Ангелы бывшими не бывают

Серафима Лежнева Голицына
   1.   
   Пока ребёнок был маленьким, Ангел-хранитель исполнял простые детские желания, точно играя. "Маму, тёплого молочка, соску? Пожалуйста". Девочка росла, и Ангел становился ироничнее и строже. "Хочешь большую куклу? Нет проблем. Большое бывает тяжёлым и скучным? Теперь ты это знаешь.". Ангел не скупился, выполняя "правильные" желания. "Хорошие, добрые люди в окружении? Пятёрки? Победы в спортивных соревнованиях? Диплом? Ещё диплом? Оба в "красненьких" обложках? Интересную работу? Я не против".

   Ангел учил свою тёзку осознанно формулировать мечты.

   "Хочешь большую взаимную любовь, свадьбу, прекрасного мужа, чудесного здоровенького  ребёнка, счастье? Получай". В скором времени подопечная Ангела удивилась: "Воспитывать ребёнка придётся одной?" "Я сделал всё, как ты просила?". "Да. Но почему..." "Ты не указала срок, на который тебе нужно счастье".

   Часто Ангел приносил дары, о которых его тёзка и не мечтала. Это всегда было что-то важное и полезное. Шли годы, подопечная становилась старше. Однажды она упрекнула Ангела: "Моё самое большое желание ты не исполнил, хотя я много раз просила об этом". "Тебе это не нужно", - ответил Ангел, делая вид, что чистит свои и без того ослепительно-белые перья на крыльях. Вопрос, в котором Ангел был неумолим: если его подопечная влюблялась, Ангел всегда произносил одну и ту же фразу: "Ничего хорошего с этим человеком не сложится". И начинал громоздить непреодолимые преграды.
 
   Природа не терпит пустоты, и тёзка строгого Ангела-хранителя заполняла своё время  работой, учёбой, любимыми делами, расписывая каждый день по минутам. "Чуть помедленнее, - советовал Ангел, - при таком темпе ты рискуешь споткнуться и расквасить себе нос".
 
   Визг, скрежет, резкий короткий тормозной путь автомобиля, неожиданно вылетевшего из-за угла тихого бульвара в косых лучах заходящего июньского солнца. Крупные помятые белые перья на дороге... Лебедь? Откуда он в центре города?

   Ангел сидел на спинке кровати, накинув на голые плечи полотенце с серым больничным штампом. Было непривычно холодно и грустно. Он приподнял плечо, собираясь помахать крылом перед лицом женщины, лежащей с закрытыми глазами, но вместо этого вытянул трубочкой губы и подул на её щёку.

   Она открыла глаза. Перед ней на тумбочке лежала большая спелая груша.

   - Зачем мне она? - голос был совсем тихим.
 
   - Придётся ждать, пока отрастут новые крылья, - сказал Ангел, - а пока это всё, что в моих силах...


   2.
   - Когда вырастут твои крылья, я снова стану здоровой?

   - В четвёртый раз я спас тебя от смерти. Ты считаешь, что этого мало?

   - Кроме последнего раза, - начала припоминать женщина, чувствуя резкую боль в спине, - было только два случая, когда мне грозила смерть: меня спасли, когда я тонула во время шторма и, сорвавшись на юге со сколы, я зацепилась одеждой за куст.

   - Первый раз ты не помнишь, - нехотя пробормотал Ангел, - родившись доношенным здоровым ребёнком, ты не хотела дышать. Врачи сделали всё возможное, но время, отпущенное на твоё спасение, закончилось... ты всегда была слишком упрямой. И тогда я, поцеловав тебя в губы, наполнил твои лёгкие воздухом.

   - Ты сказал, что я не хотела дышать? Разве младенец может чего-то хотеть?

   - Душа, поселившаяся в малыше, знает, какие уроки ей придётся отрабатывать в этой жизни. Твоя душа хотела сразу уйти обратно на небо.

   - Почему она осталась? - перед внутренним взором женщины проплывали картины событий её жизни, и она подумала, что всего этого могло не быть... а в следующий раз ей досталась бы жизнь повеселее.

   - Я сказал тогда, что буду тебе помогать, и постараюсь исправить сценарий жизни, в которой предстояли долгие годы одиночества.

   - Ты солгал!

   - А ты забыла про сына. Если бы не было тебя, не родился бы он.

   - Сын родился бы у другой женщины, и уж наверное не рос бы с младенчества без отца.

   Повисла длинная пауза, во время которой Ангел и его тёзка смотрели в окно больничной палаты, думая каждый о своём.

   - Эй! - первым прервал молчание Ангел, увидев, что по лицу его тёзки текут слёзы. - Ты ещё будешь счастливой.

   - Я больше не верю тебе.


   3.
   - Слушай внимательно, - сказал Ангел. - Теперь всё зависит только от тебя. Сначала надо будет привыкнуть жить с постоянной болью в спине. Потом ты начнёшь учиться ходить по квартире и обслуживать себя самостоятельно. Потом ты научишься получать радость от самого простого: от того, что день солнечный, или того, что сын приехал тебя навестить. Если сумеешь найти дело, которое увлечёт тебя и заполнит время одинокого житья инвалида внутри пустой бетонной коробки квартиры - это и будет твоё счастье.

