Немецкий след в космонавтике

Анатолий Сасов
Сасов А.М. 

                НЕМЕЦКИЙ  СЛЕД В  КОСМОНАВТИКЕ

Много разработали и испытали моделей и макетов ракет Российские и Советские ракетчики до 1945 года. Много разработали теорий, моделей и макетов Луны и различных планет Российские и Советские астрономы. Но! На модели или макете ракеты можно долететь только до модели или макета планеты.

Для полетов в реальный космос и к реальным планетам нужны реальные ракеты. Сразу оговорюсь, что мы не рассматриваем боевые ракеты, предназначенные для уничтожения граждан планеты Земля. Для читателя, не слишком отягощенного знаниями космической тематики, уточним пару терминов.

Ракета - это летательный аппарат, движущийся за счет реактивной силы, возникающей при выбрасывании газов из двигателя. На этом же принципе летают и реактивные самолеты. Однако, в отличие от самолета, двигатель которого для сжигания, топлива использует кислород земной атмосферы, ракета несет в себе не только горючее, но и окислитель для его сжигания.

Так что же, как минимум, необходимо иметь для сборки и эксплуатации реальной ракеты:
- корпус ракеты;
- один или несколько двигателей;
- топливо и окислитель;
- систему управления служебными механизмами самой ракеты;
- полезную нагрузку, в виде кабины с собачкой или научную аппаратуру;
- устройство для запуска ракеты;
- систему контроля траектории и управления полетом ракеты;
- систему обнаружения и транспортировки, спускаемых на землю аппаратов.

Первые теоретические, экспериментальные и практические работы по созданию ракетных двигателей в Советском Союзе были выполнены в 1929 году Николаем Ивановичем Тихомировым на твердом топливе. Разработанный им пироксилино-тротиловый порох стал основой для создания ракетных снарядов легендарных установок «Катюша». В 1991 году за разработку реактивного оружия Указом Президента СССР Н. И. Тихомирову присвоено звание Героя Социалистического Труда (посмертно).

Но это были боевые ракеты. Первым жидкостно-реактивным двигателем в нашей стране, был созданный В. П. Глушко в 1930-1931 гг., двигатель ОРМ-1. Испытания двигателя были проведены на компонентах: жидкий кислород - бензин; двигатель развивал силу тяги около 20 килограмм силы (кгс).

Двигатель ракеты ГИРД-09 конструкции М. К. Тихонравова работал на жидком кислороде и твердом бензине, развивал силу тяги до 32 кгс, (твердый бензин - это раствор канифоли, в бензине, имеющий вязкую консистенцию). Первый полет ракеты ГИРД-09 был осуществлен в августе 1933 года, это была первая советская летающая ракета.

И наконец, венцом отечественного ракетного двигателестроения первой половины двадцатого века стал созданный под руководством и непосредственном участии В.П. Глушко самый мощный в СССР ракетный двигатель РД-3 с тягой 900 кгс, в качестве топлива использовался керосин, а окислителем служила азотная кислота.

Естественно, в те годы, действующие модели этих ракет и ракетных двигателей имели, несомненно, большую ценность с точки зрения разработки основ теории реактивного движения, и основ проектирования этих систем. Десятки огневых пусков и огневых испытаний ракетных двигателей способствовали уточнению теоретических посылок и гипотез.

Это в свою очередь послужило базой для формирования нового научного направления и создания целого ряда школ. Энтузиасты, прошедшие сквозь терния тридцатых годов составили авангард отряда творцов ракетно-космических систем во второй половине двадцатого века.

Уровень развития химии, физики, материаловедения, металлургии, радиотехники тридцатых годов, был гораздо ниже запросов ракетостроения. Многие области знаний и соответствующих производств, таких как композиционные материалы, порошковая металлургия и еще целый ряд направлений технологий в те годы в нашей стране не были даже известны. А построить ракетный двигатель развивающий тягу ни в десятки или в сотни кгс (килограмм силы), а в десятки тысяч кгс, без таких материалов, как показало быстротекущее время, просто невозможно.

Для некоторых людей по сей день остается очень важным вопрос – Что раньше появилось яйцо или курица? Но они вряд ли об этом размышляют, поедая омлет, яичницу или цыпленка–табака.

Так и с ракетно-космической техникой. История развития этой отрасли принадлежит Истории и историкам, а летающие космические аппараты принадлежат ученым, инженерам и промышленности. Историки, как и ученые, и инженеры в своей деятельности должны опираться на конкретную информацию и сопровождающую ее цифры. Поэтому смешивать в один клубок понятия патриотизма и развиваемой мощности ракетного двигателя, по крайней мере, аморально.

                СЛЕД  ВЗЯТ

Весной 1944 года научно-исследовательский институт НИИ-3, в стенах которого были созданы реактивные снаряды и пусковые установки знаменитой «Катюши», расформировали, вследствие того, что эта тема, на тот период времени, была исчерпана. Поэтому ряд ученых - Тихонравова М.К., Иванова П.И., Чернышева Н.Г., Галковского В.Н. и других специалистов, разрабатывавших эту ракетную технику, перевели в состав НИИ-1.

