Позывной Чиж. Чижиков Валерий

Ирина Горбань
Чижиков Валерий. Позывной «Чиж»

28.01.1985 – 29.01.2015

г. Макеевка

Из воспоминаний сослуживца Романа


В прокуратуре стоит стол с фотографиями погибших ребят. Периодически у фотографий появляются цветы. Кто-то потихоньку приносит -   как дань памяти. Эту память становится с каждым днем труднее сохранять. Практически не осталось никого из тех, кто воевал рядом с Валеркой.

- Молодые были ребята. Смелые, активные. Один из них – Чижиков Валерий, вспоминает Роман. - Родился он 28 января 1985 года в Макеевке. Знаю, что жил в районе посёлка Буроз, там закончил школу. Были жена и маленькая дочурка.

На защиту своей земли Чиж ушел прямо из шахты,  практически с первых дней. Служил в «Кальмиусе». Ничего о службе не рассказывал. Тайну военную умел хранить, за что его все уважали. Получил ранение, лечился и всё время думал:  как только поправится, тут же вернется в строй.

Служба сложилась так, что был Валерий направлен в гуманитарный конвой. Приходилось ему и встречать колонну машин с грузом, и сопровождать, и разгружать, и склады охранять. На любом посту справлялся с заданием быстро и ловко.

- В батальон прокуратуры мы с ним пришли почти в один день, - говорит Роман. - Вот с этого дня я помню каждый выход, каждый день и поступок этого парня. Я бы с ним пошел в разведку. А пошли мы не в разведку, а  на «Трудовскую». Сильно тогда наступали укрофашисты. Это было в январе 2015 года. Только расположились, только растопили «буржуйку», как засвистели пули, загремели взрывы, задрожала земля.  Я схватил автомат и упал на землю, оглядываясь на пацанов, - там был Чиж.  Они вслед за мной тоже свалились в снег.

Ребята послушно поползли к постройке, на которую  указал старший боец. Это было настоящее укрытие. Шахтный ствол был надёжной бронёй от снарядов и миномётного обстрела. Там бы и танк запросто мог спрятаться.

Бой длился недолго. Снег, земля, дым, сажа, осколки, кровь.  И крик. Этот душераздирающий крик. Гремучая смесь.

Роману огнём обожгло ногу, и в этот момент кто-то навалился на него всем своим телом. Дышать было трудно, но - можно. Бой затих так же неожиданно, как и начался.

Роман попытался встать на ноги, но взвыл от боли: не мог сообразить, откуда эта боль. Вроде, не оступился, не подвернул ногу, не сломал, так как хруста не слышал. Но почувствовал, как сапог постепенно становился мокрым. Нога заныла, а потом стала гореть. Боль была серьёзной, но мне некогда было обращать на это внимание – рядом лежал… Чиж.

Чуть дальше – Лебедь. Мина разорвалась в трёх метрах от бойцов. Роман остался жив.

Еще вчера Чижиков тушенкой и «Мивиной» накрыл праздничный стол. День рождения отмечали соком. На войне – только трезвая голова. Еще вчера желали ему повышения по службе и трёхдневный отпуск по случаю дня рождения. Как-никак, 30 лет – это дата. Смеялись, шутили, примеряли новые бронежелеты и каски. 

29 января 2015 года Чиж погиб. Осколок мины серьезно зацепил голову. Как страшно хоронить друзей! Как пусто теперь станет в его доме… И как объяснить ребёнку, что папки больше никогда не будет? Хочется поговорить с родным братом Валерия, но боль потери еще долго будет рвать сердце его, родителей, вдовы, друзей…

А в коридоре стоит посмертное фото Чижикова Валерия Викторовича с датой: 28.01.1985 – 29.01.2015г.г.

Похоронили Чижа на Бурозовском кладбище города Макеевки. По всем военным традициям –с полковым знаменем и троекратным залпом.


Ирина Горбань
Проект Министертва информации ДНР "Белые журавли"