Мой учитель

Виктор Тарасенко
«Мой учитель - живой русский язык» - так говорил Владимир Даль посвятивший себя изучению русского языка: его глубин, образности, многообразия и выразительности.
        Наверное это выражение справедливо не только для составителя толкового словаря, но также и для нас - современников, людях, живущих в 21 веке, для всех тех, кто хотел бы больше узнать о своих корнях, традициях, в конечном итоге о своем духовном наследии. Ведь именно языком слов мы повседневно общаемся друг с другом, а также выражаем свои чувства и переживания по поводу различных событий, размышляем о вечном…
          В далеком девятом столетии два греческих брата-монаха Кирилл и Мефодий предприняли миссию и перевели Библию на язык, понятный жителям древней Руси, составив для её прочтения и изучения славянскую азбуку. С тех пор многое изменилось, русский язык модернизировался, впитав в себя многие слова из других языков, и напротив, некоторые первоначально понятные слова древним Руссичям, в настоящее время утратили свое значение, вышли из повседневного употребления.
        Современному переводу подверглась и Библия, ее перевели и продолжают переводить на современный русский язык, меняя многие «устаревшие» слова на новые. Наверное это необходимо, однако на мой взгляд при замене некоторых «устаревших» ключевых слов, теряется глубина восприятия слова Божьего.
      Например слово «блаженны», которое Иисус Христос девять раз произнес в Своей Нагорной проповеди (Матф.5:1-11), говоря о тех, кто подавлен, одинок, кто потерял надежду, плачет и угнетен.
      Современный перевод этого слова предлагает слово – «счастлив», но употребление его на мой взгляд не может в полной мере передать глубину высказываний Иисуса. Ведь сегодня для многих наших современников слово «счастлив» ассоциируется с безмятежностью, богатством, высоким положением в обществе,  хорошим материальным обеспечением.
      Как же тогда современному человеку понять в чём будет счастье тех, кого будут гнать, поносить, злословить, кто будет плакать и искать правды. Не станет ли употребление современного синонима препятствием для глубокого понимания слов Господа? Как быть счастливым когда плохо?
     Конечно же Библия отвечает на это, кажущееся для нашего восприятия противоречие. Во всех стихах, где употребляется слово «блаженны», во второй части, даётся ответ.
     Оказывается благословение или счастье заключается не в самом печальном положении, в котором может пребывать человек, в определенный период времени, а в драгоценной награде, которую он получит у Бога, пережив трудности и перенеся выпавшее на  его долю тяжелое испытание.
      Да и действительно, что стоят наши переживания, волнения, страдания? Наше слёзы заканчиваются, время лечит, и вот уже горе не является всесокрушающим, мы учимся жить в предложенных обстоятельствах, находим новые мотивации.
     Все же главным на мой взгляд является не степень горя или переживаний, которые нам несомненно всем придется пережить в нашей земной жизни, а  то, какими мы выходим из этих обстоятельств. Вот здесь наверное самое главное – тот, кто не полагает свою надежду на Бога, может «сломаться» даже от сравнительно небольшого испытания, впасть в депрессию, потерять смысл в жизни. Вот почему в современной обществе потребления все больше и больше разочаровавшихся людей сводят свои счеты с жизнью, губя свои бессмертные души.
     Тот же, кто проходя испытания полагает свою надежду на Господа – блажен в том, что получит воздаяние от Него в вечности. Сам Бог будет ему утешителем и даст наследовать Царство Небесное, где уже никогда не будет ни болезней , ни страданий, ни зла , ни горя, и где мы сможем встретиться с дорогими нам людьми, если, и они полагали свою надежду на Бога. Мы будем блаженны. 
      Великая заслуга Владимира Даля, что он сохранил для нас значение многих «устаревших» слов нашего великого и могучего живого русского языка.
      И в заключении я хочу сказать: что для тебя дорогой читатель счастье или блаженство?  К сожалению великий и могучий живой русский язык сегодня засоряется различными негодными мертвыми словами, которые молодые люди употребляют с упоением, при этом они кажутся вполне счастливыми, но вот блаженны ли они? Кто для них учитель? Бог или Его противник?

ТВГ, Одесса,1992, Барнаул 2015