Большое Дерево, вождь кайова

Григорий Коротков
    *БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО (ок. 1850-1929). Big Tree (Ado-Еete), воин-вождь кайова, и двоюродный брат САТАНТЫ, родился где-то в области проживания кайова, в момент, когда давление со стороны расширявшегося белого  населения, угрожало традиционной  жизни племени. К концу 1860-х годов воинственные кайова были вынуждены искать согласия с белыми.
 
   Соглашения, достигнутые на совете Медисин- Лодж по договору в 1867 году, вынуждали Большое Дерево  и кайова перейти в резервацию на юго-западе штата Оклахома. Разочарованный этим ограничением, Большое Дерево в раннем возрасте попал под влияние лидеров племенных военных группировок. Он присоединился к САТАНКУ, ОДИНОКОМУ ВОЛКУ  и Сатанте в рейдах на их старой племенной территории  и за рекой Ред-Ривер в штате Техас. По общему мнению, он был вовлечен в неудачное нападение на Форт- Силл в июне 1870, но реально получил известность в результате своего участия в рейде на обоз Уоррена, (или резня Солт-Крик),  18 мая 1871 года. После этого инцидента, по настоянию генерала Уильяма Т. Шермана, армия двинулась, чтобы подавить кайова.

     Применение армии оказалось ненужным, потому что через несколько дней после рейда, Сатанта, Сатанк и Большое Дерево прибыли в Форт Силл, чтобы получить свои пайки. Там Сатанта хвастался своей руководящей ролью в рейде на обоз Уоррена и причастностью к этому Большого Дерева и Сатанка. Шерман  арестовал  трёх этих руководителей. Большое Дерево безуспешно пытался убежать, нырнув через окно. В наручниках и кандалах он был переведен с другими вождями в Джэксборо, штат Техас, чтобы предстать перед судом за убийство.

    В Джэксборо  индейские вожди предстали перед гражданским судом, Сатанта и Большое Дерево (Са-танк убит на пути к Джэксборо) были осуждены и приговорены к повешенью. Тем не менее, федеральное правительство, опасаясь ответной индейской агрессии на запланированную казнь, под давлением губернатора Техаса Эдмунда Дж. Дэвиса смягчило смертный приговор на пожизненное заключение. Несмотря на протест  генерала Шермана и значительной части населения Техаса,  в сентябре 1871 Большое Дерево и Сатанта были переведены в тюрьму штата в Хантсвилле.

    Главным  последствием после этих событий  стало упрочившееся разделение племени на военную и мирную фракции. Федеральный агент на Индейской Территории признал опасность, и надеясь контролировать ситуацию, пообещал, что  два племенных вождя будут освобождены и вернутся - за обещание хорошо себя вести. 
19 августа 1873 года, после двух лет пребывания в качестве «заложников» для обеспечения пассивности кайова, Большое Дерево и Сатанта были условно-досрочно освобождены. Однако, их свобода была условной и могла быть отозвана за любые враждебные действия, совершенные кайова, даже если бы два этих вождя в них не участвовали.

     Однако, несмотря на жесткие условия условно-досрочного освобождения, кайова в сочетании с команчами-квахади, возобновили рейды зимой  1873-74, а к следующему лету Большое Дерево и Сатанта, видимо тоже присоединились к атакам.
22 августа 1874 г. кайова во главе с Сатантой и Большим Деревом, совместно с команчами вступили в перестрелку с войсками в агентстве Анадарко, на Индейской Территории. Оттуда перешли к индейцам Ллано- Эстакадо в Техасе, где 9 сентября 1874 года отряд из 200 кайова, в том числе Одинокий Волк, Сатанта и Большое Дерево, напали на обоз генерала Нельсон А. Майлса - тридцать шесть фургонов в сопровождении подразделения Пятого пехотного и отряда Шестой кавалерии. В течение трех дней они сдерживали армию индейцев. Не в силах подавить солдат, кайова сняли осаду и вернулись домой.
 
   Видимо это было последнее военное предприятие Большого Дерева. Прокатившаяся серия столкновений вынудила армию активизировать свои патрули по всему Ллано-Эстакадо, эти усилия сделали невыносимой жизнь для постоянно бегущих индейцев. Сатанта и Большое Дерево в конце сентября вернулись в шайеннское агентство  Дарлингтон, на Индейской Территории. Оттуда их передали и заковали в цепи в Форте-Силл, а 6 октября Сатанта был возвращен в Хантсвилл, где покончил жизнь самоубийством в 1878 году.
 
   Большое Дерево оставался в тюрьме Форта-Силл, пока кайова окончательно небыли разбиты в декабре 1874 года. После своего освобождения он провел остаток жизни, сохраняя мир, консультируясь в принятии способа жизни белого человека. Его новое направление  особенно проявляется в стремление дискредитировать учение проповедуемое пророком P'oinka в 1887 году и в своем решении не участвовать в Танце Призраков 1890 года проводимого у кайова. Он был среди тех, кто просил прислать миссионера и сыграл важную роль в создании первой миссии Крестителя в резервации кайова.

Изменившийся к 1897 году, Большое Дерево располнел,  стал членом баптистской церкви Рейни Маунтин и служил дьяконом в течение тридцати лет. Он был женат на женщине кайова по имени Омбоке. Умер в своем доме в Aнадарко  13 ноября 1929 г., его последним актом лидерства, стало неудачное противостояние выделению земли кайова в 1901 году. Он был похоронен рядом со своим домом на кладбище Дождливых гор.

BIBLIOGRAPHY:
Hugh Corwin, The Kiowa Indians: Their History and Life Stories (Lawton?, Oklahoma, 1958). Allen Lee Hamilton, "The Warren Wagontrain Raid: Frontier Indian Policy at the Crossroads," Arizona and the West 28 (Autumn 1986). Mildred P. Mayhall, The Kiowas (Norman: University of Oklahoma Press, 1962; 2d ed. 1971). Wilbur Sturtevant Nye, Carbine and Lance: The Story of Old Fort Sill (Norman: University of Oklahoma Press, 1937; 3d ed. 1969). Robert M. Utley, Frontier Regulars: The United States Army and the Indian, 1866–1891 (New York: Macmillan, 1973). John Edward Weems, Death Song: The Last of the Indian Wars (Garden City, New York: Doubleday, 1976).
https://tshaonline.org/handbook/online/articles/fbi07

*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО*