Прогулки по Ярославлю. Площадь Богоявления

Галина Батуро
ПЛОЩАДЬ БОГОЯВЛЕНИЯ

Богоявленская площадь – культурный центр Ярославля. Здесь находится Ярославский Кремль, который вовсе не кремль, а также памятник князю Ярославу, который Мудрый и который, по преданию,  основал город своего имени. Надо сказать, что называть вновь отстроенный город своим именем – это обычная практика Древней (на самом деле Средневековой) Руси. Кий основал город Киев, Владимир – Владимир, а Ярослав – Ярославль.
Улица Первомайская, по которой мы двигались, вывела нас аккуратно к Богородской Башне Ярославского Кремля, а на самом деле Спасо-Преображенского монастыря,  но  не это не важно. В Рязани, например, есть здание, которое все упорно именуют Дворцом князя Олега, хотя оно выстроено через двести лет после его смерти. 
 У меня есть все основания полагать, что внутри Кремля есть, что посмотреть. Там просто обязаны быть музеи. Подходим к главному входу. Опа! Ворота закрыты, как и полагается в настоящем средневековом городе. Табличка извещает, что запускать в Кремль начнут не раньше 1000. Вход на территорию платный. У нас есть пол-часа, которые мы решаем потратить, обойдя Кремль снаружи по периметру.
  С чем, мы отправляемся в путь  к храму Богоявления Господня, в честь которого названа площадь.
Когда-то, давным-давно, на этом месте располагались посадские дворы, т.е. дома мастеровых людей, которые теснились вокруг укрепленного места – детинца. В случае набега врага посад сжигался, а люди укрывались в крепости, которая стояла в месте слияния Волги и Которосли. Это и был самый настоящий Медвежий Угол.
В XVI  веке это место отошло Спасскому монастырю, вокруг стен которого мы идем, и который по тысячелетней привычке продолжает именоваться Кремлем. Монастырь поставил здесь деревянный храм и конюшенный двор, а в XVII веке, после Смутного Времени поселил слуг и зависимых людей. Так возникла Богоявленская Слобода. Называлась место по имени несохранившейся деревянной церковки. По некоторым данным, церковка та была возведена не в XVI веке, а в XV, а может даже в XIII. Вы понимаете, что пара – тройка столетий туда-сюда для русской истории – это нет ничто.
Вот на месте той церковки и утвердился каменный храм.
Подходим ближе.
Фотография не передает всей красоты Церкви, тем более в этот мутный ноябрьский день, когда катастрофически не хватает света не только фотоэлементам планшетника. Церковь Богоявления не даром считается жемчужиной Ярославля. Легкая, гармоничная, она устремлена в Небо, подчиняя себе пространство площади, являясь его организующим началом.
Церковь поистине нарядна, и в этом тоже есть глубинный смысл, ибо в Христианской традиции, Церковь – есть невеста Бога, и она должна быть столь же прекрасна. Православие – религия Красоты и Радости. Христос пришел к людям с благой вестью, сообщить им, что смерти – нет, что человеческая душа – любима Богом, и Он ждет любого и каждого из нас в Райских кущах, напоминанием о которых становятся изразцовые цветы, щедро украшающие фронтоны и карнизы храма.
Вот откуда эти цветочные вазоны, которыми ярославцы украшали свои дома вплоть до XX века!
Красный цвет кирпича разгоняет тоску осенней хмари, а  «муравленые» изразцы сияют зеленью, напоминанием о вечном лете.
Храм Богоявления Господня был построен между 1684 и 1693 годами, т.е. во времена, когда после смерти царя Алексея Михайловича за престол тягались родственники обоих его жен: Милославские и Нарышкины. Консенсус был достигнут соправлением представителей обоих кланов: со стороны Милославских правил Иван V, со стороны Нарышкиных – Петр I, причем Иван считался «старшим царем», но при всем при этом в историю он вошел, как полудурок. Возможно, что так со стороны социопатов выглядит его нежелание расправиться с властолюбивым Петром, ибо все шансы придушить младшего братца у него были, но ведь – вот, дурак! – он спокойно делил власть с братом до самой свой смерти в 1689 году. Причем, отличаясь слабым здоровьем, он уже к 27 своим годам плохо видел и был парализован, так что не удивительно, что дотянул он еле-еле до тридцатника, когда  «скоропостижно» скончался. Так и кажется, что Ивана травили медленным ядом, типа сулемы.  Петр I всю полноту власти получил позже, в 1694 году, после смерти своей матушки Натальи Нарышкиной.
Клановые войны, судя по всему, не сильно отразились на благосостоянии ярославских купцов, ибо храм был заложен на средства частного лица Алексея Зубчанинова, потомка основателей Спасского монастыря. Всего за 9 лет купчишка отгрохал уходящую в небо громаду с приделом, колокольней, да еще  фресковой росписью внутри. Авторство фресок не установлено, но вероятнее всего над картинами работали мастера из артели Дмитрия Плеханова и Федора Игнатьева. Фрески сохранились, но  внутрь храма я не попала, а лишь зашла в придел. Лена осталась ждать снаружи, я, торопясь, потянула какую-то дверь, она оказалась закрыта, и я сразу же вышла. Как оказалась, храм открыт для посещения только в летнее время. Печалька.
Откуда купчишка выписал архитектора для строительства Храма, неизвестно, как и имя зодчего, но он принес с собой новые традиции, столичную моду, неизвестную доселе ярославским мастерам.
  Собор встал не на подклете, а просто на фундаменте. Подклет был весьма значимым элементом в ярославских церквях и первоначально имел чисто функциональное значение, ибо использовался в качестве складского помещения для товаров и провизии, а также как возможное укрытие от неприятеля.
Впервые в Ярославле был применен прием покрытия центральной части здания двумя рядами кокошников с четырехскатной кровлей. На ней – глухие барабаны с изящными луковичными главками. Широкие окна пропускали достаточное количество света, а сомкнутый свод давал ощущение космического простора.
Снаружи, также впервые в Ярославле, храм был отделан многоцветными поливными изразцами, которые вились вокруг барабанов глав, по карнизу на центральном храме и приделах. Вертикальные ленты изразцов спускаются по фасаду между окон. Вариации пяти рисунков орнамента и пяти цветов создают впечатление бесчисленного разнообразия изразцового декора.
А вот крытые галереи, с трех сторон окружающие Храм – это дань ярославской традиции.
Шатровая колокольня появилась позже, а в XIX  веке со стороны главного фасада появился притвор с резным крыльцом. Южный Дмитриевский придел освящен по имя Василия и Константина Ярославских и служит домовым храмом семинарии, северный освящен в честь Страшного Суда Христова. В храме сохранились уникальные фрески, древний иконостас, деревянный запрестольный алтарный крест XVII века. В истории храма были еще две уникальные святыни, которые не сохранились: напрестольный крест с деталями Креста Господня и мощей святых, и глава Иоанна Предтечи на блюде, вырезанная из дерева.
В 1918 году Храм был сильно поврежден в результате обстрела красной артиллерией, но в 1926 году Советская власть передала его музею и отремонтировала. В настоящее время Храм находится в совместном владении музея и РПЦ.
Давно нет в живых купца ярославской «гостиной» сотни Алексея Зубчанинова, деньги, которые он вкладывал в барыш пошли прахом. Где его капиталы? Где его потомки? Но стоит Храм Богоявления, как памятник истинного христианского благочестия, благовествуя о Христе, и о радости быть с Ним.
Поклонившись Храму, мы идем дальше и доходим до набережной реки Которосли.

Смотреть фотки: http://galina-baeva.livejournal.com/7944.html