   - Зачем я поверила тебе тогда, в роддоме? Как просто было не начинать эту жизнь. Сколько всего плохого не случилось бы тогда со мной!

   - Нам пора прощаться, - сказал Ангел.

   - Далеко собрался? - в голосе женщины прозвучала ирония.

   - Видишь ли, детка, - Ангел давно не говорил со своей тёзкой так ласково, он всегда старался быть строгим, чтобы она не расслаблялась и была сильной. - Меня уже нет в штате ангелов. Я приходил к тебе прощаться, как частное лицо.
 
   - Разве Ангела можно уволить с работы?

   - Называй это, как хочешь. У нас в Небесной канцелярии свои законы. Я нарушил очень важный закон, и теперь я больше не ангел.

   - Ты шутишь? - удивилась женщина.
 
   - Мне не до шуток.

   - Куда ты пойдёшь, чем будешь заниматься?

   - Меня уже нет. Сила Ангела в его крыльях. Мои крылья остались под колёсами  машины, которая должна была тебя убить.

   - Ты спасал меня. Разве это преступление?

   - Преступление в том, что в ту минуту я отказался от чести быть помощником Бога со всеми соответствующими Ангелу правами и привилегиями.

   - Ты отказался быть Ангелом? Но зачем?

   - Чтобы смягчить удар машины, мчавшейся на тебя, я, невидимая и неосязаемая духовная личность, стал обычным физическим телом.

   - Ты стал человеком, - убеждённо сказала женщина, - люди живут меньше ангелов, и возможности их ограничены, но быть человеком не так уж плохо, особенно, если ты хороший и добрый. И потом, мы с тобой теперь можем встретиться снова, как два человека.


   4.
   - Почему ты молчишь?

   Женщина, поморщившись от боли, повернула голову и посмотрела туда, где минуту назад сидел, разговаривая с ней, Ангел. На металлической спинке кровати она увидела только застиранное больничное полотенце.

   Пришла санитарка, и стала мыть пол.
 
   - Птица, что ли, какая залетала в окно? - пробормотала себе под нос немолодая усталая женщина со шваброй в руках. Мелкие лёгкие перья, разбросанные по полу, мокрая тряпка смела в небольшую кучку у двери, и санитарка, собрав их с пола в ладонь, вышла из палаты.

   Пришла медсестра, заменила прозрачный пакет с жидкостью на металлической стойке, поправила иглу капельницы, входящую в голубую вену. Быстрыми шагами в палату вошёл врач, посмотрел в лицо женщины, лежащей на высокой кровати:

   - Пора проснуться после наркоза, - сказал врач, и привычным движением пощупал пульс на запястье руки, лежащей на одеяле.

   Вернулась за оставленным ведром с водой санитарка, наклонилась, подняв с пола два маленьких пёрышка, прилипших к ещё влажному линолеуму.

   - Чудеса в решете, - сказала старуха, обращаясь к врачу и медсестре одновременно. - То птица залетала в палату, целую горсть перьев за ней собрала, когда мыла пол, то унесло сквозняком полотенце со спинки кровати на подоконник. Может, прикрыть окно? Не продуло бы нашу бедолагу, ей и так досталось.

   - Не закрывайте окно, - сказала сестра, выходя из палаты вслед за врачом, - больной нужен свежий воздух.

   - Натоптали по мокрому полу, - проворчала санитарка, подходя к раскрытому окну. Сняла с подоконника полотенце с надписью на штампе "Городская больница № 3" и повесила его на спинку кровати. На подушке рядом со щекой больной лежало ещё одно маленькое пёрышко, санитарка сняла его, сказала, ни к кому не обращаясь:

   - Когда птица залетает в окно, это к письму.


   5.
   Дежурный по отделению врач, положив руку пациентки на край кровати, задумался. Пульс нитевидный. Действие наркоза после ночной операции давно закончилось. Почему она не открывает глаза? Впала в кому?

   Бригада реаниматологов работала чётко и слаженно. Зубцы линии на экране прибора становились мельче, и исчезали на глазах.

   Улыбку утра следующего дня женщина встретила серьёзными глазами. К её рту тянулись трубочки: работали искусственные сердце и лёгкие. В виде исключения заведующий отделения реанимации разрешил ежедневные посещения сыну этой больной, которому предстояло узнать, что, если ничего не изменится, через месяц приборы искусственной жизнедеятельности будут отключены.

   Сын пришёл, негромко говорил что-то, больная писала ему ответы в блокноте - с трубочками в гортани человек не может говорить.

   - Чуть не забыл, - спохватился сын, - в почтовом ящике лежало письмо без адреса и марки. Только твоё имя крупными печатными буквами. Уже не помню, когда в последний раз получал письмо в бумажном конверте.

   Внутри большого самодельного конверта лежал чистый лист бумаги. Больная взяла лист в руки, и долго смотрела на него, по движению её глаз было похоже, что она читает.

   - Что это? - спросил сын.