Естественно, что в период войны битвы ведутся не только на фронтах сражений, но и на уровне правительств. Приведу выдержку из книги Начальника   6-го научно-испытательного управления многоразовых космических систем
 генерал-майора Гудилина В.Е. В своей книге, «Ракетно-космические системы. История. Развитие. Перспективы» [1], он пишет:
«Начало широкому интересу в СССР к немецкой ракетной технике положило личное и строго секретное послание премьер-министра У.Черчилля Маршалу И.Сталину от 13 июля 1944 года. В нем У. Черчилль сообщил следующее:

1. «Имеются достоверные сведения о том, что в течение значительного времени немцы производили испытания летающих ракет с экспериментальной станции в Дебице в Польше. Согласно нашей информации, этот снаряд имеет заряд взрывчатого вещества весом около 12 тысяч фунтов и действенность наших контрмер в значительной степени зависит от того, как много мы сможем узнать об этом оружии, прежде чем оно будет пущено в действие против нас. Дебице лежит на пути Ваших победоносно наступающих войск, и, вполне возможно, что Вы овладеете этим пунктом в ближайшие несколько недель».

2. «Хотя немцы наверняка разрушат или вывезут столько оборудования, находящегося в Дебице, сколько смогут, вероятно, можно будет получить много информации, когда этот район будет находиться в руках русских. В частности, мы надеемся узнать, как запускается ракета, потому что это позволит установить пункты запуска ракет».

3. «Поэтому я был бы благодарен, Маршал Сталин, если бы Вы смогли дать надлежащие указания о сохранности той аппаратуры и устройств в Дебице, которые Ваши войска смогут захватить после овладения этим районом, и если бы Вы предоставили нам возможность для изучения этой экспериментальной станции нашими специалистами».

Реакция Москвы не заставила себя ждать. Рано утром 5 августа 1944г. из Москвы к линии фронта вылетел военный самолет. На его борту находилась группа военных специалистов, имеющая мандат, подписанный И.Сталиным, в составе генерал-майора П.И.Федорова, подполковников М.К.Тихонравова, Ю.А.Победоносцева, майора Н.Г.Чернышева, подполковника Р.Е.Соркина, М.Е.Шахтмана и переводчика лейтенанта Ю.А.Федосюка.

Фронт проходил вблизи тех мест, которые были указаны в письме Черчилля, но этот район ещё находился в руках немцев. Войсковая разведка провела специальное обследование интересующего района и доложила, что там расположен большой эсэсовский лагерь, в который попасть не удалось и из которого немцы спешно эвакуируются.

Первые сведения удалось получить от одного местного жителя. Он сообщил, что на железнодорожных путях видел цистерну, покрытую инеем, хотя было лето. Специалистам группы было нетрудно догадаться, что в цистерне был жидкий кислород.

Местные жители рассказывали, что после каждого неудачного пуска с падением ракеты без взрыва немцы моментально оцепляли район падения и на машинах вывозили все обломки, которые только можно было найти. Однако делали они это не очень тщательно, и группе Федорова удалось найти значительное количество деталей и частей ракеты. В лесу была найдена в хорошем состоянии камера сгорания с соплом.

В результате поисков, которые продолжались до конца августа, в Москву вывезены: бак ракеты, наружная обшивка, двигательная установка с баком для перекиси, части хвостового оперения, рули воздушные и рули графитовые, части и детали трубопроводов, много разрозненных деталей системы управления.

Все эти трофеи, большинство из которых были измяты и поломаны, были доставлены в НИИ-1, где группа конструкторов, возглавляемая В.П.Мишиным, начала с этих деталей копировать чертежи деталей ракет. Предварительные расчёты, сделанные М.К.Тихонравовым и Ю.А.Победоносцевым, показали, что двигатель ракеты может развивать тягу до 25 тонн».

Техническая мощь, уникальность технологий и материалов, используемых в конструкции немецких ракет ФАУ-2, потрясли советских ученых. Одновременно с этим дали пищу для размышлений об использовании этой невиданной ими доселе рукотворной мощи.

Вот что об этом эпохальном для нашего ракетостроения событии академик Б.Е Черток, А.В. Брыков и Ю.В. Бирюков пишут в своей статье «М.К. Тихонравов – пионер ракетной техники и космонавтики» [2]: «Находки превзошли все ожидания. Когда они были доставлены в Москву в НИИ-1, мы, знакомые с ЖРД тягой порядка 1 тонна, были буквально подавлены масштабностью немецких разработок».

«Не подавлен Тихонравов. Наконец, он увидел в металле двигатель, который позволит создать ракету не только для решения задач исследования стратосферы, но даже, как он утверждал, поднять человека к границе космического пространства». «…мы день и ночь ломали головы над разгадкой секретов немецкой техники, а в это время Тихонравов считал и рисовал высотную ракету своей конструкции, исходя из того, что двигатель тягой почти в 30 тонн и система управления реально могут быть созданы».

«В апреле 1945 года перед отлетом в Германию я встретился с Тихонравовым и спросил, не собирается ли он посмотреть Пенемюнде, которое вот-вот займет армия Рокоссовского. Он ответил - Нет, уже понятно насколько мы отстали и надо думать, что нам теперь следует делать. С учетом полученных сведений по конструкции ракеты Фау-2 он начал проектировать большую одноступенчатую ракету для полета человека на высоту до 190 км».

