Из книги Неизвестный БАМ. Организация БАМЛага

Журнал Алексеевск-Свободный
Прядкин В.М.

История организации БАМЛага
(Отрывок из книги "Неизвестный БАМ")

Как уже было сказано выше, в октябре 1932 года Политбюро ЦК ВКП (б) принимает решение о передачи строительства Объединенному государственному политическому управлению (ОГПУ).

Перед БАМЛагом было поставлено три основные задачи:
- строительство Байкало-Амурской железной дороги;
- прокладка вторых путей на Транссибе,
- лесозаготовка, деревопереработка и добыча золота.

За Наркоматом Путей Сообщения оставались (до 1938-го) следующие функции по БАМу:
- обеспечения проектами и сметами;
- слежение за качеством производства работ;
- приемка работ.

Приказом  ОГПУ № 1020/с, от 10.11.1932 года, был создан Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь (БАМЛаг).
Забегая вперед скажу, это был один из самых крупных лагерей в СССР. БАМЛаг был создан, как объект оборонно-стратегического значения. Управление БАМЛагом осуществлялось из г. Свободный (по тогдашнему административно-территориальному делению это был Дальневосточный край, ныне - территория Амурской области).

Непосредственной причиной его развертывания, стала оккупация Маньчжурии японскими войсками осенью 1931 года.  В тот период создалась реальная угроза железнодорожному сообщению по одноколейной железной дороге (по тогдашнему НПС СССР Амурской ж. д., ныне Забайкальской и Дальневосточной ж. д.) вблизи государственной границы СССР. Деятельность БАМЛага связана с сооружением на значительном удалении от границы новой ж.-д. магистрали от Забайкалья до Приморья (Байкало-Амурская магистраль, БАМ), а также вторых путей на Транссибирской магистрали для увеличения ее пропускной способности.
         
Здесь я хочу обратить внимание читателя на тех «злодеев», которыми укомплектовывался БАМЛаг. На мой взгляд, это очень важное обстоятельство, а слово злодеи я взял в кавычки не случайно, потому, что на 90% (может и больше), это были не в чем не повинные люди.  Дело в том, что при наркоме внутренних дел Н.И. Ежове ввели правило дифференцированного размещения контингентов ГУЛага по отдельным лагерям. Как указывает в своей работе «Лагерники (ГУЛаг без ретуши)» С. Кузьмин, в БАМЛаг запрещалось направлять осужденных за измену Родины, шпионаж, совершение террористических актов, разрушение и повреждение государственного имущества, за контрреволюционную троцкистко-зиновьевско-бухаринскую деятельность, руководителей и активных членов контрреволюционных фашистских и националистических организаций, бывших белогвардейцев.
      
В своей работе «Строительство железных дорог на востоке России», профессор О.П. Еланцева ссылается на перечень, утвержденный решением Политбюро ЦК ВКП (б) от 1 февраля 1938 года. Этот перечень запрещал наркому внутренних дел осуществлять комплектование Дальневосточных лагерей за счет уголовников-профессионалов, а также, осужденных за повстанчество и бандитизм, измену Родине. Кроме того, не разрешалось посылать лиц японской, китайской, корейской, немецкой, польской, латышской, эстонской, литовской и финской национальностей.
Кто же отбывал сроки, строя БАМ в системе огромного БАМЛаг? Ответ на этот вопрос дают люди, побывавшие там, в качестве заключенных и чудом оставшиеся в живых.
            
«В нашей бригаде большинство составляли сельские жители: врачи, учителя, агрономы, почтовые работники, много колхозников и всего несколько москвичей». (М. Б. Миндлин  «Возвращение», глава Бамлаг)               

«Здесь на пересыльном пункте (ст. Манзовка, БАМЛаг - прим. автора) мы промерзли до косточек, это наша группа из 5 человек более-менее одетых, ложились вместе, под нами были голые доски, мы не раздеваясь закрывались, что было с головой и надышим и засыпали, а остальные по всей ночи бегали по длинному бараку, чтобы не замерзнуть совсем. Давали нам по 400 грамм хлеба и раз в день баланду из мороженой свеклы, которую можно было есть пока она горячая, а потом она превращалась в густой клей. Днем нас выгоняли в чистое поле и заставляли перелопачивать снег и мы, чтобы не окоченеть, делали это с усердием).(Из воспоминаний В. Л. Ицковича (1898-1989гг))

Однако вернемся к становлению БАМЛага. Стоит отметить, что организаторы БАМЛага столкнулись с массой трудностей. Прежде всего, не было опыта строительства железных дорог силами заключенных. В ОГПУ имелась масса приказов, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих содержание заключенных, их надо было соблюдать. Партии заключенных нужно было рассредоточить на больших расстояниях друг от друга. В частности, на линии строительства разъезда БАМ-зимовье Тындинское на 190 километрах не было ни жилья, ни дорог – тайга, мари, зимой морозы под 60 градусов по Цельсию.
          
