П. Тильченко и В. Лавриненков в воронежском небе

Валентин Котюх
У села Чернава Измалковского района Липецкой области, на аэродроме с одноимённым названиям, в июле 1942 года находился 753-й истребительный полк под командованием майора Александра Васильевича Румянцева и батальонного комиссара Василия Тимофеевича Стенченко. На истребителях Як-1 пилоты прикрывали наши наземные войска в ходе ожесточенных боев в районе Большой Поляны, Перекоповки, Голая Снова, Большой Верейки и Воронежа, сопровождали штурмовики, вели свободную охоту на вражеских истребителей.

Первый боев день, шестого июля, закончился не в нашу пользу. В воздухе летчики провели три групповых боя. Командир эскадрильи 23-летний младший лейтенант Петр Тильченко в районе Большой Поляны впервые сбил вражеский самолет – Ме-110. В схватках с врагами полк потеряла четыре истребителя. Не вернулись с боевого задания сержанты Иван Игнатьевич Царенков, который выбросился на парашюте и был расстрелян фашистами в воздухе, на глазах солдат 8-го кавалерийского корпуса, у деревни Тульское Тербунского района Липецкой области, и Чугайнов. Сбиты в бою «Яки» командиров звеньев лейтенанта Еремина и Кученкова, но сами они возвратились в часть.

Седьмого июля в трех воздушных боях в небе над селами Большая Поляна и Дубровка Новосильское Тильченко сбил два Ю-88 и Ме-109. До этого дня сбить три самолета в одном бою при защите Воронежа не удавалось никому. Радость победы была омрачена потерей друга – старший лейтенант Чистяков не вернулся с боевого задания.

На другой день, в районе прикрытия у сел Большая Поляна, Верхоносовка, Верейка и Гремячье, пятерка наших самолетов завязала воздушный бой с превосходящими силами врага. В бою командир полка майор Румянцев и младший лейтенант Тильченко сбили по одному МЕ-109. Открыл счет своих побед и ведомый Петра Григорьевича старший сержант Владимир Дмитриевич Лавриненков. Наши потери – Як-1 сгорел вместе с сержантом Кожевниковым, а младший лейтенант Владимир Прокофьевич Анашкин сумел посадить свою подбитую машину на нашей территории.

Девятого июля ведомый Лавриненков сбил второй Ме-109. Наши потери – два Як-1. Пилот Мясников погиб, а раненый сержант Воронков выбросился на парашюте.

В боевом журнале 288-й истребительной дивизии, в состав которой входил истребительный полк, стоит запись: «10 июля в районе прикрытия Б. Поляна, Дубровка, Новосильское шестью самолетами выполнено двадцать четыре боевых вылета. Проведен один групповой бой, в результате которого командиром эскадрильи Тильченко сбито три МЕ-109». Наградной лист на героя боя уточняет: произошло это над селом Колыбелька, на высоте 3000 метров Тильченко и Лавриненков встретили пять «мессершмиттов» и вступили с ними в неравный бой.

В вечернем сообщении Совинформбюро от 15 июля об этом бое узнал весь мир. «…За последние несколько дней летчики части полковника Данилова сбили в воздушных боях 51 немецкий самолет. Летчики младший лейтенант Тильченко и старший сержант Лавриненко встретились в воздухе и вступили в бой с 5 немецкими истребителями. В первой же атаке тов. Тильченко сбил один «мессершмитт». Самолет Лавриненко получил повреждение и вышел из боя. Оставшись один, товарищ Тильченко снова вступил в бой и сбил еще два немецких истребителя». (Такое написание фамилии – Лавриненко, а не Лавриненков – встречается и в журнале боевых действий. Но это одно и то же лицо).

Петр Тильченко был инициатором нового вида уничтожения врага - «свободной охоты». Это когда летчики сами находили и били врага.

В книге «Возвращение в небо» дважды Герой Советского Союза Владимир Дмитриевич Лавриненков этот бой описывал так: «Мы встретили шестерку «Мессершмиттов-110». Они шли под небольшим ракурсом к нам. Расстояние между нами и «мессерами» стало быстро сокращаться. Заметив нас, фашисты тут же изменили боевой порядок и встали в вираж. И в этот момент я допустил непростительную оплошность: не раздумывая, прямо с ходу я тоже встал в вираж…. Иначе поступил Тильченко. Использовав разгон машины, он резко ушел вверх, в сторону солнца. Его решение было правильным — он исходил из технических преимуществ своего Як-1. Я не догадался последовать примеру своего ведущего и в момент завязки боя упустил инициативу.

Прошло несколько секунд. Тильченко сразу сбил одного Ме-110, а сам снова взмыл вверх и вторично повис над фашистскими самолетами. Я же оказался зажатым в клещи. Затеяв бой, я тоже пытался тянуть вверх, но мне так и не удалось уйти от противника, чтобы занять сколько-нибудь выгодное положение. Почти непрерывно по мне стрелял шедший в хвосте Ме-110. Как только я делал попытку уменьшить радиус виража и ускользнуть из-под его удара, по моей машине начинали бить по меньшей мере два немецких самолета. …Вскоре на моем самолете появились пробоины. Были серьезно повреждены левый элерон и руль поворота. Едва успев отвернуть от трассы одного «мессера», я попадал в струю огня другого. И тут услышал по радио голос Тильченко:

— Держись, Володя! Пилотируй! Не давай себя расстрелять. Лови момент, чтобы уйти.

