Тысячелетия глядят на нас с надеждой

Темнов Михаил Юрьевич
Быть сочинителем притч – неблагодарное занятие.
По самой природе своего ремесла создатель притч
дидактичен, хочет преподать моральный урок.
Люди не любят моральных уроков.
Уильям Голдинг.

Слово искушенного читателя.
Художественная литература – зеркало времени.  Она отражает его в лицах, показывает проблемы в обществе,  пишет историю,  часто не похожую на официальную.
Фантастка – тема отдельная. И не удивительно, что именно литература фантастическая буйно расцвела в Советском Союзе.
И, что бы не говорили о том периоде, люди тогда были добрее и честнее. Может, наивнее. Но мы были еще и одной из самих читаемых наций в мире. И это бесспорно. Фантастика была нашей отдушиной, отодвигая ширму официоза. На произведениях Ефремова, Казанцева, Снегова, братьев Стругацких, Кира Булычева росли целые поколения.
В ряду великих мастеров «Золотого века» советской фантастики достойное место занимали украинские фантасты. Это была фундаментальная школа: Владимир Владко, Михаил Дашкиев, Николай Руденко и, конечно же, грандмастер украинской фантастики Олесь Бердник. Именно фантастический роман Бердника «Звездный корсар» стал духовным маяком романтиков и искателей свободы в 70-х и 80-х годах.
Мы, любители фантастики, душой впитывали их книги и казались себе, а может и были не такими, как все. Не лучше и не хуже, просто другими. Для меня двери в мир фантастики открылись в 13 лет, когда я прочитал «Янки из Коннектикута» Марка Твена и «Трудно быть богом» братьев Стругацких.
Под впечатлением прочитанного, я написал фантастический рассказ, который был напечатан в журнале «Уральский следопыт», где под патронатом легендарного писателя-фантаста Бориса Стругацкого публиковались произведения молодых авторов. А потом месяца через 3-4 мне пришло письмо. Текст был исполнен на машинке, а подпись оригинальная. Я всматривался в закорючку, дотрагивался до неё – это был автограф любимого писателя. Вы не можете представить мою радость, ведь братья Стругацкие представляли для нас недосягаемый уровень. Они были представителями того же поколения, что Шукшин, Тарковский, Высоцкий.
Сегодня кажется – их фантастика и миры были всегда. С ними взрослели и не расставались, переходя в другой возраст. Валентин Пикуль писал: «Мы меряли жизнь томами книг». И какие это были произведения! Их можно было читать с любого места, просто открыв  книгу наугад. Эти произведения заставляли анализировать, учили мыслить. Как писали братья Стругацкие: «Думать не роскошь, думать – обязанность каждого нормального человека».
Возможно, корень сегодняшних проблем в нашем государстве лежит в том, что уже никто ничего не думает и не анализирует. Люди разучились мыслить критически и читать, ограничиваясь перепиской в вайбере и фейсбуке.
Читающий предисловие, наверно, подумает: «Что пройдет, то будет мило». Он будет прав. Так и есть. Время стирает плохое, оставляя в памяти только хорошее. Но о настоящем говорить больно. Но надо. Сейчас происходит  духовная деградация общества, нет настоящей национальной интеллектуальной элиты. Именно поэтому следует приветствовать тех людей, которые живут и мыслят не текущим моментом, а категориями ВЕЧНОСТИ, подобно авторам романа «День восьмой» Михаилу Темнову и Владимиру Комяти,  открывшим, по сути, новое направление в литературе, которое можно назвать познавательной фантастикой.
Оценивать произведение необходимо прежде всего через призму их интеллектуального вклада в формирование духовной культуры украинской нации. Их мир и реальный мир, в котором мы живём, чурается простых ответов. Именно такой мир они рисуют в своем романе.
Теперь несколько слов о романе закарпатских фантастов «День восьмой». Коротко. Это просто первоклассная приключенческая вещь с элементами фантастики, написанная сочно, весело, изобретательно.
Местами индийский и африканский приключенческий антураж с внезапными сменами декораций послужили волшебной палочкой, магически действующей на аудиторию и заставляющей безотрывно читать философско-психологический цикл, многослойный и, скажу откровенно, на удивление легкий для восприятия. Он, прежде всего, заставляет думать о дне сегодняшнем – выживании человеческой цивилизации.
