Глава 27. Поэт, художник -Окон Роста-

Сэлл Славиков
      Герой этой истории -  Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930).  Он всемирно известный поэт и драматург, а так же талантливый художник-карикатурист.  Его современники,  истинные ценители творчества поэта  знали, что Маяковского мало читать – его нужно слушать. Владимир Владимирович  был искусным глашатаем, который доносил авангардистское  направление и пролетарскую, футуристическую  литературу   в массы. Хотя не всем он тогда нравился. В новогоднюю ночь1912 года в Петербурге он был впервые освистан  публикой (на Михайловской пл., 5 (сейчас – пл. Искусств), кабаре «Бродячая собака»)   
     Вся жизнь его была опутана множеством тайн и легенд, а творчество во многом стало пророческим.  Вот, например, кто бы мог вначале двадцатого века подумать, что в Москве появятся  небоскрёбы, а Маяковский подумал (цитата: «Москва. Москвичи повылезли на крыши сорокаэтажных домов-коммун»).  А как вам строчка: «Спросонок, но весь в деловой прыти, гражданин включил электросамобритель»   (это же предсказание электрической бритвы).  «Минута – причёсан, щёки даже гражданки Милосской  Винере глаже. Воткнул штепсель, открыл губы: электрощётка – юрк! – и выблестила зубы» (а, здесь – фигурирует зубная  электрическая щётка, которой тогда и в помине не существовало).  Есть и ещё: «Утро. Восемь. Кричит радиобудильник  вежливый: «Товарищ – вставайте, не спите ежили вы! Завод – зовёт. Пока будильнику приказов нет? До свидания!»  (речь идёт о говорящем радиобудильнике, который сейчас уже существует). Маяковский предсказал даже мобильный телефон  («Подносит к уху радиофон»).
        Писал Маяковский налету (например, знаменитая строчка про буржуев и рябчиков была написана сходу  в ресторане, на салфетке или вовремя танца повернуть партнёршу, клал ей на спину листок и записал новые стихи), «вышагивая» стихи по комнате,  но делал это с многочисленными орфографическими ошибками (как слышал, так и записывал). Так же, возможно, что его вдохновляла домашняя белка, которую в 1924 году он держал у себя. Его страстью были ручки (особенно, паркер, если видел их у кого-нибудь – мог  поменять на что угодно).  Имел привычку – часто мыться. Его привычка к чистоплотности перерастала  в манию. Он часто мыл руки, в парикмахерской, перед стрижкой, требовал полной дезинфекции  всего инвентаря,  всюду возил с собой складной тазик (купленный в Париже и упакованный в чехол). 
      Помимо литературы, он мог зарабатывать деньги  на рамках для картин или пасхальных писанках, т. к. увлекался столярным ремеслом.   
      Маяковский слыл очень мнительным, ранимым и застенчивым человеком. Он очень боялся нападения, потому носил в носках стальные пластинки, надеясь сильно наподдать ими  обидчику, причём сделано это было небезосновательно.   Ведь в 1925 году, в Париже, на улице Кампань  Премьер, в отеле «История» у него украл  все деньги, 25 000 франков, свои и командировочные, давно разыскиваемый французской полицией,  известный вор, живший в номере напротив.   
Известны так же портреты поэта с обритой наголо головой. С этим связан ещё один курьёзный случай. 
Раньше Маяковский ходил с волосами до плеч, чем и привлёк внимание художника Илью Репина.
Он захотел создать его портрет и пригласил поэта попозировать, тот согласился и по пути в парикмахерской попросил остричь все волосы.
        Маяковский, к тому же был любвеобильным,  страстным поклонником женщин – это то в конце и сгубило его.  Как человек азартный, он любил манипулировать женщинами, играть, флиртовать с ними, спорить на желания (например, однажды заставил проигравшую несколько дней мыть его бритвенный помазок).  Сколько всего дам побывало у него в объятьях мне неведомо, да это и не важно.  Рассмотрим только четыре главные страсти поэта. 
Лиля (Лили) Юрьевна Каган (после замужества – Брик, 1891 – 1978) – известная роковая  обольстительница,      
деятельница русской культуры, сестра Э. Триоле, гражданская жена Владимира, оставившая мемуары о своей и его личной жизни, с интимными подробностями.
         Несмотря на то, что Лия Брик была замужем за Осипом  Бриком, Маяковский с 1926-1930 годы, жил с ними в одной квартире (Москва, Гендриков пер. (переименованный в пер. Маяковского) , 15/13), создав так называемый любовный треугольник. Это была наверно самой главной любовью поэта, ведь он доверял и советовался с ней во всём, даже о выборе другой женщины. От неё Маяковский мог иметь множество детей,  но постоянно уговаривал её делать аборт. 
         До неё, с марта  1913 года, он встречался с дочерью архитектора Фёдора Шехтеля – Верой.    Она тоже ждала от него ребёнка, но он так и не был рождён. Однако дети у него всё же были – одна дочка – Элли  Джонс – Элен – Патриция, живущая в Америке (и служившая переводчиком поэта в течение 3 месяцев,  которые он провёл с ней за границей) последний раз была в Москве пять лет назад, на 110 юбилее отца, и навестила его могилу на Новодевичьем кладбище. Маяковский постоянно носил её фотографию с собой, лишь после его смерти Лиля Брик уничтожила её.
        В Париже, осенью 1928 года, он знакомится с 22-летней красавицей, которая изготавливала модные шляпки и знала поэзию,  Татьяной Яковлевой.  Через полгода, весной 1929 года, он делает ей предложение, но т. к. Яковлева возвращаться в Россию не хотела, а Маяковский эмигрировать во Францию не желал, то получает отказ. После возвращения на Родину, поэт тратит  в цветочном магазине все свои деньги на заказ и доставку в Париж  шикарных, дорогих  цветов для Татьяны и на этом любовь заканчивается. 
       Через несколько месяцев, летом 1929 года, он знакомится с женой  народного артиста (с 1955 года), режиссёра, актёра МХАТа  (с 1924 года), возглавлявшего театр «Ромэн»(1937 – 1941) и театра имени Станиславского,  Михаила  Михайловича  Яншина (1902 – 1974) – Вероникой Полонской.  К ней я и вёл в течение всей моей истории. Казалось бы, взаимная любовь – привела к трагедии.  Московская квартира поэта (с 1919 года до последних дней), пр. Серова  (сейчас – Лубянский пр.) , 3/6, 1930 год. По версии следствия смерть произошла так:  поэт требовал у любимой, чтобы она объяснилась и рассталась с мужем, а затем переехала жить к нему. Полонская обещала и вышла за дверь. Неожиданно, услышав выстрел, она вернулась и нашла любовника застреленным из своего собственного пистолета, который находился в письменном столе из светлого дерева (стол был сделан по заказу поэта – с многочисленными ящиками, крышкой, закрывающей столешницу).  Я вижу в этом нелогичность – и выдвигаю собственную версию.   
      Мне, кажется, дело было так. Не желая расставаться с мужем и сохранить честь порядочной женщины - она сразу отказала Маяковскому. Поэт, имея горячий темперамент,  разозлился и, наверное, набросился на неё. Она  оттолкнула его на кровать (Маяковский был обнаружен в кровати) и подбежала к столу. Она вполне могла знать о присутствии там пистолета. Достав оружие, она  несколько раз выстрелила в него.Правда, невероятно застрелиться, изрешетив  весь живот пулями, а при самообороне это возможно. Затем она вышла за дверь и сообщила в милицию, сняв с себя подозрения. 
     Теперь в доме гибели поэта открыт музей Маяковского, и  стол находится там.