Выбор профессии

Елена Тимошенко-Седьмая
Выбор профессии очень ответственный  момент в жизни каждого. От этого зависит не только будущее благополучие. Но и получаемое удовольствие или недовольство и вечные поиски себя, своего предназначения. Как часто допускаются ошибки в выборе профессии, если сами выпускники не знают куда пойти, кем  стать и если сердце, как говорится, ни к чему не лежит.  И вот тут происходит, самое страшное, когда включаются родители и говорят: «А вот ВАСЯ, идет врачом и престижно, и денежно». Или типа: «Я был шофером, и ты им станешь»! Происходит навязывание ребенку своей точки зрения, свое видение и невозможность ему самоопределиться в профессии. Эти ошибки обходятся дорого, возьмем, к примеру, рассказ Виктории Токаревой «Один кубик надежды», где работают две медсестры, только  одна получает удовольствие от работы, и для нее инъекция, как один кубик надежды, который поможет кому-то вылечиться, выздороветь. А для другой медсестры – «это старый зад и еще один день работы и нервов», неудовлетворенности и головной боли.
Работа должна приносит радость, а иначе не стоит себя мучить.  Ведь если на работу ходить как на каторгу – это обернется проблемами в здоровье в первую очередь, проблемами в психоэмоциональной сфере.  Понизится самооценка и человек перестанет себя уважать, ко всему еще от его недовольства будут страдать окружающие. Поэтому работа, должна приносит радость! Когда человек делает правильный выбор профессии, это попадание чувствуется сразу, потом про таких людей говорят «Врач от Бога», «Лучший учитель» и т.д. к такому специалисту все тянутся, с ним хотят общаться и он не чувствует усталости от работы и с нервами у такого человека все будет в полном порядке.  Сложно было определиться с выбором профессии в Советское время, где не было психологов. Сейчас все трудности в выборе профессий решены. На помощь выпускникам приходят  методики  Е.А. Климова; «Формула профессии» модификация методики Н.С. Пряжникова; опросник для выявления готовности к "Выбору профессии" по В.Б. Успенскому.
 Меня не удивила записка от родительницы будущего выпускника Батыршина Айтугана, с просьбой помочь ее сыну в выборе профессии, только психолог может определить интересы и склонности ребенка, соединить их с возможностями и состоянием здоровья и предоставить  профессии на выбор.
24 ноября и 1 декабря, с выпускными классами мы провели мероприятие, направленное на «Профориентацию». Помогали нам в этом студентки - практикантки из БГПУ им. М. Акмуллы Социально-гуманитарного факультета: Шарапова А.Ф. и Гареева Р.С. Для начала, студентки вместе с социальным педагогом Саркеевой В.В. и мной педагогом-психологом Тимошенко Е.Н. провели тренинговые упражнения, затем игры на ассоциативный ряд, на возможность самому школьнику  определиться с типом будущей профессии. А затем последовала сама диагностика  Е.А.Климова, где подросток уже наглядно увидел свое предназначение: «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-техника», «человек – природа», «человек – художественный образ». А «судьей» этих продуктивных и необходимых для выпускников занятий выступила доцент  Социально-гуманитарного факультета БГПУ им. М. Акмуллы Цилюгина Ирина Борисовна. С удовольствием наблюдая за игрой и проявленным интересом со стороны обучающихся воспитанников.
Скажу коротко, о типах: «Человек-Человек» - предназначение:  работа с людьми – врач, учитель, психолог и т.д. – все профессии связанные с обучением, воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой.
 «Человек-Техника» - профессии связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники.  Сюда отнесем: инженер, бортинженер, сварщик, автогонщик, летчик и т.д.
«Человек-Природа» - подразумевает профессии связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных.  Здесь найдут свое предназначение: орнитолог, агроном, биолог, ветеринар, эколог и т.д.
«Человек-Знаковая Система» это тип профессии связанный с работой с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами. Сюда относятся – программист, переводчик, филолог, финансист и т.д.
«Человек – художественный образ» этот  тип содержит профессии связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений. Свое призвание здесь найдут – актер, дизайнер, клипмейкер, художник, певец и т.д.
Проведенные методики выявили у будущих выпускников ГБОУ РЭЛИ наклонности к следующим  типам профессий:
31% - «человек – человек»
19% -  «человек – техника»
24% - «человек – знаковая система»
13% - «человек – художественный образ»
12% - «человек – природа»
1% - показали себя как универсалы, которые смогут работать в любой из перечисленных выше типах профессий.
Выбирайте профессию по душе, это ваше будущее! Работа должна обязательно нравиться и приносить радость и удовольствие! Работая с удовольствием, вы приносите радость окружающим и себе в первую очередь!


Автор: педагог-психолог ГБОУ РЭЛИ
Е.Н. Тимошенко.
(фото из интернета)