Часть 10. Государственная политика в образовании

Вячеслав Кудяков
В последние годы мы часто слышим с экранов  телевизхионных приемников о том, что  государство  уделяет внимание  или выделяет средства   на   образование. Да  обещаний много. Но что делается на самом деле.
Основная задача , сформулированная  государственными чиновниками от образования –это:
«Вовлечение в процесс  всех заинтересованных  сторон и слоев общества  в совершенствование и развитие структуры образования.»
 Звучит убедительно и главное  достаточно полно отражает реальные потребности самого образования на современном этапе развития нашего государства. Но что на деле?
Учебные заведения переведены на частичное госфинансирование, при этом  учреждение должно  самостоятельно  добывать основную часть финансовых средств  в  собственный бюджет.
Ну, с высшим образованием все понятно, за счен научных исследований и  изобретений  внедренных в производство, можно получать доходы. Но как со средними специальными  учебными заведениями??
Есть несколько вариантов  уже знакомых вам:
1.ДОУ  которая  первоначально  переняла  эстафету  подразделения  проводившего курсы повышения квалификации . Но там работают только два человека Комов и Данилов. Иногда Савченко. Основная же часть доходов –это   работа с отстающими студентами.
Все это конечно дает, какие то гроши, но  не способствует  повышению  практических навыков  наших выпускников.
Каким может быть решение – этого вопроса?
Это создание мастерских по  внедрению научных разработок  созданных исследователями высшей школы.  Кто кроме специалиста со средним специальным образованием может выполнить эту задачу , с минимальными капитальными вложениями в сам процесс реализации данной идеи? Ответ – никто кроме нас.

Какую выгоду  будет иметь  учебное заведение.
1. Практическую подготовку выпускника.
2. Материальный доход от  реализации выпущенной продукции.
Откуда взять средства-?
Спонсорами  этой идеи могут стать заводы,  предприятия связи  и иные организации  напрямую заинтересованные в  нашей деятельности  и результатах полдготовки  выпускников.
В скором будущем в Ростовской области   будут нужны специалисты  фиксированой связи, мобильной связи и IT сетей. Потребуются не только  специалисты с высшим  образованием , но и непосредственные исполнители поставленных задач. Вот  тут то и пригодится практический опыт наших выпускников.
Но все  мы неоднократно сталкивались и продолжаем сталкиваться с низким уровнем подготовки выпускников школы.  Что  можно предлрожить в этом вопросе?
1. При   подписании договора с поступающим  должны оговариваться не  только вопросы ответственности учебного завеедения, но и  второй стороны. В случае неудовлетворительной подготовки  выпускника школы от должен  в определенные сроки  ликвидировать пробелы в знаниях, которые получил в средней школе. Здесь конечно  будет  задействовано ДОУ. Но это  должно быть оформлено юридически.
2. При неспособности или нежелании учиться , обучаемый должен получать документ  о его профессиональной подготовке на  уровне училища, это примерно 1 или 2 разряд рабочей профессии и   отчисляться из колледжа. Тянуть таких учеников  - дороже  станет и самому колледжу и  всем остальным. В том числе государству.
При  заключении договора с предприятиями или  высшими учебными заведениями, так же должны оговариваться  вопросы ответственности              сторон ,  не только моральные , но и материальные.
Предприятия связи – могут использовать студентов 3 -4 курса в период производственной практики  для решения внутренних проблем восстановления реоргагизации или развития  линейного хозяйства своей структуры. Конечно такая практика должна  длиться не неделю , а минимум три , а то и четыре месяца. При этом студент получает за свою работу денежное довольствие в соответствии со своей квалификацией.
Кроме денег - практикант получает характеристику отзыв о его способности к дальнейшему обучению и трудоустройству после окончания колледжа  по избранной специальности , как техник.
Трудоустройство.  В Ростовской области  такого количества выпускников,  которое готовят учебные заведения  просто не куда устраивать.
В то же время в других региогах подобных  специалистов просто негде взять. Поэтому , учебное заведение через  совет  при губернаторе должен иметь  перечень возможных мест для распределения своих выпускников.
Но как – это должно  осуществляться. Область затратила средства на подготовку специалиста. Значит  другой регион должен  компенсировать  эти затраты  и получить готового специалиста. В РФ создано  «Национальное агентство развития квалификации», вот это  агентство и должно  решать проблему трудоустройства , а не рассылать как  у нас всегда случается  бессмысленные ,а порой даже вредные указания. Сейчас нужны специалисты ВПК и  обеспечивающих отраслей. Связь нужна везде. Это не только  проводная и мобильная , но и радиосвязь. Уже следующим летом, можно организовать студенческий десант в Крым , для телефонизации удаленных районов.
Здесь возникает  еще одна  сторона взаимоотношений , а если специалист не годится по качеству подготовки? Как с ним быть?
Взыскать стоимость услуг  с него лично.  А что бы этого не произошло , заказчик специалиста –должен присутствовать  при защите  выпуской  квалификационной работы.
Сама квалификационная работа для выпускника  СПО – должна иметь чисто практическое содержание , а не теоретические изыскания в области  рекламного проспекта. 
Конечно, все это должно быть  предусмотрено стандартом образовательной деятельности со всеми направлениями  взаимодействия  уче6бное заведение – работодатели.
Сегодня  учебный стандарт-это совершенно непригодное к использованию сочинение,  не дающее  ни каких конкретных рекомендаций по организации как учебной, так и практической подготовки обучаемых. Правового поля в стандарте вообще нет. А это все должно там быть. А вот какие дисциплины  изучать -это уже  прерогатива   опраслевого методического кабинета. Например, для чего в нынешних стандартах идет тройной повтор ОБЖ; БЖДи Техникки безопасности. Практически  что учили в школе   то же изучают в этих дисциплинах  и в колледже , а  специальные предметы и практику вообще сокращены до минимума. Специальность должна изучаться не менее трех лет с большим числом практики на производстве.
Преподаватель. На должность Преподавателя назначается лицо с учетом требований к квалификации.   
Преподаватель должен владеть компьютером на уровне уверенного пользователя, в том числе уметь пользоваться специальными компьютерными программами
Преподаватель должен знать:
-    Конституцию Российской Федерации;
-    законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;
-    содержание и принципы организации обучения по преподаваемому предмету;
-    основные технологические процессы и приемы работы по профилю специальности;
-    основы экономики, организации производства и управления;
-    педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения;
-    современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;
-    основы трудового законодательства;
-    правила внутреннего трудового распорядка;
Преподаватель должен обладать :  организаторскими способностями, коммуникабельностью, должен быть энергичен и позитивно настроен.

Все это преподаватели специальных дисциплин, с чисто техническим образованием и проработавшие много лет  знают не по наслышке, а выработали определенные позиции и технологии, которые многократно использованы , опробованы и оценены. Все лишнее  из них исключено. Так ответьте мне на мой вопрос, зачем такому преподавателю  еще дополнительное педагогическое образование. Не будем трогать философию и доказывать , что это очередной «горшок» не пролетевший мимо.  Все и так видно.
То что сегодняшняя педагогика и  министерство образования предлагает как ноу –хау… уже было в 20 –х годах прошлого века. Ничего нового  здесь нет. Кроме того есть результат, который  вынудил  руководство страны СССР ликвидировать необдуманные нововведения. С тех пор  СП О  достигло  достаточно высоких успехов и  способствовало развитию промышленности , сельского хозяйства и армии. Советские люди  были самыми читающими и самыми образованными в тогдашнем мире. В 1961  Юрий Гагарин полетел в космос. Страна после жуткой войны и разрухи, стала жить полноценной жизнью. А ведь  это было только после  реорганизации школы и всей системы образования. Что теперь? Теперь с подачи «друга» Сороса и  его последователей образование скатилось на уровень Африканского  племени…
Дети не знают кто такой Буденный .С.М.  Они  верят во все сплетни которые распространяют через интернет  какие то  люди ради своих  меркантильных целей. Экономика  никак не может встать с колен. И все последние нововведения мин обр – этому способствуют.
Вероятно чиновники от образования считают , что преподаватель  из года в год бубнит одно и то же  стоя у доски?  Должен вас разочаровать.  Этого просто не может быть. Преподаватель не робот. Он видит  и четко прослеживает пути развития своей отрасли, и всеми возможными мерами стремится не отстать от этого  скоростного локомотива. Свободного времени у  специалиста преподавателя , просто нет. Я работаю в колледже , скоро 45 лет, а с армией  почти 50 лет. Каждый вечер готовлюсь к завтрашним занятиям, слежу в интернете за новостями техники. Переписываюсь с коллегами из других колледжей. Так что  день и вечер заняты  полностью. Вы наверно думаете, что я получаю более  30 тысяч? Увы,  за одну ставку я в текущем месяце получил 15  000 р.

