Любовь и жизнь героев И. С. Тургенева

Зоя Орлова
Начиная с XIV главы, в романе "Отцы и дети" намечается сюжетный поворот. Основной конфликт – столкновение представителей разных политических партий,  идеологические споры – постепенно уходит на второй план, а на первый выходит тема любви, влияние любви на дальнейшую жизнь героев, на их судьбу.

Истории любви и выбор любимых очень своеобразно отражают характеры.
Например, вначале Е.Базаров и А.Кирсанов увлечены одной женщиной, А.С.Одинцовой. Но влюбленность Аркадия похожа на восхищение человека каким-либо эталоном: он робеет перед Одинцовой, понимая, что Анна Сергеевна воспринимает его не как равного ей мужчину, а как младшего брата. И Аркадий уступает в борьбе за симпатии этой женщины более сильному сопернику, Базарову. Он сближается с младшей сестрой Анны Сергеевны, Катей, ему с ней легко, спокойно, хорошо. Катя близка во многом Аркадию, они оба любят музыку и природу (хотя Аркадий не признаётся себе в этом), оба испытывают скованность в присутствии Одинцовой и Базарова, а вдвоём, наедине, ощущают некую свободу. Постепенно дружба переходит в привязанность, Аркадий уже стремится чаще видеть Катю, ищет встреч. Наконец он понимает, что именно с Катей он готов связать свою жизнь. Происходит объяснение в любви, затем венчание.

Базаров выбирает сильную, гордую, любящую независимость женщину, но Анна Сергеевна оказалась для него недосягаемой. Они интересны друг другу, однако чувства Одинцовой были, скорее, не увлечением, а любопытством. Она испытывала и Базарова, и себя, ведь ей хотелось избавиться от одиночества, хотелось любви, однако любить она умела в основном себя, свою размеренную, спокойную и комфортную жизнь. Базаров не сразу понимает, что Одинцова не ответит ему взаимностью, он и от себя не ожидал такого всепоглощающего чувства, считая любовь «непростительной дурью». Когда Евгений решает признаться в любви, Анна Сергеевна вдруг осознаёт, что между ними – пропасть. Базаров не тот человек, который ей нужен, она испытывает страх во время его признания в любви, её пугает сильная страсть Базарова. Своё будущее эта женщина не может связать именно с ним: он для неё "неудобный" человек, вносящий тревожность, диссонанс с привычным спокойствием. И Базаров решительно удаляется, надеясь справиться со своими чувствами.

Что привлекло Базарова в Одинцовой? Изменил ли он себе, полюбив её? При первом знакомстве на балу Базаров отмечает, что она «на остальных баб не похожа», что она очень красива, но говорит он о её внешности цинично, пытаясь скрыть таким образом свою растерянность, так как вовсе не хотел «рассыропиться». Евгений отмечает в Анне Сергеевне ум, силу характера,  независимость взглядов, а также её уверенность в себе, да и внешние данные сыграли свою роль в том, что самоуверенный нигилист не сумел совладать с чувствами и изменил себе, поддавшись тому самому романтизму, который презирал в людях.
До встречи с Одинцовой Евгений относился к женщинам, как многие холостяки, объясняя отношения между мужчиной и женщиной простой физиологией. Базаров был «великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном... называл белибердой, непростительной дурью».  «Нравится тебе женщина..., старайся добиться толку; а нельзя – ну,  и не надо, отвернись – земля не клином сошлась». Но затем в его жизни всё получилось иначе.
Тургенев изобразил сцену признания так, будто объяснение в любви было пыткой для Базарова. Одинцова действительно выпытывала, что же происходит с Евгением, она хотела знать, что он чувствует. И добилась, Базаров с каким-то озлоблением произносит, отвернувшись к окну: «...Я люблю вас, глупо, безумно...» Он «уперся лбом в стекло окна», стараясь сдержать желание броситься к Анне Сергеевне.

Для передачи глубины и силы чувств Базарова автор использует оценочные эпитеты, экспрессивную лексику, сравнения, метафору, что позволяет увидеть состояние героя, который на «невольную нежность», прозвучавшую в голосе Анны Сергеевны, «обернулся, бросил на неё пожирающий взор – и, схватив её обе руки, внезапно привлек её к себе на грудь». Когда Одинцова отшатнулась, отдалилась от Евгения, он снова «рванулся к ней», однако она с испугом прошептала: «Вы меня не поняли». Базаров закусил губу и вышел.
Автор мастерски показал динамику чувств, используя приём градации, отразил нарастание накала в атмосфере и в чувствах: герой задыхался, тело трепетало, страсть билась; схватил руки, рванулся к ней..., вышел. Последний глагол точно определяет исход эпизода, результат объяснения, ведущий к угасанию надежды.

Очень своеобразно соотнесены в романе любовные истории Павла Петровича и Евгения Базарова. Как различны, непохожи сами герои, так и истории их любви контрастны по своей сути.
П.П. полюбил женщину сумасбродную, окутанную тайной, во внешнем поведении легкомысленную. Совершая смелые поступки, она была то недосягаемой, то страстной, а потом страдала и молилась. П.П. был так захвачен своей любовью, что в погоне за княгиней Р. принёс в жертву всё: бросил службу, не помнил о родных, забыл всякие обязанности и приличия. Он не справился с чувствами, подчинился им. П.П. не создал семьи, сделав свою жизнь пустой, праздной, бесцельной.
У Базарова всё иначе. Он полюбил женщину умную, сильную, сдержанную и спокойную. Как только понял, что его любовь отвергнута, не стал унижаться, не преследовал любимую женщину, не стал рабом чувства, осознавая, какое между ними «расстояние». Победить в себе любовь Базаров не может, он и перед смертью говорит Одинцовой, как сильно её любит. Однако Евгений гордо заявлял Анне Сергеевне при втором объяснении: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Это значит, что без взаимности он любовь не представляет и не станет пользоваться жалостью женщины.
Последним желанием умирающего Базарова была просьба к отцу о приезде Одинцовой. Свидание состоялось, Анна Сергеевна приехала к нему и привезла доктора. Увидев Базарова, она сразу поняла, что это будет прощание. И слова Базарова были тому подтверждением: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Можно ли назвать смерть Базарова подвигом? Какова роль этой сцены в романе?
Это действительно подвиг. Базаров не успел проявить себя в жизни, но в последние дни перед смертью он показан человеком, которому, в сравнении с остальными героями, нет равных. Базаров не проявляет ни паники, ни суеты, ни отчаяния, хотя понятно, каким сильным, неожиданным ударом стало для него осознание неизбежной и близкой смерти:  «Сила-то сила... вся еще тут, а надо умирать!.. Старик, тот по крайней мере успел отвыкнуть от жизни, а я...». Но при прощании с Одинцовой Евгений сказал, что пока не позволяет себе страха перед смертью.
Сцена смерти Базарова показывает духовную силу героя, который не проигрывает в сравнении с Павлом Петровичем, даже уходя из жизни. П.П. будет тихо доживать свои дни, хотя ДУХОВНО давно уже ПОЧИЛ («да он и был мертвец», как сказал о нём автор). Базаров же умирает молодым, но не сломленным, не разочаровавшимся в жизни. Ранее он не очень хорошо представлял своё будущее, однако, если бы судьба подарила ему выздоровление, он нашёл бы применение своим силам.

Герои произведения по-разному видели своё будущее, но жизнь внесла свои коррективы. В начале романа Павел Петрович хотел бы доживать свои дни в России, рядом с братом и его семьёй в их родовом имении. Но затем уезжает сначала в Москву, потом в Дрезден, где ведёт обычную для него жизнь: «ничего русского не читает», и «...жить ему тяжело..., тяжелей, чем он сам подозревает...».
Отец и сын Кирсановы хотели реформировать помещичье хозяйство. И в конце романа автор сообщает, что частично у них это получилось. «Аркадий сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход». Оба женаты, у них дети подрастают, и дела их начинают поправляться.
А.С.Одинцова, которая считала себя «очень старой» и не говорила о возможном замужестве, рассталась, наконец, со своим одиночеством, вышла замуж  и уехала в Москву.
Как видим, не всегда планы на будущее совпадают с реальной судьбой героев. Особенно судьба оказалась безжалостной  к семейству Базаровых. Родители Евгения доживают свои дни без радостного ожидания встреч с сыном и жизненных перемен. Им остались только молитвы и слёзы на могиле сына.

Но почему же Базаров, самый деятельный и уверенный в себе герой Тургенева, умирает, а самый незаметный, «размазня», становится полезным членом общества?
Аркадий, будучи учеником Базарова, думал идти рядом с наставником трудной дорогой общественного деятеля в соответствии с теорией нигилизма. Но, отрицая в начале романа вслед за Базаровым и любовь, и семью, стал прекрасным семьянином и хорошим хозяином, потому что от искусственной теории перешёл к традиционной практике и стал полезным членом общества. «Дело делать» оказалось важнее, чем произносить горячие или дерзкие слова.
 Базаров был борцом, полным энергии и желания работать, в том числе «разрушать», но так случилось, что судьба воспрепятствовала отрицанию и разрушению, приостановив всё неожиданной смертью. Видимо, по мнению автора, России были нужны не Базаровы, а какие-то новые люди, способные созидать, и Аркадий чем-то близок им. Писатель не стал прогнозировать будущее и показал  жизнь своих героев такой, как видел её в настоящем.