конечная станция - коммунизм

Весна 1929 года. На Колонизационный отдел Мурманской железной дороги возложена задача в экстренном порядке построить грунтовую дорогу от разъезда Белый до апатитовых разработок в Хибинских горах.


   Выполнить задание только силами железнодорожников было невозможно. Тогда на помощь пришёл УСЛОН, предоставив свою рабочую силу. Так в Хибинах появился первый концлагерь – 6 отделение УСЛОН.


   Работы начались в июне, а уже 7  октября открыто сплошное движение грузовиков от бромсберга ( наклонный жёлоб, подающий апатитовую руду) до  железнодорожного вагона. В этот день  была вывезена первая тонна апатита.


   Всего за 4 месяца УСЛОН провёл дорогу на протяжении 29 километров  с устройством 40 мостов и 4 км. сплошного настила, несмотря на мошкару, недостаток рабочих рук, текучесть и перебоях в снабжении.


   Какая может быть текучесть у заключённых, когда их не кормят, а норму спрашивают со всей строгостью?  - Только в братскую могилу.


   Кто сказал, что принудительный труд малоэффективен? Разве тысяча вольных могут проложить 11 км. за один зимний месяц? – А лишённые свободы могут. У них есть стимулы к труду – «богатыри» в будённовках с оружием наизготовку, карцер.


   И уже « не страшны» полярные  зимние ночи, зловещие завывания хибинских буранов, морозы, леденящие при жестоком ветре, снежные заносы, высотой 3-4 метра, промёрзшие болота, горные реки, неприступные горы…


   Работали круглые сутки в три смены, перелопатив 300 тысяч кубометров грунта. Многие умерли, не выдержав рабских условий труда, других унесли эпидемии тифа, туберкулёза, цинги.


   Могилы «услоновцев» - это первые братские могилы в Хибинах. За последующие годы их прибавится ох, как много. Кто же были эти «услоновцы» до заключения, за что им досталась такая тяжкая доля? Одним словом – народ.


   14 марта 1930 года в Хибины прибыл первый эшелон спецпереселенцев, крестьян, попавших под раскулачивание. Условия их труда и быта ничем не отличались от лагерных,  разве только не было колючей проволоки. Работали же  и умирали наравне с заключёнными.


   Заключённые вместе со спецпереселенцами  строили Апатито-нефелиновую фабрику (АНОФ-1), возводили город  Хибиногорск.


    В сводках писали: « Хибины  - новенький вагон в социалистическом поезде -  построен ценой  подлинно героической работы …. мчится на всех парах по стальному пути. Остановок не будет. Конечная станция -  Коммунизм.»

 Среди этих строителей коммунизма были и мои бедные родители, которых насильственно привезли на Север с 6 детьми из  Вологодской области.


С середины 30-ых годов в Хибинах практически ни одна отрасль хозяйства не обходилась без заключённых. Любая крупная стройка одновременно была лагерем.


   По Мурманской области – это Нивские и Серебрянские ГЭС, аэродром в Мурмашах и комбинат «Североникель», порт в Мурманске и железная дорога до Никеля. Список этот далеко не полон.


   примечание: УСЛОН - управление Соловецким лагерем особого назначения



на карте страницы (фото) обозначены места нахождения лагерей ГУЛАГ-а в Мурманской области ( из фондов Хибинского общества "Мемориал")
использован текст газеты "Котлован",1990 год   
   

   
   


Рецензии
Дорогу из Москвы в Петербург строила не Советская власть... А могил... тогда в демократической и православной царской России с православным батюшкой и с Синодом никто не считал...

Ан Леере   05.09.2017 17:31     Заявить о нарушении
Почему?

Ан Леере   05.09.2017 17:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.