Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее (Ф. М. Достоевский).
В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривается как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке.
Справедливость – одна из важнейших категория философской мысли, морально-правового и социально-политического сознания. Понятие справедливости связано с исторически изменяющимися представлениями о неотъемлемых правах человека.
Справедливость содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.
Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии (Марк Аврелий).
Несправедливость относится к отсутствию или противоположности справедливости. Термин может быть применен относительно отдельного случая или ситуации и обычно соотносится с плохим обращением, злоупотреблением, пренебрежением или должностным преступлением, которое осталось безнаказанным либо санкционированным правовой системой.
«Справедливость» – ключевое понятие этики Платона. По его мнению, справедливость является одной из добродетелей, которая обозначает совершенство, максимальное соответствие каждой вещи своему предназначению.
Платон различает два вида человеческой «добродетели» – обычную (гражданскую) и высшую (философскую).
Обычная добродетель «рождается из повседневных обычаев и занятий, без участия философии и ума», является результатом привычки, складывается из отдельных деяний, которые могут противоречить друг другу.
Обычная добродетель может быть ложной – вплоть до порочности. Это обусловлено тем, что она основана на представлении, на мнимой истине, правильном мнении.
В поведении человека добро может быть соединено со злом – по ошибке зло может быть принято за добро. Добрые деяния могут совершаться не ради добра, а ради других целей.
Философская добродетель «вытекает из понятийного понимания, она сознает свои основания и может отдать себе в этом отчет: ею руководит разум» и основана на знании.
Высшая «добродетель», по Платону, соответствует созерцанию вечных идей и носит название «мудрость». Философская добродетель основана на знании.
Философская «добродетель труднодостижима, и фактически добродетельные люди руководствуются не этим точным знанием, а только правильным мнением». Добродетель достается «по божественному уделу».
Платон выделяет четыре добродетели – мудрость, мужество, рассудительность и справедливость.
Мудрость (знание, разум) присутствует во всех добродетелях, определяет их содержание. В ряду других добродетелей ее можно назвать высшей добродетелью.
Всеобъемлющее этическое понятие в системе Платона – справедливость, которая представляет собой высшую в ряду других добродетель государства и отдельного человека. Она относится к самому прекрасному из всех видов благ, «который и сам по себе, и по своим последствиям должен быть ценен человеку, если тот стремится к счастью».
По мнению Платона, наибольшая эффективность в осуществлении социально полезных функций, может быть достигнута только в том случае, когда каждый гражданин будет заниматься тем делом, к которому он наиболее приспособлен.
Отсюда следует вывод, что в государстве «заниматься каждому своим целом – это, пожалуй, и будет справедливостью. Справедливость состоит в том, чтобы соответствовать своей природе, своему назначению, месту в общей системе. Это означает, что «справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое».
«Справедливый человек нисколько не будет отличаться от справедливого государства по самой идее своей справедливости, но, напротив, будет с ним схож».
В душе отдельного человека «имеются те же виды, что и в государстве, и вследствие такого же их состояния будет правильным применить к ним те же обозначения».
Понятие справедливости более раскрывается при сравнении с несправедливостью.
Несправедливость заключается в «раздоре указанных трех начал, в беспокойстве, во вмешательстве в чужие дела, в восстании какой-то части души против всей души в целом с целью господствовать в ней неподобающим образом ... она смятение и блуждание разных частей души, их разнузданность и трусость, и вдобавок еще невежество – словом, всяческое зло».
Несправедливость ослабляет и разрушает любое общество. Несправедливость ослабляет и отдельного человека.
«Даже возникая в одном человеке, она производит все то, что ей свойственно совершать. Прежде всего, она делает его бездейственным, так как он в раздоре и разладе с самим собой, он враг и самому себе, и людям справедливым».
Несправедливость есть болезненное начало в душе: «Внести справедливость в душу означает установить там естественные отношения владычества и подвластности ее начал, а внести несправедливость значит установить там господство одного начала над другим или подчинение одного другому вопреки природе».
Несправедливость проявляется в обществе, т.е. в отношениях между людьми. В любом обществе есть люди, поступающие несправедливо по отношению к своим ближним. Если большинство людей живет по принципам справедливости, то общество в целом не скатится в хаос взаимного недоверия и ненависти.
Самая редкая вещь, какую только можно найти на земле, – это по-настоящему справедливый человек (Д. Ф. Купер).