О Прометее и цепях законов

Виталий Шолохов
Роман Мэри Шелли «Франкенштейн» имеет подзаголовок «Второй Прометей». Именно это второе название раскрывает содержание романа и ту его глубину, которая дало этому произведению интригующую известность. Автор имела целью написать не книгу ужасов, а проникнуть в сущность главной тайны Природы – создание Человека. Главный герой демонстрирует это в своей лаборатории, где он использует еще мало известное в те годы электричество.
Роман был издан в 1818 году. Это было время, когда отшумели великие демократические революции в Европе и Америке. Это были после Наполеоновские годы с их разочарованиями и годы больших надежд на научный и технический прогресс. Это были годы Романтизма в Искусстве и годы провозглашения Деклараций о свободе и равенстве на всех уровнях. Предыдущий период в литературе, именуемый «классика», жил в единстве слова, знания и морали. Однако, жизнь в мире «готовых слов» препятствовала постижению мира и вообще разделяла человека и природу. Стало казаться, что нормативность жизни мешает человеку реализовать свою свободу. Но пропасть между бытием и культурой можно устранить только с помощью все тех же, но иных, слов и новых книг, в которых весь мир выступил бы как новый текст. За разрешение этой задачи взялся Романтизм – литературный жанр, который так и обозначился в критической литературе как «жизнь в форме книги».
Подлинность бытия лежит в его единстве и в его истоках. Еще в давнишние столетия завоеваний Александра Македонского величайший философ и ученый всех времен Аристотель путем детального конкретного анализа бытия нашел его первые причины: материя, энергия, форма и цель. Самое интересное, что ему удалось установить, это то, что только те объекты природы, которые имеют внутреннюю цель, имеют возможность существовать и совершенствоваться. Если же цель ставится кем-то или чем-то как внешнее принуждение, то эта цель в действительности может превратиться в свою противоположность и оказаться направленной против тех, кто поставил ее и боролся за ее осуществление. В литературе описано много подобных историй. Как раз роман Мэри Шелли «Франкенштейн» рассказал нам о том, что оживление трупов превращается в орудие смерти и, прежде всего, тех людей, которые были близки и любимы изобретателю. Другой пример. Замечательное достижение ученых всего мира по делению атомов радиоактивных веществ превратилось в орудие массового уничтожения. Даже мирное использование атома иногда выходит из под контроля и угрожает здоровью людей. И постоянно над всем человечеством «висит» угроза полного самоуничтожения.
Но еще во времена «Просвещения» появились философские идеи о безграничных возможностях человека, который с помощью науки может проникнуть в тайны бытия и стать властелином природы. Человек решил подняться до уровня богов. Человек стал подражать богам. Прометей – тинан-богоборец древнего мифа, как известно, подарил людям огонь. Как известно, огонь имеет два источника – вулканы и молнии. В первичном океане Земли вулканы создавали различные концентрации минералов. А молнии, которые попадали из облаков в воду, создали те первые химические соединения, которые дали начало появлению Жизни на Земле. На эволюцию живого от этих первых соединений до человека потребовались миллиарды лет. Воображение изобретателя может сжать эти годы в краткий миг. Так кажется. Но, в каждое мгновение движения к цели объекта /а точней, субъекта/ стремление к цели сдерживается совокупностью ограничений. Этот результат получила Кибернетика совсем недавно. Одно из этих ограничений есть иерархическое строение Универсума. А уровни бытия «вызревают» последовательно. В этом суть «Метаэволюции», теорию которой развил совсем недавно Сергей Николаевич Гринченко. Его книги открыты в Интернете для всех желающих познакомиться с этим выдающимся достижением науки наших днй. Любопытно, что, по мифу, Гефест, который занимался тем, что ковал оружие и следовательно использовал огонь, приковал Прометея к скале. Почему и зачем? Ну, конечно, Прометея можно рассматривать, как конкурента по бизнесу. Во вторых, это как бы была воля Громовержца – известно, что гром там, где молния. В третьих, Бог, создавая человека, не планировал, чтобы человек превзошел его по способностям и возможностям. Поэтому он мог дать прямое указание на пресечение самоволия. Но главное это то, что огонь есть основа научно-технического прогресса, это не внутренняя цель жизни. Наука это порождение сознания и использования его уже для заданных целей. Что может приводить к самоуничтожению. А Бог не злонамерен и хотел бы упредить вред. Но жизнь уже вышла из под контроля и стремится к созданию вечных роботов на основе нанотехники, то есть наиболее развитой науки и технологии.
Таким образом, пласт мифологии лежит глубже пласта романтической литературы. Мифы содержат в себе мир прообразов, в которых единство есть нерасчлененное бытие и сознание, тождество бытия и слова. Романтика – красивое слово. Но как сказал замечательный учитель литературы Давид Реден, кроме прекрасного в искусстве, оптимизма и экспатриотизма в обществе, идей свободы в политике, Романтизм узаконивает использование наркотиков, свободные сексуальные отношения и другие свободные нравы, супернатурализм и другие «свободы». И в результате, декларация о естественных правах и свободе человека не только приводит к желаемым целям, но и проскакивает дальше, угрожая нормальной жизни людей. И вполне естественно, что на пути Романтизма появилось новое ограничение – «Нигилизм». Затем на пути научно-технического прогресса встали глобальные проблемы защиты и сохранения окружающей среды – новые ограничения. А изобретателей новых радикальных способов «использования» огня «заковали в цепи законов». И таким путем «проб и ошибок», осторожно, ползком и крадучись человечество продвигается вперед. И каждому, кто пытается изобрести нечто необыкновенное, люди говорят «Не навреди!».

2012-11-18