Принц и Кот, или воображариум в театре кукол

Ева Малинина
Прошлый сезон Пермский театр кукол завершил  двумя  «взрослыми»  спектаклями  – «Нармахнар» и «Толстая тетрадь».  А в нынешнем сезоне театр «отдаёт долги» детскому зрителю.  В сентябре появился  «Кот в сапогах», в октябре  - «Стойкий принц». Об этих двух премьерах и пойдёт речь.

История о Коте в сапогах известна практически всем (ну может быть, кроме совсем-совсем маленьких зрителей). Поэтому можно было предположить, что главным в этом спектакле будет не сюжет. Так и вышло. ( Хотя стихотворный вариант Г.Калау имеет свои особенности.) Режиссёр А.Янушкевич предлагает нам спектакль-игру, спектакль-фантазию (причём, фантазию создают оба партнёра - и театр, и зритель). На сцене декорация-трансформер, как будто собранная из картонных коробок: стены, откидывающиеся окна, вырезанные двери, ящички, дырочки, вертящиеся штуки. В общем, заготовка для будущей игры. Через мгновение это пространство заполнят актёры - крутанут пропеллер (а может, крылья мельницы?), развесят таблички с местами действий, и всё вокруг закрутится, завертится, придёт в движение…начнётся Игра. И вот это уже мельница, где обитают три брата, и сюда же заедет путешествующий король с принцессой, а младший брат сорвёт для неё яблоко, и они влюбятся друг в друга, и за счастье влюблённых будет бороться Кот в сапогах,  а герой  потом будет спасать кота…ну и так далее по сюжету. И на наших глазах будут происходить чудеса. А всё дело в том, что  чудеса  здесь рукотворные. И это важнейший принцип, на котором театр будет настаивать. Недаром актёры работают в открытом приёме – меняясь, помогая друг другу и своей кукле. Куклы-персонажи  весьма необычны – они напоминают детские рисунки (и тут  принцип – всё можно сделать самим, стоит только включить воображение). Куклы не обладают мимикой, поэтому им помогают актёры – своими голосами, лицами. Это входит в правила игры. Художник Л.Скитович придумала забавные матрёшки с гнущимися ручками и большими башмаками. А  у принцессы ещё и кудряшки закручиваются. Башмачки золотые. И панталончики совсем по-детски торчат. В общем, самая настоящая принцесса. Материализация в спектакле Кота в сапогах требует отдельного разговора. Во-первых, Кота много. Он сначала просто мешок с надписью (Кот в мешке). Потом появляется Кот-животное: зубастая пасть Чеширского кота, четыре лапы и хвост. Рыжая бестия, которая ведёт себя вполне по-кошачьи – ластится, вылизывается и, кажется, даже мурлычет. Есть Кот-фантом. Это чудо на задних лапах (почти человек), собираемое из подручных средств – шляпы, плаща и огромных сапог. «Водят» кота несколько актёров, но озвучивает его - то вкрадчиво, то победительно, то зловеще – актёр А.Тетюрин. Он же делает и основную «кошачью» работу.  Поскольку кот не совсем кот (или совсем не кот?), а существо волшебное, то он вездесущ и может появляться из разных мест просто в виде головы. Конечно, в такой  игре мы с нетерпением ждём появления волшебника-Людоеда. Каким он будет? А всё просто и  гениально – актёры выносят на палочках отдельные элементы – руки, тело, лицо, глаза, рот – из которых «складывается» чудовище. И все эти части находятся в непрерывном движении относительно друг друга. Получается постоянно движущийся ураган, и это действительно  жутко. А потом части «мозаики» поворачиваются другой стороной – и складывается лев. Такой сгусток постоянно трансформирующейся материи. И это действительно волшебство. В спектакле царят  ирония, фантазия и игра. Зритель не только следит за приключениями героев сказки и сопереживает им, но и сам силой своего воображения становится участником увлекательного рукотворного волшебства, которое творит театр.

«Стойкий принц» (режиссёр Р.Боннин)  скроен по другим законам. Здесь не раскрываются тайны театральных «чудес», актёры становятся «невидимками»  в чёрном кабинете, а сказочная история постепенно являет нам фабулу и смысл. Пространство спектакля организовано художником И.Чуриловой в форме круга. По этому бесконечному кругу (жизни? ) и будет путешествовать Принц – преодолевая череду препятствий, встреч, непростых решений. Приходя постепенно к простой и важной мысли, что главное для человека – быть самим собой. Атмосфера волшебной сказки создаётся тёплым локальным освещением,  поворотом круга, приносящим всё новые неожиданные пейзажи, а в них фантастических персонажей (фей и эльфа). Да и сами герои необычны – принц с маленькими ножками и принцесса с огромными ножищами. Проблема в том, что каждый является отверженным в своём государстве. Принц  Май узнаёт от фей, что существуют два волшебных источника – один увеличивает ноги, другой, наоборот, уменьшает. Чья ситуация сложнее – его или принцессы Апрель? Кому необходима неотложная помощь? И Май решает сначала помочь  принцессе. Но путь к источнику неблизок и опасен. Преодолев все преграды, принц и принцесса становятся близкими друзьями. И при чём тут тогда размер обуви? Важно, чтобы рядом была родственная душа.  При этом куклы Принца и Принцессы созданы в одних пропорциях – крупная выразительная голова на хрупком теле. Разные ножки практически теряются в «траве». Принцесса (арт. А.Галимзянова) по характеру  совсем не похожа на стандартных  принцесс –  очень самостоятельная, умная и умеет за себя постоять. А Принц (С.Арбузов), как водится, взрослеет, преодолевая препятствия. В финале они не пойдут под венец, как в обычной сказке,  а отправятся в школу, где их ждёт  английский, музыка и прочий современный набор. Другие сказочные персонажи проигрывают им размером (хочется рассмотреть их поближе, особенно фей, но увы. Возможно, спектаклю подошло бы более камерное пространство?). Однако размер не мешает крохотному любвеобильному барашку Вилли (арт. Н.Красильникова) стать одним из главных действующих лиц спектакля. Он тоже самый настоящий друг Принца, весёлый и преданный. В финале герои бегают по свежевыпавшему снегу, играют в жмурки с феями, а потом садятся и задумываются о чём-то своём…
Первые спектакли сыграны. Они ещё будут расти, меняться, вступать в собственные непростые отношения с публикой. У них всё впереди.