Поскольку далее я буду часто упоминать Сковородино, то вкратце расскажу его историю. Сковородино это третье по счету название небольшого городка и одноименной железнодорожной станции на Транссибе ныне Забайкальской ж.д.).  При постройке Амурской железной дороги станцию назвали Невер-1 - по имени речки, которая там протекает, затем Рухлово - в честь министра путей сообщения Сергея Васильевича Рухлова. Он был крестьянским сыном и исключительно благодаря своему таланту и трудолюбию достиг министерского поста. Вот судьба злодейка! В октябре 1918 года, в возрасте 62 лет, крестьянский сын Рухлов был расстрелян на Северном Кавказе большевиками как «царский сатрап» - представитель «проклятого прошлого». Какая дикость! А ведь этот человек мог своим опытом,  знаниями, умом, сделать многое для развития путей сообщения страны!

В 1927 году поселку Рухлово был присвоен статус города и дано новое название - Сковородино.  Где то я прочитал, что Афанасий Сковородин был председателем поселкового Совета, его тоже расстреляли в 1920 году, но уже японские интервенты.

Так вот, в поселке Рухлово (Сковородино), уже подчиненная БАМЛагу, начала функционировать железнодорожная лагерная командировка с питательным пунктом, через который ежегодно пропускались тысячи следующих на восток заключенных, а также выгружались заключенные для строительства ж. д. ветки разъезд БАМ - зимовье Тындинское. Среднестатистический железнодорожный состав в 30 вагонов доставлял на станцию от 900 до 1100 заключенных.
            
В срочном порядке начали проектировать типовые лагерные пункты на 1, 1.5, 2, 3, и т.д. тысячи заключенных. В непролазной тайге, вдоль намеченной изыскателями будущей ж. д. трассы, из неошкуренных лиственниц стали строить бараки, смотровые вышки, вкапывать в вечную мерзлоту столбы, на которые крепили рядами колючую проволоку, силами самих заключенных. Делалось это все в невиданной спешке. Хочу подчеркнуть, жилые бараки появились позже, а до того заключенных селили  в старых дырявых палатках, списанных из имущества Красной армии, наспех сооруженных шалашах. Спецодежды не было никакой. Заключенные находились в той одежде, в которой были арестованы, зачастую истрёпанной в длительных этапах и участии на различных работах. При этом еще отсутствовали постельные принадлежности. Бедолагам, приходилось спать на голых нарах (в бараках) или на подстилках из веток (в палатках и шалашах). О банях не было и речи, от болезней в тот период погибли тысячи заключенных.  Все это подтверждается архивными документами и многочисленными свидетелями (ниже я вернусь к данной теме).

Чтобы понять в какие условия попадали люди осужденные тройками за анекдоты, по доносу, и т.п., нужно хотя бы мысленно поставить себя на их место. Ниже я приведу рассказы самих заключенных и выдержки из некогда засекреченных протоколов проверок, осуществляемых представителями местных райкомов ВКП (б) и прокурорских работников.

При этом, заключенные должны были находиться под пристальным надзором охраны, поскольку существовали директивные документы, инструкции, регламентирующие охрану и надзор за ними. Требовалась целая армия стрелков охраны, которых негде было взять. Выход был найден, стрелков стали подбирать из состава самих заключенных. Для этого в ОГПУ разработали специальные инструкции, по каким статьям можно привлекать, а по каким нельзя. Кроме того, это обстоятельство стало одним из способов мотивации труда заключенных. За ударный труд сокращали срок и имелся шанс попасть в охранники. Об этом самом страшном периоде в истории БАМЛага я расскажу ниже, и в этом мне помогут архивные документы и воспоминания очевидцев.

Не позавидуешь руководству и организаторам БАМЛага. Не смотря на вышеперечисленные трудности по обустройству лагерных пунктов и проблем  бытового характера, был утвержден месячный и квартальный план по строительству железнодорожной линии. Невыполнение плана и других производственных заданий расценивалось как вредительство, за это добавляли срок (если это был заключенный), либо осуждали на срок, если это был вольный, либо расстреливали. В самом БАМЛаге круглосуточно работали «тройки». Об этом подробно я тоже расскажу ниже.

По замыслу правительства СССР, БАМЛагу предстояло осуществить колоссальный проект: через огромные пространства, где отсутствует людское жилье, через  тайгу, болота  и горные хребты, на большом удалении от внешних границ государства, проложить новую железную дорогу, значительно сокращающую расстояние от Байкала до Тихого океана. 
Следует отметить, что С.В. Мрачковского оставили в должности начальника управления строительства, но его заместителем и одновременно начальником БАМЛага назначили Н.Ф. Еремина.


(Полностью книгу Виктора Прядкина "Неизвестный БАМ" можно прочитать на его странице: http://www.proza.ru/avtor/viktor9)