Большой Лук, вождь кайова

Григорий Коротков
*БОЛЬШОЙ ЛУК ,ZIPKIYAH, ZIPKOHETA, ZEPKO-EETE,(около1830- умер видимо в 1900 г). Вождь кайова, родился возможно в 1833 году на реке Элк-Крик, на Индейской Территории. Он происходил из линии выдающихся военных вождей и унаследовал свое имя от отца и деда.
Зимой 1844/45 года в Мексике был убит Большой Лук –его дед. В раннем возрасте от отца он узнал, как стать воином, и к тому времени, когда ему исполнилось восемнадцать лет,  уже участвовал в двух рейдах в Мексику. В 1851 году Большой Лук стал  военным вождём, но потерял популярность,  после зимних неприятностей с женой другого воина. В течение зимы 1851/1852, вождь Большой Лук украл очень красивую женщину, муж которой был в отъезде на тропе войны, и взял ее в свой лагерь. Приблизившись к палатке отца, он спрятал женщину в перелеске и пошел в типи поесть, прежде чем двигаться дальше. Его отец узнал, что тот сделал, задержал его и не позволил  вернуться к ожидающей снаружи женщине. Не защищённые от сильного холода, ноги женщины были отморожены. Это была жена САТАНТЫ, мир восстановился, когда в уплату за неё Большой Лук отдал оскорблённому мужу 5 лошадей.
 
   Более того, он оскорбил многих кайова своим пренебрежительным отношением к племенной религии. Он скептически относился к шаманам и предсказателям, особенно к прогнозам, сказанным МАМАНТИ с помощью своей «совиной магии».  Большой Лук часто утверждал, что его собственные силы и мужество, а не помощь птицы, обеспечивают ему успех в войне. Он часто совершал рейды в одиночку или в сопровождении только одного или двух человек. В набеге в Нью-Мексико в 1855 году, он практически в одиночку захватил несколько пони и снял скальп с навахо. Весной следующего года, после того как другие племенные лидеры выразили сомнение в его свершениях, он взял с собой еще одного вождя  СПОТЫКАЮЩЕГОСЯ МЕДВЕДЯ, чтобы тот увидел его подвиги в Нью-Мексико. Большой Лук часто кочевал на Ллано- Эстакадо с группой квахади-команчи и хорошо знал область между реками Пекос и Рио-Гранде.
 
   Во второй половине 19 века, Большой Лук был известен как один из самых ярых анти-англоамериканских  военачальников  кайова. Хотя мало что известно о его родословной и детстве, он заработал на центральных равнинах репутацию проницательного воина, в набегах против навахо и ютов. Наряду с БОЛЬШИМ ДЕРЕВОМ, САТАНКОМ, САТАНТОЙ и ОДИНОКИМ ВОЛКОМ, Большой Лук заставил первых поселенцев штата Канзас, Оклахома и Техас дорого заплатить за свое вторжение на  родину Кайова. Миссионер Томас Бэтти, подсчитал, что Большой Лук скальпировал и убил белых людей больше, чем любой другой кайова во второй половине девятнадцатого века.
В 1867 году, когда лидеры равнинных племен участвовали в переговорах по Договору  Медисин Лодж, Большой Лук отказался его подписать. Он не хотел лишаться традиционной жизни кайова- кочевников равнин.
О высоком ранге Большого Лука  свидетельствует тот факт, что его леггинсы были окаймленные человеческими волосами. В течение 1860-х годов он принимал участие в рейдах по Техасу и Нью-Мексико:  один раз в южном Колорадо летом 1869 года, Большой Лук пошел с крупным военным отрядом в страну ютов, чтобы отомстить за смерть Set-daya'ite ("МНОГО МЕДВЕДЕЙ", убитого в 1868 году). Он вернулся с военным головным убором воина юта, погибшего в горах верховьев реки Арканзас, штат Колорадо.

