Пища для ума. Факты и мысли-3

Валентина Марцафей
 
      
              ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК -3.
          "Из записных книжек-2" читать: http://www.proza.ru/2015/11/06/1817

Х рестоматийная строчка Пушкина «Не дай мне бог сойти с ума» имеет мало кому известное продолжение:
     Посадят  на цепь дурака,
     И сквозь решётку как зверка
     Дразнить тебя придут.

        Кто не знает строчку из «Евгения Онегина» про дядю, который « самых
 честных правил»?!   Мне всегда чувствовалась  скрытая ирония
за этими словами.  Недавно, проглядывая книжечку Н.Бродского «Евгений Онегин».
роман А.С Пушкина» 1957г., поняла причину иронии: Евгений Онегин применил
 к дяде стих из басни Крылова «Осёл и мужик» 1819г. –«Осёл был самых честных
правил»!

       Не сразу бывают  понятны и строчки из этого романа:
            …  И лорда Байрона портрет,
               И столбик с куклою чугунной
               Под шляпой, с пасмурным челом.
               С руками, сжатыми крестом.»
     Вот этот «столбик» - чья это статуэтка? Учитель объяснять в школе не стал.
Ну, стоит, и пусть себе стоит, какая разница – чья? А ведь это  Наполеон!

           Сергей Довлатов о Пушкине.
    «…о маленьком гениальном человеке, в котором так легко уживались
  Бог и дьявол. Который высоко парил, но стал жертвой обыкновенного
 земного чувства. Который создавал шедевры, а погиб героем второстепенной
 беллетристики. Дав Булгарину законный повод написать: «Великий был
 человек, а пропал, как заяц…»
      О Керн:  «…куртизанка, просто шлюха… Анна Петровна Керн имела
десятки любовников, один товарищ Глинка чего стоит… А Никитенко?
 И вообще, путаться с цензором – это уже чересчур!» (Жёлчным человеком
 всё-таки был Сергей. Или его так била и мяла жизнь?)
        « На чужом языке мы теряем 80% своей личности.Мы утрачиваем
 способность шутить, иронизировать. Одно это меня в ужас приводит!»
 ( Довлатов – о причинах, по которым не хочет выезжать. Но потом всё-таки
 уехал.)

        Знаменитый  итальянский кинорежиссёр  Федерико Феллини когда-то
сравнил себя с самолётом, лишённым возможности сесть, поскольку внизу
нет посадочной полосы.

    Александр Сокуров, известный российский кинорежиссёр,  в беседе
о своём фильме «Солнце»  ( о японском императоре Хирохито) – это третья
часть задуманной им тетралогии. 1-я «Молох» ( о Гитлере),  2-я «Телец»
( О Ленине)  - высказал свои мысли о развитии кино:-
         «Если оглянуться назад, надо признать: кино не повезло с местом
рождения. Куда могли европейцы  повести это дитя? Только в бордель,
ресторан или кафе.  Не лучший выбор.  Появись младенец на свет на Востоке,
к нему  отнеслись бы иначе, указали бы иные, правильные дороги, привили бы
любовь к вечным ценностям.»
 И далее: « Ввозимый  с Запада  визуальный мусор вкупе с продукцией отечественного телевидения разрушает людей изнутри посильнее любого наркотика.  Удар наносится
 по целостности натуры, в человеке убивают способность самостоятельно мыслить,
анализировать.
       Полностью согласиться с уважаемым режиссёром не хочется. Мусора, конечно,
хватает, но и с той и с другой стороны существуют великолепные фильмы, которые
наоборот, воспитывают способность самостоятельно и мыслить и анализировать,
Я думаю, фифти-фифти!
А вот об отношении к истории нашей сказал Сокуров замечательно:
    « Мы призываем относиться к истории бережно, нежно, без истерик
и проклятий. Как к собственной, единственной жизни. Личностно.
Доверительно. Осторожно.»

      Жак Кокто как-то сказал, что история – это правда, которая превращается
 в ложь, а мифы – ложь, которая превращается в правду.

     К Паустовский считал:  « Эпохальные книги в русской литературе, в которых блистательно  запечатлены для потомков события важных периодов русской
 истории, пропущенные через сознание и сердце их авторов, это:
1) «Былое и думы» А.Герцена,
2)   «История моего современника» В.Г.Короленко.»
3) А я бы добавила «Повести о жизни» самого К.Паустовского.

    
         « Поэзия – это не то, что сложно сконструировано из слов. Поэзия – это то,
что невозможно прервать, когда звучит оно.
Главное в поэзии – это звучащий нерв, это слеза души, это вербальное
 отображение твоей психической сущности.»  (М. Веллер – «Перпендикуляр», с.206)

  «Который час, его спросили здесь,
  А он ответил любопытным: вечность!»
         Это – Мандельштам про сошедшего с ума Батюшкова.

    Поэт-песенник Гарольд Эль-Регистан в 20 лет стал соавтором
 Гимна СССР 1943 года.  (Родился в 1923 г., а умер в 1945, в 22 года)

       У Валентина Пикуля остался недописанным роман   о НЕФТИ!
  Вот как он пишет в предисловии:
      « В этой книге я не стану претендовать на занимательность, присущую
. беллетристике.  Я желаю сложить из подлинных фактов именно очерк об
  истории вещества, и пусть именно вещество станет нашей  героиней.
       Вот же она, полюбуйтесь:  ЖИРНАЯ, ГРЯЗНАЯ, СТРАШНАЯ…
      
        С давних пор она играет почти заглавную роль во всеобщей мировой
 трагедии…как одни боготворят её, и как другие проклинают!
      
        Иногда кажется, что она, эта героиня, увлекает нас прямо в рай, но мы,
 идущие в рай, должны осмотреться по сторонам, чтобы увидеть страшную
 дорогу – прямо в ад.  Не будем этому удивляться: мир так примитивно
 устроен, что человеческий рай всегда располагается неподалёку от ада.

   … Реки человеческой крови протекали в одном русле с реками нефти,
 мазута, соляра и бензина.
    …Сейчас нефтяная проблема зашла в тупик, а газовые извержения
 нефтяных продуктов засорили города и загадили лёгкие людей…
      Жирная, чёрная и грязная, эта мерзость, подобная реликтовым
 экскрементам доисторических времён, даёт не безобидный керосин
 наших бабушек,а грозит отрыгнуть отравляющие вещества, перед
которыми иприт кажется безвредным кремом для ухода за кожей».
 
      Далее уже его жена продолжила: «…дописать до конца такую книгу,
 как мне прелставляется в свете реальных событий (Ирак, Кувейт,
 экология), практически невозможно, ибо последняя точка в повествовании
 должна совпадать, по идее, с концом цивилизации».

        Леонид ЗОРИН – «Завещание Гранда».
   «Мой главный завет: всегда одной ногой – за дверью».
   «Уйти не страшно. Страшно – задерживаться».
   «В одну дверь вошёл, в другую вышел – вот вся и жизнь.


 Продолжение 4  читать - http://www.proza.ru/2016/02/16/89