Подключив к этой работе создателей гвардейской «Катюши», М.К.Тихонравов с коллегами, практически за год, разработали проект двухместного пилотируемого космического корабля получившего шифр «ВР-190». Трофейная ракета ФАУ-2, несколько доработанная авторами этого проекта, должна была в вертикальном полете поднять спускаемый аппарат с двумя пилотами на высоту до 200км [3].

По существу, это был проект суборбитального полета, аналогичный тому который через 16 лет совершил американский астронавт Алан Бартлет Шепард. Его полет, состоялся 5 мая 1961 года в космическом корабле «Меркурий-3», выведенном на баллистическую траекторию ракетой-носителем «Редстоун-3». Капсула достигла высоты приблизительно в 186,5 километров и совершила посадку в водах Атлантического ракетного полигона США в 486 километрах от точки старта.

Проект «ВР-190» (см. фото в начале этой статьи), разработанный под руководством М. К. Тихонравова предусматривал посадку на грунт. Причем, в то время, этот космический корабль был настолько гениально сконструирован и просчитан, что все Советские пилотируемые космические корабли, начиная с Гагаринского «Востока», все «Восходы» и «Союзы» принципиально ничем от него не отличались.

Да и не могло быть иначе, по той простой причине, что все они проектировались под руководством и непосредственном участии М.К. Тихонравова и его талантливыми учениками, впоследствии летавшими в космических кораблях собственной конструкции, это космонавты К. П. Феоктистов, О. Г. Макаров, В. И. Севастьянов, В. Н. Кубасов...

Бурное развитие Советской промышленности, стимулированное немецкими трофейными технологиями после 1945 года, обеспечило производство принципиально новых конструкционных материалов, развитие химической отрасли, электроники. В более позднее время появление микроэлектроники позволяли, безусловно, совершенствовать космический аппарат от образца к образцу, но принципиальная компоновка изделия оставалась прежней.

На рисунке, приведенном перед этой статьей, показана схема спускаемого аппарата проекта «ВР-190». При полете в космосе, где традиционные воздушные рули не работали, для управления полетом кабины применялись небольшие реактивные двигатели. Разработана была система жизнеобеспечения в самой кабине. При возвращении на Землю, кабина отделялась от ракеты путем подрыва соединительных болтов, начиненных взрывчаткой с электрическими детонаторами, так называемых пироболтов, затем опускалась на парашюте. При подлете к земле, из кабины вниз выдвигалась штанга-щуп, и, едва коснувшись земли, она включала посадочный реактивный двигатель.

Более подробно проект М.К. Тихонравова описан в записке Министра авиации М.В. Хруничева Председателю Совета Министров СССР И.В. Сталину. Копия этого документа приведена в книге, вышедшей под редакцией летчика – космонавта России, доктора юридических наук Ю.М. Батурина [4]. Не мудрствуя лукаво, без всяких купюр, копию текста документа приведу ниже.

Предложение осуществить пилотируемый полет в ракете сразу же после войны, то есть в конце сороковых годов, как и посылку документации на проект «ВР-190», в адрес Министра авиапромышленности, одобрил инженер генерал-лейтенант авиации Я.Л. Бибиков, начальник НИИ – 1.

Эту должность он занял после гибели в авиакатастрофе 7 февраля 1945 году прежнего начальника института, генерал-майора П.И.Федорова, того самого, который вместе с М.К. Тихонравовым летал в Польшу собирать обломки ФАУ-2. Чертежи и расчеты космического спускаемого аппарата разработанного М.К. Тихонравовым, после проверки экспертной комиссией под председательством заместителя начальника ЦАГИ, академика С.А. Христиановича, послужили основой доклада Министра авиапромышленности М.В. Хруничева, главе правительства СССР, И.В. Сталину. 

Копия текста записки М.В. Хруничева о создании пилотируемой космической ракеты главе Правительства И.В. Сталину:

№ Н-15/ 20 июня   1946  г.

 Секретно
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ
СОВЕТА МИНИСТРОВ
СОЮЗА ССР
товарищу  СТАЛИНУ И.В.

По Вашему поручению мною рассмотрено предложение группы инженеров, руководимой товарищами Тихонравовым и Чернышевым, о создании ракеты, предназначенной для полета с двумя человеками и аппаратурой на высоту 100-150  километров.

Представленный проект ракеты несколько тождественен с немецкой ракетой ФАУ-2, но с удлиненным корпусом, герметической кабиной для пилотов и прибора, и увеличенными баками, с расчетом заливки горючего 9 тонн, вместо 8 тонн на ФАУ-2.

Для рассмотрения этого предложения мною была создана экспертная комиссия под председательством заместителя начальника ЦАГИ, академика Христиановича. Комиссия дала положительное заключение по идее, изложенной в предложении этой группы инженеров.

Кроме того, предложение было вторично рассмотрено совместно специалистами авиапромышленности, Министерством вооружения и электропромышленности.
Основываясь на выводах указанной комиссии, докладываю:
Полет ракеты технически возможен. По имеющимся сведениям в Германии были полеты подобного типа на высоту до 90 километров.

Вторая часть проблемы - спуск ракеты связан с большими техническими трудностями, так как не исследованы такие вопросы, как спуск герметической кабины без ракеты, работа различного рода автоматических устройств, управляющих полетом, отцепление корпуса двигателя от ракеты в момент начала спуска.

Считаю необходимым для проведения нужных расчетов и всех конструкторских и проектных работ создать конструкторское бюро при заводе № 456 (Химки Московской области), которое подготавливается сейчас как база по серийному производству жидкостного реактивного двигателя для ракеты ФАУ-2.
Организовать конструкторское бюро возможно с привлечением специалистов в этой области, работающих в Министерстве сельскохозяйственного машиностроения на заводе № 70.

Если же представляется возможным, то целесообразно изучить все работы по исследованию испытаний ФАУ-2, проводимых в Германии, и первую стадию работ по созданию самой ракеты, а также первоначальные ее испытания на стендах и в полете (без пилота, только с приборами) провести в Германии, т.к. там существуют условия для успешного проведения этой части работ.
На Министерство Авиапромышленности следует возложить изготовление герметической кабины, монтаж всей ракеты, а также подготовку ее для испытаний.

Поставку 10-15 корпусов ракеты ФАУ-2 со всеми изменениями по чертежам конструкторского бюро тов. Тихонравова, а также проектирование и изготовление стартовых стендов для испытания и пуска ракет следует возложить на Министерство Вооружения, как на головное Министерство по производству ракеты ФАУ-2.

Проектирование и изготовление необходимой измерительной аппаратуры по заказу конструкторского бюро следует возложить на Министерства - электропромышленности, машиностроения и приборостроения, вооружения и авиапромышленности.

Одновременно докладываю, что в письме, адресованном на Ваше имя товарищами Тихонравовым и Чернышевым, назывался срок строительства высотной ракеты, близкий к году, после рассмотрения всех материалов авторы называют уже срок два года. Следует отметить, что срок два года является минимальным и весьма напряженным.

Группа инженеров, возглавляемая тов. Тихонравовым, по своему инженерному опыту в этой области не является достаточно сведущей, за исключением тов. Тихонравова, который в области реактивной техники имеет опыт и навык.
В связи с этим, если будет предрешен вопрос об организации бюро, эту группу придется усиливать за счет более опытных специалистов.

Требование товарищей Тихонравова и Чернышева о создании для работы над высотными ракетами специальной организации в виде института или лаборатории с производственной базой считаю преждевременным.

Создание такой организации возможно только после проведения первых испытаний высотной ракеты на базе одного из институтов Министерства авиапромышленности.
При наличии вашего согласия организовать работу по созданию высотных ракет и конструкторское бюро для этой цели на заводе Министерства авиапромышленности, прошу утвердить прилагаемый проект Постановления Совета Министров Союза ССР.

М. Хруничев
АП РФ. Ф.З. Оп.47. Д.182. Л.136-138. Подлинник на бланке Министра авиационной промышленности СССР.
Проект был одобрен И.В. Сталиным, однако дальнейшая просьба авторов проекта об увеличении срока строительства и переносе сроков запуска ракеты ВР-190 на два года, послужила причиной задержки начала этих работ. Дальнейший ход истории развития ракетостроения показал, что это был проект, намного обогнавший свое время.

Однако на проекте не был поставлен крест, и имя руководителя проекта попало в список номенклатуры руководящих кадров.
Через несколько месяцев после событий описанных в вышеприведенной записке Михаила Васильевича Хруничева, а точнее в декабре 1946 года, при Артиллерийской Академии Наук МВС СССР создается Научно-исследовательский институт НИИ-4.

Начальником назначается гвардии генерал-лейтенант артиллерии Нестеренко А.И, его заместителем по научной части – доктор технических наук, полковник М. К. Тихонравов. В научно-исследовательских институтах Министерства обороны заместителю начальника НИИ, по штату, полагалось звание генерал-майора. Казалось - бы, для Тихонравова наметился крутой карьерный рост, впереди заблестели генеральские погоны, со всеми социальными благами и положением в обществе.

Однако М.К. Тихонравов был, прежде всего, романтик-ученый для которого тщеславие и честолюбие, стремление быть впереди всех любом способом, полностью отсутствовали. Его интересовал сам созидательный процесс, качество своей работы и естественно, конечные результаты - получилось ли то, что он задумал и спроектировал. А вот работать локтями. пробиваться в первый ряд, объяснять окружающим, что это он Первый и Главный ему не позволяли ни воспитание, ни интеллект, ни культура, он был Творцом.

Михаил Клавдиевич видел, как в РНИИ работал локтями Костиков А.Г., присвоивший себе авторство в создании «Катюши». Видел, и навсегда сохранил в памяти смерть близких ему выдающихся инженеров Георгия Эриховича Лангемака и Ивана Терентьевича Клейменова (оба расстреляны, реабилитированы, обоим присвоено звание Героев Соцтруда – посмертно).

Тихонравов знал цену и способности людей с острыми локтями. Еще он видел, что такие люди как Костиков востребованы правительством и опекаются им. Костиков становиться генерал-майором, член-корреспондентом АН СССР. Ему присваивают звание Героя Социалистического Труда, он становиться лауреатом Сталинской премии первой степени.

