Геополитика, гришь?..

Юрий Отряскин
 Есть у нас в деревне два толковых мужика... Ну, да! Те, что толкуют о чём-то своём... Неплохие, в общем, мужики. Работящие. До первого стакана. А как только он им в руки попал, так сразу толковать начинают... Ну, а после второго стакана толк из них уже выходит, а вот бестолочь остаётся... Жаль! Да-аа!.. Но они об этом знают!

 И вот в промежутке между первым и вторым стаканом, ведут свои неспешные разговоры... День-то большой!.. Как и подобает - о новостях... Откуда новости узнают?! Так, дачники привозят. Мужикам их от осени до весны хватает. В смысле, новостей... А чего?! За это ж время мало чего меняется! Вот им и хватает!

 И, как водится по-жизни, один из них - шебутной и юркий, но недалёкий. Душа и телогрейка всегда нараспашку. Другой - степенный, чинный и не дурак... Ну как "не дурак"?! Так, слегка придурковатый. Если у него чего-то попросить, то сразу глохнет. А если сказать - тихим, таким, шопотом и в грозу - "пить будешь?", слух сразу восстанавливается.

 И вот, услышал шебутной новое слово. Для себя. Геополитика называется... Ну, повод есть, стакан найдётся!

 Прилетел Юрок на крыльях своей телогрейки к Стёпке - у них у обоих имена соответствующие - и говорит:

- Вот растолкуй мне енто слово!.. Я и словарь с собою захватил, - и, хлоп, бутылку на стол.

 Стёпа невозмутимо свёл брови... Ага! Как у Брежнева. Только "иконостаса" на груди не хватает... Встал, спустился в погреб и выволок оттуда баночку малосольных огурцов и жбанчик квашенной капусты. Хлеб, им самим испечёный, уже стоял на столе. Открыл принесённый словарь и разлил его содержимое по стаканам... Приняли.

- Значит, геополитика, гришь? -  переспросил Степан, закусив огурцом и пережёвывая его.

- Она, она самая! - усердно закивал Юрок.

- Это, вишь ли, сразу сходу и не скажешь. Тут подумать надо! - жуя ответил Стёпа. Дожевав продолжил:

- Давай начнём со слова. Судя по всему, оно, вроде как, не наше.

- Ну да, ну да! Наши я и так знаю!

- И их там два! - поднял палец Степан.

- Ух, ты!.. Голова-а-аа!!

- Нужон словарь!

- Так, вот же-ж он!!! - указал раскрытыми ладонями на пузырь водовки Юрок.

- Да не. Другой, - махнул рукой Степан. Закряхтел, повернулся в сторону кровати и достал из изголовья книгу в твёрдом переплёте. Открыл, пошелестел страницами и, как человек рассудительный, искомое слово быстро нашёл... Минут за двадцать.

- "Геополитика, от греческого "гео" - земля и "политика" - государственная деятельность", - прочитал он вслух и захлопнул книгу. И тут же чихнул от книжной пыли, что поднялась от хлопка. С оттяжкой. Аж стаканы взвякнули.

- Всё понял! Это про нашу деревню и её окрестности, - произнёс он вытераясь. И опять чихнул, но без стаканов...

- Чё понЯл? - пристально уставился на него окоселый Юрец. Не-е, не от слов и водки. Он с детства так на мир стал смотреть, после неудачного падения на ледяной горке. Хоть на вид он был худым и хилый телом - да и сейчас не толще! - но дух его такую сирену выдул, что деревенские, поначалу, побежали за участковым, но разобравшись, сменили направление в сторону фельдшера... Врачи думали, что он глаз потеряет. Ан нет, спасли. Но косоглазие так и не смогли до конца исправить.

- Вот смотри: земля, на которой стоит деревня, это Земля, - "лектор" сделал круг руками. - А дома с наделами - это государства! И в каждом государстве есть свой государственный деятель. Госуда-арь, - он опять поднял палец вверх, - который о доме печётся. Где - сам, а где - не сам, а с домочадцами... И то не со всеми... Чё купить, чё продать иль чё-на-чё поменять, всё сам решает. И с кем ему торговать, - докладчик упёрся локтями на стол.

- Всё сам решает! - повторил он. - Кому морду набить за обман, а кого и по головке погладить за добрососедство, хоть и в разных концах деревни живут... Кому помочь словом иль делом, а кого и на уд послать, невзирая какого цвета морда лица. Хотя, некоторые, вперву очередь, на него и смотрят. И сами от ентого, рылом меняются. Им, вишь, важно, чтоб ты такой же был, одноцветный! - произнося последнее слово, Степка коротко покачал телом изображая важность. - Некоторые же норовят у тебя чё-то скрасть. Иль кусок надела урвать... За всем пригляд нужен! И за всем этим государь пригляд имеет.

- А ещё, - Стёпка подался вперёд, достал хрустящий лист капусты из деревянного ведёрка, любовно прикрыл им кусок хлеба, и прижав сверху разрезанным вдоль огурцом, закончил "растолковку", - время от времени, сбираются вместе. В сельсовете. В ООН, по-другому. Общие вопросы порешать для нужд всей деревни... Ясно стало?!

- А то!! - откликнулся Юрок. - А ежели я своим государём недоволен и его геополитикой, то чё тада?

- Эт-то уже другое дело!.. Я ж тебе про "божий дар" рассказал, а теперь ты спрашиваешь про "яичницу"! - поёрзал на лавке Степан в лёгком нетерпении. - А сие есть ничто иное, как внутренняя политика! И определяют её тоже сам государь и его ближнии бояре! И, как уже говорил - им видней, что нужно и что не нужно, чтоб дом крепко стоял. У них знаний и опыта побольше будет, чем, скажем, у тебя! И ежели ты сам мал-сопляк, то твоё дело исполнять! И не спустя рукава, а с прилежанием. Заметил что не так, исправь! Сам не можешь - доложи!.. И не просто, мол, "не согласен я и всё тут" - а обоснуй! Обоснуешь - помогут, а нет - то неча потом по другим дворам шлятся, жалиться и сопли распускать, что не понимают тебя!.. Руки и умения свои приложи! А нет ни того, ни другого: "вон бог, а вон порог"! Но учти - другим дворам, тож, безрукие и неумёхи не нужны!.. Уяснил?!

- А то ж! - встрепенулся Юрка.

- Тогда разливай остатки знаний!

...Да-аа! Вот такие у нас толкователи живут! Простые, как грабли!.. А, порой, трудно не согласится.

Апрель, 2015 год.