Как Витя Воронович обманул цыган

Юрий Иванович Хмыз
         Нескольких выпускников  Краснодонского горнопромышленного училища №8  на Донбассе в сентябре 1960 года приняли на работу на шахту №2 «Северная» треста «Краснодонуголь».  Сразу после принятия на работу всем нам выдали подъёмные деньги примерно по 850 рублей на человека. 
        Я со своим однокашником Виктром Вороновичем  родом из Унечи  Брянской области решили в выходной  10 сентября 1960 года   съездить в областной центр Ворошиловград  (ныне Луганск) для покупки себе верхней одежды.  Так как почти все  мы были из сельских местностей разных регионов СССР и все были из бедных семей, то приехали в посёлок  Северный для поступления на работу в одежде, выданной  ещё в профтехучилище: рубашка-косоворотка, хлопчатобумажные брюки, такая же куртка и суконная шинель.
       В Ворошиловграде  за полученные на шахте деньги, мне быстро купили костюм и пальто 48 размера. Виктору надо было купить одежду 46 размера. А таких размеров в нескольких магазинах мы не нашли.
       Нас заприметила группа цыган мужского пола с большими сумками в руках. Они предложили  костюм и пальто 46 размера, но за каждую вещь надо было заплатить больше, чем в магазине на 150-200 рублей.
      Виктор примерил и костюм и пальто. Всё на нём сидело великолепно. Но денег у Виктора на это не хватало. Мы продолжали ходить по областному центру из магазина в магазин в поисках нужной одежды.. Сзади, на расстоянии метров 200-250 от нас всё это время шествовала четвёрка цыган.  В какое-то время я обернулся и заметил, что Виктора рядом нет. Я стал его дожидаться у киоска «Союзпечать».
      Минут через 40 прибегает Виктор и быстро мне говорит: Побежали, а то меня, наверное,  милиция разыскивает.  Я  цыган  облапошил  на 3500 рублей. Мы побежали. По дороге он рассказал мне, что уже успел заскочить в один магазин и там присмотрел  дорогие пальто и костюм. Квартала через  четыре мы заметили на улице недавно построенный туалет,  зашли в него и закрылись на крючок.
      Открывает он свою балетку, что-то вроде мини-чемоданчика  (позже появились пластмассовые дипломаты) вытаскивает найденный свёрток, открывает его и видит. Сверху лежит 10-ти рублёвая красная купюра, а под ней нарезанная пачка газетных листов.  Собственных денег в балетке тоже не оказалось.
       Спрашиваю: Витя! Что произошло?
       Оказалось. Отстав немного от меня,  и выходя из очередного магазина, он заметил при выходе какой-то свёрток, в котором краснела сверху 10-ти рублёвкка. Виктор взял этот  свёрток и быстро положил  его во внутренний карман  куртки. Буквально в это же время навстречу идёт и рыдает мужчина лет тридцати. А в сторонке стояла та же четвёрка цыган.
      Подойдя к Виктору,  этот мужчина спрашивает:  Вы не находили здесь свёрток с деньгами, я вчера получил зарплату и отпускные всего 3500 рублей  и хотел поехать к больной матери в Витебск, а свёрток случайно выпал из рук  Виктор ответил, что никакого свёртка не видел. Мужчина снова: Откройте свою балетку, чтобы я убедился, что там нет моего свёртка. Виктор на мгновение открывает балетку, где лежали его 850 рублей. Мужчина говорит, нет,  это деньги не мои. И уходит.
      Радуясь такому счасатью,  Виктор побежал разыскивать меня.
     Дальнейшее Вам известно. Так и не купил Витя Воронович на подъёмные деньги себе ни костюма, ни пальто. 

15.12.15