В какой-то момент показалось, что правда восторжествовала и есть на свете справедливость, Костикова арестовали. Но, через год Костиков освобожден, ему возвращены все награды и регалии и он приступил к работе в должности начальника только что образованного бюро в одном из оборонных институтов.

Самым заветным желанием Михаила Клавдиевича была возможность заниматься любимым делом и чтобы ему не мешали. И то, что его фамилия в дальнейшем, попала в список ученых и государственных деятелей, представленных к присвоению звания Героя Социалистического труда по случаю запуска в космос Ю.А. Гагарина, он отнес к везению. Но это было все еще впереди.

А в 1944 году перенос сроков изготовления космического аппарата не остановил Тихонравова и его коллег. На новом месте, в НИИ-4, проект «ВР-190» продолжали официально разрабатывать теперь уже под кодовым названием «Ракетный зонд». Однако Михаил Клавдиевич к этому проекту охладел.

Дальнейшие теоретические исследования и расчеты, выполненные Тихонравовым, показали, что потенциальные возможности ракеты ФАУ-2 все-таки слишком ограничены и недостаточны для орбитальных полетов в космос. Он загорается идеей создания пакетной ракеты, параллельно соединив в пучок, имеющихся в наличии, несколько ракетных двигателей типа ФАУ-2.

Будучи заместителем начальника НИИ по науке, для реализации этой идеи, он создает у себя в институте специальный отдел во главе с П.И. Ивановым, куда вошли И.М. Яцунский, А.В. Брыков, И.К. Бажинов и другие. В отделе стали разрабатывать методы расчета траекторий полета составных ракет пакетной схемы, оптимизацией их конструкции и баллистических параметров.

Предварительные расчеты показали что, связав в параллельный пакет несколько ракет ФАУ-2, удалось бы достичь первой космической скорости (7,91 км/с).
Сама по себе эта идея ракетных пакетов не нова и уходит корнями в глубокое прошлое Китая. Вот какое описание практической реализации этой идеи приводит в своей книге [5] основоположник космической медицины академик О.Г. Газенко.

Выдержка из его книги: «В Китае существует предание о местном чиновнике Ван Ху, жившем в начале 17 века и обладавшим горячим желанием исследовать небеса. С этой целью он смастерил нехитрую конструкцию, состоящую из двух больших воздушных змеев и каркаса в форме седла между ними, где было размещено 47 ракет, которые поджигали 47 рабочих. На этой машине вместе со всем своим имуществом любопытный китаец с шумом взлетел в небо и исчез в черном дыму навсегда».

Но Тихонравову не нужно было седло, у него был готов проект спускаемого космического аппарата. Оставалось только с шумом запустить его в небо. Однако судьбе угодно было распорядиться по-своему.

Результатам расчетов характеристик «пакетных» ракет, Тихонравов придавал большое научно-техническое значение. В начале лета 1948 года, на заседании ученого совета своего института в присутствии специалистов и ученых из других организаций, он выступил с докладом «Пути осуществления больших дальностей стрельбы».

Сообщение Михаила Клавдиевича о том, что «пакет» ракет способен достичь любых дальностей и даже вывести на орбиту искусственные спутники Земли, вызвал бурю язвительных откликов и выступлений. Немногие присутствующие могли понять принципиальную ценность результатов доложенной работы.

Благодаря поддержке академика А.А. Благонравова, Тихонравов повторил доклад 14 июля 1948 года теперь уже на годичном заседании Академии артиллерийских наук СССР. Доклад был выслушан с огромным вниманием, однако реакция участников была подобна реакции членов ученого совета НИИ-4, негативной.

Более того, после выступления Михаила Клавдиевича, начались на него гонения. Последовало расформирование отдела П.И. Иванова, как занимающегося неактуальными проблемами. Сам М.К. Тихонравов был снят с должности заместителя директора института, ему даже лаборатории не дали, оставив в институте научным консультантом неизвестно кого, неизвестно чего [6], один, сам по себе со своими идеями.

Как в средневековье церковное мракобесие надругалось над Галилео Галилеем, так и в середине двадцатого столетия, чиновный люд от артиллерии, осмеял М.К. Тихонравова. Прощай карьера, прощайте генеральские погоны. Однако, кое-кто из его противников участвующих в этих заседаниях и буквально, как писали свидетели, насмехаясь над идеями М.К., впоследствии, сумел стать и его сторонником, и заместителем директора НИИ-4 и генералом, и получить вместе с Тихонравовым Ленинскую премию.

Здесь речь идет о генерале майоре авиации Г.С. Нариманове, который впоследствии, а точнее в период с 1971 по 1983 год работал заместителем директора Института космических исследований АН СССР.

                «ВОСТОК»  ПРИХОДИТ  С  ЗАПАДА

Но вернемся в сороковые годы. Наконец наступил и на нашей улице праздник!
9 мая! Победа! И уже 31 мая 1945 года И.В. Сталин подписал Постановление Государственного Комитета Обороны (ГКО) «О проведении работ по выявлению и вывозу заводского и лабораторного оборудования, чертежей и опытных образцов немецких реактивных снарядов» [7].

Заключительный пункт Постановления указывал: «Придавая исключительное значение развитию реактивной техники в СССР, обязать уполномоченных Особого комитета при ГКО т.т. М.З. Сабурова, П.М. Зацепина, П.С. Кучумова и О.Л. Гамова организовать на месте, в Германии, работы по выявлению лабораторных и секретных образцов и чертежей реактивных снарядов и немедленно их передать в Наркомат боеприпасов. Найденные чертежи и образцы снарядов вывозить самолетами немедленно».

Постановлением ГКО № 9475 от 8 июля 1945 года при штабе советской военной администрации в Берлине образована комиссия по изучению и освоению немецкой ракетной техники. Председателем комиссии назначен генерал-лейтенант Гайдуков Л.М..

Но еще до этих Постановлений, в апреле 1945 года, первая группа советских специалистов, в основном из числа сотрудников НИИ-1, численностью около десяти человек, в том числе Черток Б.Е., Мишин В.П.,. Пилюгин Н.А, Бармин В.П., Рязанский М.С. вылетела в Германию.

В связи с большим объемом работ, для усиления этой группы, к ним в октябре 1945 года направляют из «шарашки» Казанского ОКБ–РД Главного конструктора Глушко В.П., инженера–испытателя Королева С. П. и еще несколько сотрудников. Всем им в срочном порядке присваивают воинские звания, Глушко становиться полковником, Королев подполковником.

В их обязанности вменялось не только поиск деталей ракет ФАУ-2 и конструкторско-технологической документации, но и немецких ученых – разработчиков ракет, инженеров, а также специалистов и солдат, которые осуществляли пуски этих ракет.

Генерал-лейтенант Гайдуков Лев Михайлович дает задание подполковнику С.П. Королеву создать группу «Выстрел». Цитирую Чертока Б.Е. [8]: «В задачи этой службы входило изучение техники предстартовой подготовки ракет, наземного заправочного и пускового оборудования, техники прицеливания, расчета полетного задания, инструкций для личного состава огневых расчетов и всей необходимой документации. В группу «Выстрел» вошли Воскресенский, Рудницкий и несколько кадровых офицеров, включая и немецких специалистов». То есть Королёву поручают возглавить работу, аналогичную той, которой он лично занимался в ОКБ у Глушко – испытаниями ракет.

Впоследствии и чертежи, и найденные ракеты, и немецкие специалисты со своими семьями, были вывезены в Советский Союз. Там под руководством перемещенных немецких профессионалов, будущие Главные конструкторы и будущие ведущие ракетчики СССР, проходили стажировку по сборочному производству и обучению запусков ФАУ-2.

Академик Б.Е. Черток пишет: «Ни мы, ни американцы, ни англичане до 1945 года не умели создавать жидкостные ракетные двигатели тягой более 1,5 тонн. Да и те, что были созданы, обладали малой надежностью, в серию не пошли, и никакого нового вида оружия с их применением так и не было создано. А к этому времени немцы успешно разработали и освоили ЖРД тягой до 27тонн, в восемнадцать с лишним раз больше! И к тому же производили эти двигатели в промышленных масштабах.

А система автоматического управления! Одно дело показать, что принципиально, теоретически для данного уровня техники можно управлять полетом ракеты и соответственно режимом двигателя в полете на дальность 300км, а совсем другое дело практически осуществить эту задачу, доведя всю систему до уровня, пригодного для принятия на вооружение!» [8]. В дополнение к этому следует уточнить, что по оценке Вернера фон Брауна, один только завод в городе Нордхаузен выпускал до 300 ракет Фау-2 в месяц.

Все досужие размышления бесчисленного сонма журналистов и «мемуаристов» о том, что в Советском Союзе могли обойтись без трофейных образцов ракет ФАУ-2 и конструкторско-технологической документации для их изготовления, вывезенных из Германии, не только не состоятельны, а являют собой элементарное международное жульничество, но не проявление патриотизма.

Жулик и патриот это разные понятия. Ведь кроме ракет и документации были вывезены металлообрабатывающие станки, уникальные подъемные краны и множество специального оборудования, а так же измерительные приборы и инструменты, плюс ко всему этому еще и немецкие специалисты.

Псевдопатриоты СССР и современной России только унижают нашу Страну. Ибо, игнорируя очевидные, общеизвестные факты использования ЗАКОННЫХ ВОЕННЫХ ТРОФЕЕВ, они пытаются превратить ПОБЕДИТЕЛЕЙ в жуликов, которые воруют, втихаря используют и выдают за свои, чужие достижения в науке, технике и производствах.

Да, наша космонавтика, как и космонавтика США, стартовали в космос с платформы научно-технических достижений поверженной нацистской Германии. И достижения, как и имена немецких ученых, принадлежат всему миру, известны всему миру. Только у нас, в России, кое-кто пытается старательно и тщательно их скрывать, подменяя демагогическими измышлениями и подтасовками.

Но если следовать историческим фактам, первым теоретиком космонавтики по праву является И. Ньютон, опубликовавший в 1687 году работу «Математические начала натуральной философии», в которой вычислил скорость, необходимую телу для преодоления земного притяжения - одиннадцать километров в секунду.

Здесь я нахожу уместным привести незначительно купированный документ исторической важности, который полностью опубликован в работе летчика–космонавта Героя России, доктора юридических наук Ю.М. Батурина [4]. Этот документ написан на семи страницах. Я привожу копии текстов, их частей, или тех пунктов Постановления, которые мне не доводилось встречать в печати и они могут представлять интерес для читателей.

                Постановление Совета Министров СССР
                «Вопросы реактивного вооружения»

№ 1017-419сс                13 мая 1946г.
                СОВ. СЕКРЕТНО
                (особая папка)

Считая важнейшей задачей создание реактивного вооружения и организацию научно-исследовательских и экспериментальных работ в этой области, Совет Министров Союза ССР ПОСТАНАВЛЯЕТ:
;
1. Создать Специальный комитет по реактивной технике при Совете Министров Союза ССР в составе:
т. Маленков Г.М. – председатель,
т. Устинов Д.Ф. – заместитель председателя,
-   -  -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -
4. Установить, что работы, выполняемые министерствами и ведомствами по реактивному вооружению, контролируются Специальным комитетом по реактивной технике. Никакие учреждения, организации и лица, без особого разрешения совета Министров, не имеют права вмешиваться или требовать справки о работах по реактивному вооружению.
-   -  -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -
IV
11. Считать первоочередными задачами следующие работы по реактивной технике в Германии:
а) полное восстановление технической документации и образцов дальнобойной управляемой ракеты ФАУ-2 и зенитных управляемых ракет – Вассерфаль, Рейнтохтер, Шметтерлинг;

б) восстановление лабораторий и стендов со всем оборудованием и приборами, необходимыми для проведения исследований и опытов по ракетам ФАУ-2, Вассерфаль, Рейнтохтер, Шметтерлинг;

в) подготовку кадров советских специалистов, которые овладели бы конструкцией ракет ФАУ-2, зенитных управляемых и других ракет, методами испытаний, технологией производства деталей и узлов и сборки ракет.
-   -  -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -
13. Обязать Комитет по реактивной технике отобрать из соответствующих министерств и послать в Германию для изучения и работы по реактивному вооружению необходимое количество специалистов различного профиля, имея в виду, что с целью получения опыта к каждому немецкому специалисту должны быть, прикреплены советские специалисты.

14. Запретить министерствам и ведомствам отзывать, без ведома Специального Комитета, своих работников, находящихся в Германии, работающих в комиссиях по изучению немецкого реактивного вооружения.

15. Министерствам: вооружения, сельхозмашиностроения, авиационной промышленности, электропромышленности, химпромышленности, машиностроения и приборостроения и вооруженных сил СССР в месячный срок подготовить и представить на утверждение Специального Комитета по реактивной технике конкретные планы конструкторских, научно-исследовательских и опытных работ в Германии по реактивному вооружению. С установлением задания и сроков для каждого конструкторского бюро.
-   -  -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -

16. Поручить Министерству Вооруженных Сил СССР (т. Булганину)  сформировать в Германии специальную артиллеристскую часть для освоения, подготовки и пуска ракет типа ФАУ-2.

17. Предрешить вопрос о переводе конструкторского бюро и немецких специалистов из Германии в СССР к концу 1946 года.
Обязать министерства: вооружения, сельхозмашиностроения, электропромышленности, авиационной промышленности, химпромышленности, машиностроения и приборостроения подготовить базы для немецких конструкторских бюро и специалистов. Специальному комитету по реактивной технике в месячный срок внести в Совет Министров СССР, предложения по этому вопросу.

18. Разрешить Специальному комитету по реактивной технике устанавливать немецким специалистам, привлекаемым к работам по реактивной технике, повышенную оплату.

19. Обязать Министерство Вооруженных Сил СССР (т. Хрулев) выделить для обеспечения всех советских и немецких специалистов, занятых на работах по реактивному вооружению в Германии:
-бесплатных пайков по норме №11-1000 шт.
-по норме №2 к дополнительным пайкам -3000 шт.
-автомашин: легковых-100 шт., грузовых-100 шт.
-и снабдить горючим и водительским составам.

20. Обязать Министерство финансов СССР и Советскую Военную Администрацию в Германии выделить для финансирования всех работ, проводящихся Специальным комитетом по реактивной технике в Германии, 70 миллионов марок.

21. Разрешить Специальному комитету по реактивной технике и министерствам заказывать в Германии различное специальное оборудование и аппаратуру для лабораторий Научно- исследовательских институтов и Государственного Центрального полигона реактивного вооружения, в счет репараций.

22. Поручить Специальному комитету, представить Совету Министров СССР предложения о командировании в США Комиссии для заказов и закупки оборудования и приборов для лабораторий Научно-исследовательских институтов по реактивной технике, предусмотрев в этих предложениях предоставление Комиссии права закупки по открытой лицензии на сумму 2 миллиона долларов.
-   -  -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -   -
V
26.Обязать Специальный комитет по реактивной технике представить Председателю Совета Министров СССР на утверждение положение о премировании за разработку и создание реактивного вооружения, а также предложения о повышенных окладах для особо квалифицированных работников по реактивной технике.

