О службе

Тапочки Меркурия
- Здравия желаю, товарищ командир! И прижимаешься к переборке по стойке смирно. Мимо тебя броненосцем проносится кавторанг Березинский, командир ПБОПЛ "Иван Кучеренко". Отдавать честь вскидывая руку к виску было не принято. Корабль хоть и не маленький, но почти 250 человек личного состава на такой площади, - сталкиваешься со всеми нос к носу довольно часто, поэтому махать руками считалось излишним.

Впервые меня вызвали на комиссию в военкомат в пятнадцать лет и после медосмотра спросили :
- Где служить желаешь?
- На флот мне надо. И мечтательно закатил глаза.
- Отец там служил, рассказывал. Дома его форма висит, такую же хочу.
Дяденька в белом халате глянул поверх очков, ухмыльнулся, но в приписном свидетельстве отметил, что к службе в ВМФ годен. Дата. Подпись. Потом каждый год до восемнадцати переспрашивал :
-Ну, как, моряк, не передумал?
Призвали осенью, через два дня после совершеннолетия, как это всегда со мной  бывает, - спонтанно и скомкано. Вечером принесли повестку, вручили под роспись, сказали утром срочно быть. Прибыл, там таких как я ещё двое. Ждём, нервничаем. Вызвали, раздели, пощупали. Заглянули во все бумажки, сравнили с организмами, мол, всё ли на месте и отправили домой, переодеться и попрощаться. Наказали: - Сбор к 20 часам. Там вас пересчитаем и в ночь на вокзал, на Дальний Восток.
- И это...погрозили пальцем, много не пить, а то вместо флота в стройбат определим.

Скорые проводы, стол, друзья, мамины слёзы, папа с ножницами и бритвой, волосы под корень. Сразу какая-то нелепая беззащитность в зеркале. Трамваем до пункта сбора, там перекликнули и в поезд Барнаул – Новосибирск. С вокзала на грузовиках в аэропорт и самолетом до Владивостока. Сколько летели и как, - не знаю, ибо память оставил ещё в купе, на железной дороге. Следуя наказу, пили мало. Зато наливали часто. Очнулся на ПТК, на Второй Речке. Определили в в/ч 25151 - учебный отряд подводного плавания. Попал в 11 роту, где хотели из меня, повара четвёртого разряда, сделать радиста. Бились-бились - не вышло. Плюнули, сказали - иди ты на камбуз.

Камбуз тот оказался на "коробке", что значит "корабль" на флотском арго. Но попасть на него не так-то просто. Мы во Владике, а корабль по документам на Камчатке. Купили нам, страдальцам, билеты на теплоход "Александр Пушкин" и отправили на круизном лайнере в первое путешествие по холодному, охотскому морю. После года службы в казармах попасть в такой плавающий дворец, это как проснуться в сказке. Трое суток гражданские тетеньки будоражили наше воображение открытыми лодыжками. В униформе стюардесс этого плавучего дома, фривольностей по сегодняшним меркам не было ни каких, скорее аскетизм, но мы же не знали и съедали глазами их фигуры вместе с юбками, передничками и прочим бельём. Остальную человеческую еду кушали в ресторане, среди обычных пассажиров и главное пассажирок.

Официанткам и стюардессам отвечали чётко, по военному - "есть" и "так точно", глотали слюну и дешевое спиртное от барменов, которым строго-на-строго запретили поить военных моряков. Но остальным спиртное продавалось без ограничений и мы вовсю этим пользовались. Дошли без приключений.
Камчатка встретила не ласково – дескать, чё приперлись? Корабль ваш давно на ремонт ушёл, в Югославию, ждите оказии. Пришлось торчать на краю географии месяца полтора или два.

"Камчатский Комсомолец" стал вторым большим кораблём на котором мы и ушли в Адриатику. По пути заскочили во Вьетнам, в Камрань, а потом до Севастополя, без остановок. На "Черном море" сдали вооружение, торпеды, снаряды и погнали нашу «оказию» к "Югам" на ремонт. Там перебазировались на соседний причал, в свою часть, на "свой корабль". В подмогу так сказать.

Закончили ремонт к Новому году. Вышли на "ходовые", проверили всё ли в порядке и в путь, в Союз. В бухте Угольная, в Севастополе, списали дембелей, забрали вооружение и весной 1986г. на Б/С, опять во Вьетнам. По пути заходили на архипелаг Дахлак, что в Красном море. Забрали бойцов, оставили запас продуктов и почту ребятам, которые несли там настоящую боевую вахту. Воевали с эритрейским  флотом, корабли которого нападали на суда снабжения следующие в Эфиопию (ничто не ново, да же? )

Забегали в Йемен, в порт Аден, с дружественным визитом. Но там перед этим тоже стреляли, случился какой-то очередной переворот, поэтому стояли не долго. По слухам, при эвакуации посольства и прочих советских граждан, один корабль затонул, а ПБ "Волга" даже получила небольшие пробоины от осколков, в борт выше ватерлинии, но своим ходом учапала в Севастополь.

Мы прибыли туда позже и отвалили без потерь. (Некоторым, в числе прочих, удалось попасть на берег. Побродить по узким улочкам, побывать на базаре, отказаться от приобретения верблюда и купить маме духи. Платок мне подарили, а пачку открыток с видами города, я, поправ идеологию, выменял на комсомольский значок) При входе в Индийский, из Красного, есть остров Сокотра, туда тоже заглядывали, была там наша база ПЛ, правда не большая, но была. Там видел морских змей в брачный период. Зрелище, скажу я вам. Ночью прожектора направлены в воду, так они в этом свете собирались сотнями.

«Для справки : - Сокотра - группа из четырёх островов в Индийском океане, названная в честь самого крупного из них. Эдакий архипелаг континентального происхождения, который является одной из самых изолированных точек на планете. Третья часть все живых организмов на Сокотре – не встречаются больше нигде в мире.»
Уникальнейшая природа. А какие мы там доставали кораллы...
Пришли в СРВ и до конца службы был там, в Камране. Оттуда и домой вернулся, через Владик, разумеется. На всё про всё, ушло три года и три месяца в прошлой жизни. И три часа сейчас, на ностальгию воспоминаний и клацанье клавиатурой. Но, зуб даю, послужил бы ещё раз, в те времена, в тех местах и с теми же людьми из своего прошлого.

Вот. Захотелось рассказать))