь, значит, мы братья. Чтобы меньше было  вопросов загляни в метрику о рождении. Отец с фамилией «Эйхалон» единственный в мире. Что мать записала тебя на себя как Юрченко – правильно, народ понимает. Если наша встреча пройдёт удачно, будете приезжать отдыхать с мамой в Израиль.
Сержант.   Стоп! Такой винегрет сразу – балаган. Давай по—порядку: откуда ты, и что надо?
Илья.         Я гражданин Израиля, моего типа там более миллиона. Служу в армии ЦАХАЛ. Как ты понял, участвую в оперативном задании. Поверь на слово: ничего агрессивного нет. Все хотят мира без войны. Нужно договариваться. Террористы не хотят, их приходится уничтожать. ЗРК – где ты служишь, механизм войны. Кто с вами воюет? Какие самолёты собираетесь уничтожать? Тебе обстановка ясна?
Сержант.   Мне ясно как погиб дед Юрченко.
Илья.          А я не хочу, чтобы убивали нашего отца и деда Эйхалон. Кстати, можешь познакомиться с сестрой. Через год, после школы идёт в армию. У меня к тебе вопрос: при всём уважении к летчику Юрченко, кого он защищал? Кого ты охраняешь, вернее, повторяюсь, от кого? Корабли и самолёты  прекрасно вооружены для собственной охраны.
Сержант.   Не понял, ты меня вербуешь? Моя бабушка не поддалась на все прелести Израиля, а я ведь солдат. Ты, брат, извини. В такой ситуации могут и в морду двинуть.
Илья.          Не горячись. Служи родине честно. Никто тебя покупать не пробует. Пытаюсь понять, насколько ты правильно понимаешь честность своей службы. Выполнение преступного приказа считается преступлением. С летчиком самолёта России при нарушении государственной границы  ведутся переговоры. Самолёт Сирии сбили, потому—что у нас не подписан мирный договор.
Сержант.   Как мне понять какой приказ преступный?
Илья.          В 1962 году рабочие города Новочеркасска вышли на улицу, требуя хлеба для своих детей. Из Москвы поступил приказ армии: разогнать, стреляя на поражение. Генерал отказался выполнять преступный приказ. Генерала поместили в закрытую клинику, а приказ выполнили жаждущие продвижения по службе. Убивать можно, осознано, и обосновано, не прикрываясь приказом. Нажимать красную кнопку, несущую смерть, надо осмысленно.                Кто-то тебя ищет, пора идти.
Сержант.    Как ты попал сюда?
Илья.           Группа командиров прибыла на вашу базу для согласований контактов. У нас есть предложение подстраховать ваш воздух взамен твоих ЗРК. Ваши ребята поедут домой, а мы отработаем за охрану базы. Я напросился на нашу встречу. Когда ещё представится случай, чтобы встретились два брата. Последний вопрос на прощание: как ты будешь оправдываться перед начальством, когда пропустишь стелс?
Сержант.     Это здорово, когда можно увидеть самолет или его часть, однако получение той точности, которая необходима для уверенного направления ракеты к цели, пока еще ни мы и ни китайцы не смогли решить эту проблему. 
Сержант, внук Юрченко, благополучно завершил командировку и вернулся домой в Питер. Сестра Эйхалон окончила службу в армии. Брат Илья, по благословению мамы, пошел в армию обороны Израиля в лётные войска.
О чём думают братья? 
 
Эрнест. 15.12.2015
 Информация взята из –  
Нетаниягу признался 1 декабря, что израильские войска в настоящее время также находятся в Сирии.   
самолет командира звена капитана Юрченко, взорвался в воздухе. http://grimnir74.livejournal.com/5917782.html   
8 декабря Министерство иностранных дел России      http://newsdaily.com.ua/post/1141506        Иран прекращает военное сотрудничество с Россией в Сирии