27. Разрешить Специальному комитету по реактивной технике приравнять вновь создаваемые Министерствами: вооружения, сельхозмашиностроения, авиационной промышленности, электропромышленности, машиностроения и приборостроения, химической промышленности и вооруженных сил СССР Научно-исследовательские институты и Конструкторские бюро по реактивному вооружению, в отношении заработной платы и снабжения промышленными и продовольственными товарами, к научным учреждениям Академии наук СССР в соответствии с Постановлением СНК СССР № 514 от 6 марта 1946 года.

28. Обязать Министерство авиационной промышленности (т. Хруничева) передать Министерству вооружения специалистов по двигателям, аэродинамиков, самолетостроителей и др. в количестве 20 человек.

29. Обязать министра высшего образования т. Кафтанова  организовать в высших учебных заведениях и университетах подготовку инженеров и научных работников по реактивной технике, а также переподготовку студентов старших курсов других специальностей на специальность по реактивному вооружению, обеспечив первый выпуск специалистов по реактивному вооружению по высшим техническим учебным заведениям не менее 200 человек и по университетам не менее 100 человек к концу 1946 года.

30. Поручить Специальному комитету по реактивной технике, совместно с Министерством высшего  образования, отобрать из научно-исследовательских организаций Министерства высшего образования и других министерств 500 специалистов, переподготовить их и направить для работы в Министерства, занимающихся  реактивным вооружением.

31. В целях обеспечения жильем переводимых в СССР немецких специалистов по реактивной технике, поручить т. Вознесенскому предусмотреть в планах распределения выделение до 15 октября 1946г. 150 разборных финских домов и 40 рубленных восьми квартирных домов по разнарядке Специального комитета по реактивной технике.

32. Считать работы по развитию реактивной технике важнейшей государственной задачей и обязать все министерства и организации выполнять задания по реактивной технике как первоочередные.

Председатель
Совета Министров Союза ССР                И.Сталин

Управляющий Делами
Совета Министров СССР                Я. Чадаев

АП РФ.   Ф.93. Коллекция постановлений и распоряжений СМ СССР за 1946 г. Заверенная копия на бланке.
Трудно себе представить еще какой-либо Документ, который в такой полноте
предусматривал бы грандиознейшее по масштабам развертывание работ по созданию принципиально новой научно-производственной отрасли. В нем предусмотрено все, от обеспечения жильем и едой исполнителей, до открытия специальных факультетов в ВУЗах Страны, для подготовки на будущее, инженерных кадров в области ракетостроения. Ведь реализацию этого Постановления Совета Министров СССР, Стране приходилось начинать с нулевой отметки.

Отрицание заслуг Вернера фон Брауна как конструктора. Выдающихся немецких ученых в области химии, физики и материаловедении, разработавших уникальные материалы и технологии, которые позволили создать ФАУ-2, это – «славная» Советская традиция не прерывающаяся, ни на секунду и в России двадцать первого века.

Контраст между культурами и добросовестностью Российской пишущей братии и западными коллегами непроизвольно подчеркивается работой В.Е. Гудилина [1]. Он пишет, что «Пионер ракетной техники в Германии профессор Герман Оберт, автор монографии «Ракета в межпланетном пространстве», писал К.Э.Циолковскому: «Вы зажгли огонь и мы не дадим ему погаснуть, но приложим все усилия, чтобы исполнилась величайшая мечта человечества».

Далее у Гудилина читаем: «В приложении к проекту А-9/А-10 (ФАУ-2) содержалась «Историческая справка», где был специальный параграф, касающийся роли российских ученых в проекте Брауна.

Во вступительной фразе составителей этого документа подчеркивалось «использование в проекте А-9/А-10 основополагающих идей русских ученых Циолковского и Кондратюка». «Содержание этого параграфа составляли убористые перечни технических решений, предложенных нашими соотечественниками и использованных Вернером фон Брауном». И все это писалось в нацистской Германии, с уважением к русским ученым.

Получается, что политика в данном случае не причем, а есть элементарная попытка российских «патриотов» выдать чужие успехи за свои достижения, путем ловкого словоблудия, то есть, просто элементарная человеческая нечистоплотность.

Еще немного истории. В 1948 году в соответствии с союзническими обязательствами по разоружению Германии саперы взорвали большинство сооружений на территории полигона «Пенемюнде - Восток». В мае 1991 года в здании бывшей электростанции немцы открыли историко-технический музей, экспозиция которого рассказывает о «оружии возмездия», ракете ФАУ-2.

В августе 2011 года на полигоне Пенемюнде отмечали 75 лет со дня его основания [9]. И эти события не ностальгия по нацизму, а дань благодарных граждан Земли, тем гениальным умам человечества, Вернеру фон Брауну и его сподвижникам, труд которых в значительной степени способствовал Советским ученым, конструкторам и технологам первыми на планете отправить человека в космос.

И по сей день псевдопатриоты в средствах массовой информации современной демократической России, эпизодически задают  вопрос – Есть ли немецкий след в космической отрасли СССР и его правопреемнике Российской Федерации?

И весьма странное, если не фатальное, совпадение названия немецкого ракетного полигона «Пенемюнде - Восток» с названием первого в мире Советского космического пилотируемого корабля «Восток».