Культура.   Недавно  Райкин младший, сказал. В России  настало время  Культуру, образование и медицинскую помощь приравнять к вопросам государственной безопасности. Кто сегодня герой на экранах телевизора, в фильмах и книгах, что порют со сцены , о чем говорят газеты??? Где положительные  граждане России, которыми  должны гордиться  люди и ставить их в пример своим детям…

Религия. Когда то  религия  была связующим  раствором для создания государства Российского. Но времена меняются , теперь –это оружие в руках профессиональных провокаторов. А что же  служители религий… А они во множестве своем еще не определились что им лучше. 
Семья.  —  социальный институт, базовая ячейка общества    характеризующаяся, в частности, следующими признаками
• союзом мужчины и женщины ;
• добровольностью вступления в брак ;
• члены семьи связаны общностью быта ;
• вступлением в брачные отношения ;
• стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей .
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям . Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем . Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической  принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Содержание понятия «семья» трансформируется вслед за социокультурным изменением общества.  Под семьёй также может пониматься родительская пара или один родитель как минимум с одним ребёнком.  Семья –это воспитатель  детей, это пример и первые жизненные уроки которые формируют  личность и ее характеристики. Этот процесс  функционирует весьма активно  с момента  рождения и до 5 летнего возраста. После пяти лет ,  склонности ребенка можно только корректировать. Если до  пяти лет ребенок ни в чем не имел отказа, уже в первом классе  вы увидите негативные проявления его характера. Если  с первого дня  у ребенка перед глазами  примеры для подражания, он будет таким же ,как его родители. И школа уже  это исправить не сможет.
Причины   перекосов в идеологии: лежат в  изучаемой  детьми историей и общим уровнем образованности его окружения.
Лектор высказал фразу- общество должно подавлять негативные проявления в психологии и проявлению перекосов  вызванных неполноценностью и  не целостностью воспитания.
Именно так и было  еще в царской России. Например у Татар – если молодеж  не хотела жить по законам  общества, старейшины  высказывали этим людям  претензию. Если не хочешь жить по нашим законам, исполнять  наши требования, уходи. Если не уйдешь , тебя просто уничтожат. Отец мне рассказывал как в 1914 году в Ялте , где он тогда проживал, отлучили  инженера Татарина от МЕЧЕТИ, Он несколько дней просил у всех прощения, но от пьянства не избавился, в результате дошел до самоубийства. А что может  сегодня  наше общество? Например  Цикловая Комиссия??? Здесь больше подходит изречение из ЕВАНГЕЛЕ , кто без греха….. пусть первый бросит камень.

Выводы:
1.Политику в отношении  школы и всего образования нужно возвращать на жизненно способный уровень проверенный временем.
2.Законы  которые тиражирует дума- должны исполняться не только рядовыми гражданами.
3.К образованию нельзя допускать  дилетантов не способных к постоянному самосовершенствованию.
4. Государство  должно,  наконец, обратить внимание на сферу образования, ибо это фундамент государства.
5.Трудоустройство и отработка по распределению –должны быть.
6.Структура  учебного стандарта не должна навязывать нежизненные сценарии в специальном образовании.
7. Школа  должна учить детей знаниям, СПО – умениям. ВСУЗ – Логике , знаниям и навыкам.
8. Каждый должен нести ответственность за  свою работу.
9.Образование – без воспитания – это меч в руках сумасшедшего.
10. Образование –это не бизнес.
11. Содержание учебного стандарта  , его структуру и содержание  должны определять только  профильные методические кабинеты.
12. Колледж должен учить  специальности, а не повторять школьную программу.


PS.«Для абсолютного большинства людей нынешняя так называемая  «рыночная экономика», построенная в России, не может сделать ничего. Экономический потенциал российской рыночной системы в принципе не способен позволить не только создать новую, но даже сохранить имеющуюся национальную систему образования, науки, здравоохранения, жилищно-коммунальную инфраструктуру.
 В обществе начинают происходить опасные процессы, ведущие к его глубокой демодернизации». Экономика России не развивается не потому, что еще не все паразиты пенсионеры передохли  и Прохорову  так и не удалось ввести    60  часовую ё- рабочую неделю,  а потому, что не может быть никаких творческих импульсов в не имеющей ничего общего с  рыночной ,  мертвой среде, созданной реформаторами по сути не государства, а собственного кармана , рассуждающими на гайдаровском форуме . В стране где вся вертикаль от самого верха до участкового полицая набухла воровскими «общаками», закупорившими все социальные лифты.