Лавируя по вертикали, Тильченко вел бой. Действовал он решительно и стремительно. После очередной атаки моего ведущего еще один «мессершмитт» вывалился из круга. Успех командира ободрил меня. Да и противник вел бой уже не так, как вначале. Потеря двух самолетов сбила спесь с немецких летчиков.

— Уходи... пикируй! — снова донесся до меня по радио голос Тильченко.

Использовав замешательство гитлеровцев, я перешел в пике и почти отвесно понесся к земле... На выходе из пикирования стал искать своего ведущего. Он все еще дрался. «Як»Петра сделал красивый вертикальный росчерк: в этот момент он ударил третьего «мессера»...» (Лавриненков в своих мемуарах называет командира Николаем. Видно подвела память дважды героя. )

Представляя Петра Григорьевича к ордену Ленина командир полка писал в наградном листе: Командир второй авиаэскадрильи Тильченко с 5 июля 1942 года совершил 20 боевых вылетов. Сбил семь самолетов. В бою два раза подбит. Самолет получил пробоины бензобаков и водосистемы, но он умело и уверенно сажал его на своем аэродроме без малейших поломок».

13 июля отличился ведомый Лавриненков. В трех воздушных боях в районе прикрытия наших войск у сел Большая Поляна, Дубровка, Новосильское старший сержант Лавриненков и старшина Побережный сбили по одному немецкому истребителю.

21 июля в районе Ломово, Лебяжье, Большая Верейка летчики полка участвуют в четырех воздушных боях. Тильченко сражается с тремя вражескими истребителями .Он сбивает «мессершмитт», но и его самолет в бою подбили. Фашисты пробили бензобак, лонжерон, перебита тяга управления газом, но он сумел сесть на поврежденном самолете. В другом бою в этот деньМе-109 сбил командир звена лейтенант Кученков. Из боя не вернулись младший лейтенант Алексей Зиновьевич Фортушин и старший сержант Номеносенко.

Восстановив самолет за ночь, на следующий день, патрулируя в этом районе, Тильченко сжег еще один немецкий стервятник. Полк в этот день не вернулся старшина Побережный.

24 июля последний день полка на защите Воронежа. Тильченко вместе с старшим лейтенантом Константином Антоновичем Длужицким и старшиной Афанасием Карповичем Бомко прикрывал наземные войска в районе Большая Верейка, Ломово. Они заметили группу бомбардировщиков из 12 самолетов. Внезапно атаковав, летчики рассеяли строй фашистов. В этом бою Тильченко и Длужицкий сбили Ю-88 и один подбили, а старшина Бомко подбил «мессершмитт» прикрытия. В другом бою в этот день праздновал победу Лавриненков, сбивший «мессер».


31 июля часть летчиков полка, куда попали Тильченко и его ведомый, переводят в 287-й истребительный полк, который на аэродромах «Мясново» и «Волынцево», неподалеку от Тулы, овладевает новыми самолетами Як-7. Пётр Тильченко назначается командиром звена с понижением в должности, хотя раньше он служил командиром эскадрильи. Двадцать дней учебы и отдыха прошли быстро. Полк перебрасывают под Сталинград.

22 августа Тильченко сбил свой единственный «мессершмитт» в Сталинградской битве в районе Фастов, Ширков. 25 августа 1942 года он, уроженец хутора Шемшиловка Александровского района Ворошиловградской области, погиб у села Верхнее Погромное Сталинградской области, в 10-15 километрах от аэродрома. Его жена, Демьянова Любовь Дмитриевна, проживала в селе Подкопиево Малоархангельского района Курской области.

Вот как описывал гибель командира, друга, наставника его ведомый:

«Все произошло так нелепо! Утром полк, взлетев парами, оставил перегруженный, уже известный противнику аэродром. Петр Тильченко один, без ведомого, оторвался от земли последним. «Як» моего ведущего только еще набирал высоту, когда на него напали два «мессера». После нескольких очередей машина Тильченко резко пошла вниз. «Як»взорвался километрах в десяти от аэродрома. Черный столб дыма поднялся над ровной степью... Возможно, на том месте, где произошла трагедия, люди когда-нибудь найдут орден Ленина, уцелевший в огне. Не знаю... Знаю только, что в моей душе и в сердцах однополчан навсегда сохранится добрая память о бесстрашном бойце — нашем верном друге...»

Тильченко за неполный месяц боев сбил в воронежском небе десять самолетов лично и один в группе, а один подбил в группе. Он по праву считается самым результативным летчиком в битве за Воронеж.

Его ученик Лавриненков 23 августа 1943 года таранил вражеский разведчик и раненым, в бессознательном состоянии попал в плен. Оттуда он бежал, воевал в партизанском отряде, а затем снова бил фашистов в воздухе. К концу войны он совершил 448 боевых вылетов, в 134 воздушных боях сбил лично 35, а в группе 1– 1 самолётов противника, четыре из них – в воронежском небе.

На снимке: старший сержант Владимир Дмитриевич Лавриненков