   "Письмо моего друга", - написала мать в блокноте.

   Теперь женщина стала поглядывать на дверь, когда она открывалось, как будто кого-то ждала. Кроме сына её никто не навещал. Медсестра, ухаживающая за ней, заметила, что и ночью, когда посетителей быть не может, больная просыпалась на стук открывающейся двери.

   Дни в реанимации были похожи друг на друга, как братья-близнецы, ничего в состоянии больной не менялось, только месяц, отпущенный ей на использование аппарата искусственной вентиляции лёгких, медленно, но верно подходил к концу.

   Санитарка Анна Ивановна, моющая пол в отделении реанимации, пожалуй, одна переживала за больную, про которую даже её врач сказал однажды: "Она не хочет бороться... не знаю, что могло бы заставить её захотеть жить..." Эти слова услышала Анна Ивановна. Теперь она каждый день подходила к высокой кровати странной больной и о чём-то негромко разговаривала с ней. Изредка больная писала в своём блокноте ответы Анне Ивановне.

   - Меня можешь не стесняться, - присев на стул у кровати, тихо сказала Анна Ивановна. - Скажи, чего бы ты сейчас хотела больше всего?
 
   На этот вопрос больная торопливо написала: "Увидеть Д."

   - Напиши номер телефона, - сказала Анна Ивановна, - я позвоню и скажу этому человеку, что ты его ждёшь.

   "Нет", - коротко написала ответ женщина.

   - Забыла номер телефона? - сочувственно спросила Анна Ивановна. - У внука есть компьютер, хочешь, напишем ему с помощью электроники?

   "Нет!", - снова написала больная.

   - Почему?, - не унималась Анна Ивановна в своём желании помочь.

   "Он не придёт", - появились слова в блокноте.

   - Ясно, - пригорюнилась Анна Ивановна. - Вечером пойду в храм божий. Кому помолиться о тебе?

   "Моему Ангелу-хранителю... если он услышит..."


   6.
   Ночью больной снился ангел довольно внушительных размеров с незнакомым властным лицом. У него было то же имя, что и у неё.

   - Вы давно на этой службе? - спросила у него женщина.
 
   - Несколько тысяч лет.

   - С этим именем?
 
   - Сравнительно недавно.

   - Раньше у меня был другой Ангел-хранитель.

   - Знаю. Тот ангел самоликвидировался. Редкий и прискорбный случай в нашем ведомстве. О таких у нас не принято говорить. Считается общей недоработкой, когда ангел сам отказывается от своей ипостаси.

   - Где он сейчас? - спросила женщина, глядя в суровое лицо ангела.

   - Его нет нигде.

   - Я этому не верю.

   - Вы имеете в виду мысль или молекулу?

   - Мне всё равно, как это будет называться. Я хочу увидеться с ним.

   - Только во сне, и ненадолго, - сказал Ангел, и женщина молча кивнула головой ему в ответ.

   - Вы хотите встретиться наедине?

   - Да.

   Новый Ангел-хранитель степенно выплыл сквозь стекло окна, и в ту же минуту в закрытое окно влетел знакомый с детства бывший теперь ангел-хранитель. У него не было крыльев, он улыбался, и был одет в сандалии на босу ногу, белую футболку и потёртые джинсы.
 
   - Ты знаешь, что это сон? - смешно морща нос, спросил бывший ангел-хранитель.

   - Конечно, - улыбнулась женщина, - а какая разница?

   - Разница в том, что я исчезну, когда ты проснёшься.

   - Не исчезнешь, - глаза женщины смеялись, - я нашла выход. Мы снова можем быть вместе.

   - Как? - бывший ангел-хранитель тоже улыбался. - Расскажи, что ты придумала!

   - Всё просто. Тебя ведь нет? Но я тебя вижу и слышу. Значит, ты есть. Я хочу, чтобы мы снова были вместе. Ты всю жизнь был рядом, помогая во всём. Поэтому без тебя мне никак нельзя.
 
   - Так в чём состоит твоя выдумка?

   - Много будешь знать, скоро состаришься. - Женщина протянула руки навстречу, словно собираясь обнять близкого друга.

   - Не советую трогать меня, ничего не почувствуешь, ведь я - только сон, - бывший ангел уже стоял около кровати больной. - Зачем тебе эти трубочки?

   - Не нужны они мне, - женщина выдернула трубочки изо рта. - Как тебе наш сон, тёзка?

   - Нравится.

   - Это ещё не всё.

   На кровати по-прежнему лежала женщина, но от кокона покрытого одеялом тела  отделился прозрачный силуэт, её точная копия. Взявшись за руки, бывший ангел и бывшая женщина уплывали сквозь двойную раму стеклопакета в голубые прозрачные небеса.

   - Никогда не думала, что летать так приятно, - хохотала тёзка бывшего ангела.

   - То ли ещё будет! - пообещал ей бывший ангел, довольно ухмыляясь с загадочным и хитрым видом.

   - Ты знал, что летать можно без крыльев? - тёзка бывшего ангела молодела на глазах, она уже была похожа на весёлую озорную девчонку.
14.12.2015.02:45.