Хорошо или плохо

Отщепенец
Вместо эпиграфа.

Я слышал мнение, что самолюбие – это скверно, и грош цена семье, которая воспитывает сие качество в детях, мол, долг папы с мамой - научить свое чадо "отдавать от себя все, ничего не требуя взамен".  Так ли это?.. Я захотел попытаться проиллюстрировать.

Плохой ребенок - результат плохого воспитания родителей, хороший – их гордость... Все звучит донельзя обыденно, но в этом и кроется суть. Кем вырастет малыш, зависит, в первую очередь, от его близких.
В "плохой" семье вечер... Младший сын приходит из школы с синяками на лице и в разорванной верхней одежде. Он никому не жалуется и ни слова не рассказывает родителям, поздно плакать старшим в жилетку. Десятый класс, все-таки, он уже почти совсем взрослый.
- Кто тебя так? - серьезно спрашивает отец.
- Я сам разберусь... я сам уже разобрался, папа.
- Что значит, разобрался, у тебя все лицо синее. Это уже не мальчишеские драки, а если завтра тебя еще сильнее покалечат, ты тоже будешь хранить какую-то тайну?
- Да что тут рассказывать, - наконец сказал, или почти выкрикнул сын. Мне сегодня дали понять, что я - лох.
- В каком смысле - лох???
... И сын поведал отцу, что в их школе завелись некие "блатные" пацаны, которые хотели использовать других как слуг. Одноклассник буквально приказал ему носить на переменах свою борсетку.
- Вот я его и послал на три буквы.
- Правильно сделал. - сказал отец. И что было дальше, на тебя сразу полезли в драку?
-  По дороге домой он, и еще три пацана напали на меня... Остальное ты видишь сам.
- Ты слышала, мать? Что это за порядки в школе. Мы с тобой живем и ничего не знаем, а там какие-то обнаглевшие сопляки решили установить рабовладельческий строй. Пойду-ка я, наверное, для начала к директору, спрошу, разузнаю, как вообще такое может быть. Что за заведению мы детей доверяем...
- Не надо папа, это будет позор! - закричал сын.
- Позор, что ты останешься здоровым? А потом они найдут оружие и выстрелят в тебя... Если не убьют, то останешься калекой. Что тебе дороже, собственная физическая полноценность или какая-то придуманная гордость? Нельзя никогда терпеть таких издевательств над собой, ты еще школьник и за тебя отвечают родители, пусть лучше один раз тебе поможем мы, чем ты либо потеряешь здоровье, либо будешь служить им и в итоге станешь никем.
- Нет, отец, давай, пока все будет тихо, может, они и так отстанут, я тебя очень прошу.

К счастью, все обошлось, недавно избитый десятиклассник больше не подвергался нападкам со стороны вновь прибывших в класс "крутых", относительно спокойно закончил школу и поступил в институт. А еще через пять лет парень принес "плохим" родителям диплом о высшем образовании. Теперь он юрист.

Отношения в современной школе не обходят стороной и "хорошие" семьи. В одной из них тоже случилось похожее неприятное событие.
Мальчик в побоях появился на пороге родительского дома, прося защиты у отца с матерью…
- Эти скоты отобрали у меня все деньги, которые вы мне дали на обед!

Мать заботливо погладила сына по голове и, отчетливо выговаривая каждое слово, спросила:
- Отобрали деньги? Ну, и как же это случилось?
- Один урод попросил меня «добавить на пачку сигарет», я сказал, что у меня нет денег,
а после уроков они пообещали меня «научить жить», отобрали деньги и избили.
- Разве у тебя их не было?
- Конечно были, но я – не его кошелек.
- Пусть бы он курил, пусть травит свои легкие, тебе что за дело?
- Мама, я не понимаю тебя.
- В каком он классе?
- В одиннадцатом.
- Вот видишь, на два года старше тебя. Зачем тебе конфликт со старшими, тем более, что ты знаешь, дома тебя всегда ждет обед. Отдал бы ему эту несчастную сотню или полторы, у тебя ничего бы не убыло.
- А дальше будет больше, да?  Нет, я на такое не пойду, мама.
- Сынок, в этой жизни тебе придется идти еще на многое, и свое детское "Я" вспоминать надо как можно реже. Просто умей стерпеть такое отношение, и ты спокойно обойдешь стороной конфликты.
- Но как поставить себя в коллективе?
- Добром. Когда они увидят, что ты не реагируешь на их выходки, рано или поздно они отстанут от тебя.
- А если меня изувечат?
- Значит, Создателю было так угодно. Только помни – меньше говори, больше слушай, избегай конфликтов любой ценой. Отомстить успеешь... может быть... когда-нибудь.
- Может быть, когда-нибудь, - задумчиво повторил мальчик.

Прошло несколько лет. Сын "хороших" родителей, готовясь к "акции протеста" выслушивает советы своих "наставников".
-  Сама наша жизнь – ничто по сравнению с призванием, которое выбрал для себя каждый из нас. Можно сделать что угодно, нельзя только потерять веру.
И еще через некоторое время:
- Пояс не будет заметен под одеждой, ты нажмешь на эту кнопку примерно через пять минут после того, как войдешь в автобус.  Главное – не бойся и ничего не напутай. Секунда – и ты уже на небесах.

Смертник взорвал автобус. Пятнадцать человек погибших и десять раненых...

Родители! Ни в коем случае не подталкивайте своих детей к агрессии, нельзя поощрять детскую жестокость... но и не учите своего ребенка никакому излишнему смирению.
Не может быть "хорошей" семья, в которой сына учат не давать обидчикам сдачи. В результате такого воспитания она получит безликое существо, из которого впоследствии можно будет слепить что угодно, в том числе и преступника.