В романе переплетаются несколько сюжетных линий, в которых изысканный читатель найдет и древнеиндийский  эпос с погребальными обрядами сожжения, и древнегреческую мифологию, которая ненавязчиво трансформировалась в закрытый научный центр «Пандора» с главной задачей распутать все неразрешенные проблемы человечества и дать людям надежду…  Узнает и о тайной программе «Горгона» и многих других открытых и закрытых  опытах и экспериментах, которые проводятся в лабораториях мира.
События в романе разворачиваются на всех континентах. Особое место отведено научному центру «Пандора», где занимаются тайнами души, её реинкарнациями, магией, парапсихологией, субнанотехнологиями, изучением инопланетных технологий, контактами с внеземными цивилизациями.
Главной идеей романа  послужило то, о чём забыли люди, загнав это понятие в пыльный и темный угол подсознания, чтобы понятие не мешало жить, как хочется – совесть. Именно её высший разум, как  спасательный круг, кидает тонущему в нравственных пороках человечеству через главного героя произведения романа Майкла Вебера, которому индус Шам Хашнипура –  Хранитель, передает  древний посох, несущий в себе духовный огонь Прометея.
Активировав посох, Майкл Вебер, не ведая того, высвободил духовную энергию, пробуждающую  человеческую совесть. Став носителем этой энергии, главный герой через человеческий взгляд передает её окружающим.
В течении нескольких часов инфицируются  десятки научных сотрудников, обслуживающего персонала, членов их семей,  принимающих решение изменить  свою жизнь – прекратить работать на  войну, научиться любить и творить.
Событие,   неизбежно попав в поле  зрения ЦРУ, доходит до президента США, а в итоге – до Мирового правительства, которое,  понимая угрозу прежде всего им, в целях ослабления начавшегося процесса бифуркации, принимает решение ввести на Земле карантин, закрыв все национальные границы, транспортные сообщения, что  погружает планету в хаос.
Не буду пересказывать роман Михаила Темнова и Владимира Комяти «День восьмой». Чтение – интимное дело. Вмешиваться в него так же бестактно, как в чью-то личную жизнь. Но позволю себе все-таки следующее. Как человек, который прочел лучшее из фантастической литературы, и который в своей библиотеке имеет более трех тысяч произведений фантастики, прочесть «День восьмой» Михаила Темнова и Владимира Комяти искренне рекомендую. Такая фантастика способна ставить проблемы любого уровня этической ответственности: от пустячного – нравственно ли раздавить букашку, – до решения судьбы народов, цивилизаций и планет.
Возможно, их предупреждающий крик на страницах романа поможет многим переосмыслить свое место в этом мире и понять свою ответственность за происходящее, что будет способствовать оздоровлению нашего общества, его  духовному возрождению.
В романе есть все: знания, анализ огромных информационных пластов, фантастическая и приключенческая оболочка, философское содержание и тугая пружина социальной идеи.  Проглотив на одном дыхании роман, я поймал себя на мысли, что хочу узнать, чем  закончится эта многослойная интрига. Еще больше я был удивлён, когда узнал, что идея романа приснилась одному из соавторов этого произведения Владимиру Комяти.
Надеюсь, что возрождение лучших традиций отечественной фантастики и появление таких произведений, как «День восьмой», снова поможет нам стать мечтателями и романтиками. А, может, именно с желания и умения читать хорошую фантастику, думать, надеяться и верить, начнется возрождение нашего Отечества и, наконец, появится украинская национальная идея.
Поэтому будем читать фантастику и вспоминать завещание Аркадия Натановича Стругацкого: «Тысячелетия глядят на нас с надеждой, что мы не озвереем, не станем сволочью, рабами паханов и фюреров».

Алексей Фазекош,
председатель Совета адвокатов Закарпатской области (отношусь, к сожалению, к ныне немногочисленной категории людей, которые по-прежнему продолжают читать художественную литературу).

Продолжение: http://www.proza.ru/2015/12/17/691