Закат праздного класса

Лада Григорьева
   Массовый выбор бесполезных вещей, вместо необходимых - это феномен поведения, когда запускается программа самоуничтожения. Процесс расчеловечивания не просто превращает людей в потребителей, он разрушает все связи с мирозданием, с прошлым и будущим, с тайной возникновения жизни. Для потребителей создаётся культ исключительно материальных вещей. Распродажи, скидки, рекламные буклеты вытесняют вечные ценности, как безнадёжно устаревшие. Но заполнить возникающую пустоту нечем.
Целая индустрия работает над программами перестройки сознания, где весело и увлекательно объясняют, что для получения прибыли все средства хороши. Как, например, продать небольшой кусок ткани по заоблачной цене? Можно сшить юбочку для минни-пигги. Разумеется, что искусственно выведенной карликовой хрюше одежда не нужна. Но есть ещё хозяева, для которых важно иметь то, чего нет у остальных, и для этого они не пожалеют средств. Тем более это не просто юбочка, а - бренд, эксклюзив. Сомнения, что есть много людей, куда более нуждающихся в помощи, чем свинья в нарядах, можно оставить при себе. Иначе сомневаться придётся на каждом шагу.
У потребителей свои законы приличия. Огромное количество вещей выкидывается не потому, что они сломались или износились, а просто потому, что стали немодными и пользоваться ими неприлично. То, что проблема мусора сейчас становится всеобщей, что уже не остаётся чистых уголков для отдыха не только возле городов, но и в лесах, в сельской глубинке, волновать не должно. Иначе волноваться придётся без конца.
Те, кто не сомневаются и не волнуются, достигают среди потребителей настоящих высот, с которых можно написать в блоге, отдыхая на собственном острове: " Посмотрите, как живут те, кто украл миллионы". Пусть обманутые дольщики, которые остались без крыши над головой, знают, что пришла эпоха потребления. Эпоха, где невостребовано то, что делает человека человеком - нравственное начало.
Почти сто лет назад учёный из США Торстен Веблен в популярной книге "Теория праздного класса" обосновал нежизнеспособность идеологии потребления. В науке существует даже эффект Веблена, описывающий процессы, когда товары приобретаются исключительно ради поддержания социального статуса. Чтобы стать частью элиты нового времени - праздного класса, нужно иметь достаточно средств, чтобы жить, не работая. Праздный класс существовал с глубокой древности, но с развитием технократической цивилизации получил небывалые возможности. Нравственные нормы, которые сдерживали основы основ праздности - завистливое сравнение и демонстративное потребление - на фоне мощной пропаганды свобод уходят в тень. Их не отрицают, их просто не замечают. Для праздного класса нежелательна именно созидательная деятельность, а показная бесполезность крупных расходов наоборот повышает статус. Чтобы достичь высокого положения, не нужно совершенствовать себя, но зато очень важно демонстрировать вещи, которые недоступны большинству. Сколько природных ресурсов, рабочих сил тратится на производство бессмысленных, часто вредных атрибутов праздности.  Это объясняет странность, что технический прогресс, вопреки бодрым прогнозам, не только не освободил время для самосовершенствования, а наоборот - продолжительность рабочего дня увеличилась, темп жизни ускорился, так что людям некогда задуматься о сути происходящего.
При этом праздный класс, не почивает на лаврах, он существует в постоянном напряжении - очень много времени и сил нужно тратить, чтобы поддерживать имидж, чтобы постоянно удивлять окружающих безумными, но запредельно дорогими выходками. Как это непросто, видно на нестареющей картине П.Федотова "Завтрак аристократа", где персонаж в роскошном кабинете, в дорогой одежде прячет, услышав стук в дверь, кусок хлеба - свою единственную пищу. Он понимает, что его бедственное положение не вызовет жалости, в лучшем случае его ждут презрение и насмешки. Праздный класс не прощает слабости, он находится за пределами  сострадания и доброты .
В культуре потребления нет места духовным поискам, в ней всё чётко и прагматично. Литература, как и остальные виды искусства, имеет право на существование только в качестве товара. Слово бестселлер , ставшее высшей характеристикой книги,  образовано от best ( англ.) «лучше» и sell (англ.) «продаваться». Важным оказывается не глубина содержания, не мастерство автора, а только прибыль для отдельных лиц. При всей практичности такого подхода, есть в нём нечто унижающее и отталкивающее, приводящее к всеобщей потере интереса к чтению. 
Создатель иерархии потребностей А. Маслоу утверждал, что потребности высокого уровня не могут быть востребованы человеком, пока не удовлетворены низшие. Согласно его логике, если человек хочет есть, он не может думать о безопасности, если человек напуган, он забывает о своих обязательствах перед кем-либо. Как в эту теорию вписывается "Седьмая симфония" Д.Шостаковича, которую композитор, переживавший голод, холод и бомбёжки, писал в блокадном Ленинграде, работая на строительстве укреплений и в пожарной команде? В системе А. Маслоу нет объяснения жертвенности и героизму, словно они не существуют.
Таксисты, работавшие в московском аэропорту Домодедово, после теракта  24 января 2011 года, подняли цены на свои услуги до 20 тысяч рублей. Блогеры возмутились и  уже через час на месте бедствия появились добровольцы на своих автомобилях, которые стали развозить людей бесплатно. В зоне трагедии стали явными два мира, которые никогда не смогут пересечься. Мир потребителей, мутировавших до служения вещам, и мир людей, не утративших честь и совесть.
Leisure class ( праздный класс) звучит, как диагноз планете Земля. Паразитическое, противоестественное существование утверждает своё превосходство, объявив войну человеческой природе, среде обитания, здравому смыслу. Разрушительное показное потребление неспособно насытится, это чёрная дыра, которая поглощает даже свет.  Потребители, подобно старухе из сказки Пушкина "О рыбаке и рыбке", неспособны остановиться - на каждом этапе обогащения желание иметь только усиливается, полученное не приносит радости, потому что нет предела тому, чем хотелось бы владеть. Так незамеченной оказывается точка невозврата, когда желание "быть владычицей морскою" оборачивается потерей всего.
Закат праздного класса - это крушение отдельной патологической структуры, которая  в силу её агрессивности и хищнического характера у всех на виду. Но в обществе много и достойных людей, которые живут в гармонии с законами мироздания, скромно и незаметно, выполняя свой долг. Неизбежное банкротство идеи потребления - скорее выход из тупика, когда приходит понимание, что жизнь людей невозможна без вечных ценностей, что самое большое счастье не брать, а отдавать.