    В 1871 году армия США начала энергичную кампанию  покорения кайова, чтобы  удержать их на своих землях близ Aнадарко, штат Оклахома. Zepko-eette (Большой Лук) участвовал в набеге на Техас в 1871 году, где 7 человек были убиты, а затем Сатанк, Сатанта и Большое Дерево были арестованы и заключены в тюрьму. Хотя он видимо был соучастником атаки 17 мая 1871 года, его не арестовали в Форте Силл как других.
    Со своим другом и коллегой вождём БЕЛЫМ КОНЁМ он устроил нападение на  правительственный караван фургонов Уэллса Говарда -20 апреля 1872 года, а также организовал нападение на Авеля Ли и его семью недалеко от Форта-Гриффин 9 июня. Позднее Томас Бэтти, миссионер-квакер, вспоминал о Большом Луке как о «коварном человеке, со свирепым выражением лица».
Во время начавшейся в июне 1874 года «Войны Красной Реки», Большой Лук пытался уговорить военную фракцию кайова, во главе с ОДИНОКИМ ВОЛКОМ и МАМАНТИ, остаться скрываться в каньонах по реке Элк-Крик. Но когда "магия" Маман-ти предсказала полную безопасность для их группы в Каньоне Пало-Дуро, они проголосовали  идти туда.
 
   Большой Лук  участвовал в осаде каравана Лимана  9-14сентября и воевал в коротком бою с полковником Раналдом С. Маккензи и четвертым кавалерийским в Каньоне Пало-Дуро 27 сентября. Незадолго до атаки Маккензи, Большой Лук исчез  в Ллано Эстакадо в сопровождении приемного сына Маман-ти,  белого пленника ТЕХАНА. Затем он вернулся с группой ЧЁРНОГО КОНЯ из квахади-команчей после того, как они убили и скальпировали солдата-кавалериста.
Когда поражение стало неизбежным, Большой Лук в числе первых  лидеров кайова сдался в феврале 1875 года. Сообщалось, что незадолго до прихода к агентству он убил Техана, потому что тот был частью белых, но Большой Лук и его семья заявила, что Техан умер на равнинах от жажды.
 
   К 1874 г. Большой Лук был единственным крупным вождём кайова, которого ещё не вынудили жить в резервации. Под давлением правительства, ПИНАЮЩАЯ ПТИЦА нашёл расположение Большого Лука, сказал ему, что дело безнадежно, и лучшей стратегией для выживания будет сдаться. Большой Лук передал  сообщение Пинающей Птицы  своему народу, и после долгих обсуждений, они согласились поселиться в резервации. Его группа вернулась в феврале 1875 года.
Правительство США предоставило Большому Луку и его общине амнистию.  Большой Лук легко получил её от федеральных органов власти(т.к. никогда ранее не подписывал мирного соглашения и сдался впервые*). Под влиянием Пинающей Птицы был зачислен армейским разведчиком, чтобы помочь привести другие группы. Это сотрудничество спасло его от тюремного заключения во Флориде вместе с другими  вождями кайова. Впоследствии он в течение нескольких лет похвально служил сержантом  индейских скаутов.
     Позднее в трудные для его племени годы жизни  в резервации он стал лидером. Большой Лук наносил дружественные визиты к ютам и пуэбло в Нью-Мексико. Он и его воины часто торговали с белыми торговцами и владельцами ранчо, в том числе Джеймсом А. Уиттебургом, чьего захваченного сына Джорджа он однажды пытался поменять по цене в семьдесят пять лошадей.
 
   В 1886 году с разрешения агента Джесси Ли Хелджи,  Большой Лук повёл трёх кайова на запад, чтобы вернуть  украденных конокрадами  лошадей. Он и его соратник Pay-kee настигли воров, убили одного из них, и успешно вернули украденное, хотя имели с собой только несколько патронов.
Большой Лук со своей семьей  поселился в сообществе Дождливой горы, а в свои  поздние годы был обращен в христианство. Один из его сыновей Dom-ai-te, прославился в племени, как хороший наездник на скачках.
Он  мирно жил в резервации в течение двадцати пяти лет до своей смерти в 1900 году. Дата и место смерти Большого Лука точно неизвестны. Некоторые из его потомков до сих пор проживают в районе Aнадарко и в конце двадцатого века.

BIBLIOGRAPHY:
Amarillo Daily News, October 20, 1936. Mildred P. Mayhall, The Kiowas (Norman: University of Oklahoma Press, 1962; 2d ed. 1971). James Mooney, Calendar History of the Kiowa Indians (Washington: GPO, 1898; rpt., Washington: Smithsonian Institution Press, 1979). Wilbur Sturtevant Nye, Bad Medicine and Good: Tales of the Kiowas (Norman: University of Oklahoma Press, 1962). Wilbur Sturtevant Nye, Plains Indian Raiders (Norman: University of Oklahoma Press, 1968).

*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте"