Места, где умысел человеческий не вторгается в про

Влада Банкевич
Из Тулона в Неаполь шли менее суток. Не спеша. Экскурсия в Неаполе автобусная, но практически пешеходная - на транспорте не проехать по узким, почти игрушечным улочкам и площадям. Здесь надо ходить пешком, если хочешь почувствовать этот город. Каждый дом, любая церквушка представляет мини-музей мирового уровня. Возможно, Неаполь не лучшая иллюстрация к сказанному, но невозможно избавиться от ощущения музейности города - некая изношенность, временная патина,  признаки  распада, как потёртый диван, поношенный  халат, полинявшее платье… добавляют шарм. Как здесь живут люди?!

Таких городов больше всего в Италии. Даже если ты ничего не читал и ещё не видел Италию, сюда не приезжают, а возвращаются. Здания, если не построены вчера, прекрасны! Эта мысль будет приходить и в Венеции, и во Флоренции, особенно во Флоренции. Эти города легко приходят на память, когда читаешь романы типа "My cousin Rachel" by Daphne Du Maurier, or Irwin Schaw’s “Evening in Byzantium”, многие другие, кто берет Италию как место действия. Они вызывают визуальные картины не прожитой жизни. Остаются ощущения, даже если забываются конкретности.
 
Неаполь, третий город Италии по величине. Более одного млн жителей (более трёх млн с пригородами). Память довольно расплывчато сохранила: Соборную Церковь Св. Януария, покровителя города. Национальный Археологический Музей богат находками из Помпеи и Геркуланума (не удивительно, совсем рядом Везувий).
Королевский Дворец, главная резиденция монархов из династии Бурбонов. Их усыпальница Санта Клара. Полдня для Неаполя ничто. Real disgrace!

На следующее утро отправляемся в Рим. Размещают весь круиз (300 туристов) в одной гостинице, почти в центре ко всеобщему изумлению(обычно в нескольких) Обилие мрамора поражает! Marblework еverywhere. Куда ни глянь - в облицовке зданий, фонтанов, ступеней уличных лестниц. И конечно, полы в моем большом гостиничном номере. Можно скользить в танце.
На улицах не перестаёшь удивляться обилию скульптуры на крышах, в нишах угловых зданий со срезанными углами; иногда ниши декорированы фонтанчиками в скульптурном оформлении (и даже течет вода). Ни на что не похоже!
Рим не столько узнаешь, сколько вспоминаешь. Ему нет аналогов. Во всем вкус, как врожденная черта целой нации. Какая-то веселая гениальная изобретательность, особенно в архитектуре. Где-то читала, что архитектурный принцип Италии это принцип "ограниченного пространства", где гений связан с морем. Отсюда динамичная вертикаль! Все "итальянские" стили в России принимают совершенно иные формы. Для итальянских архитекторов Россия оказалась dernier cri, "последним криком". Тогда в Италии эти стили уже закончились.Стиль рококо пришел в Петербург поздно в конце 19 в. At long last! Но пришел не туда.Впрочем,все европейские стили приходят в Россию со столетним опозданием.
В Петербурге начиная с 19в. действует закон ограниченной высоты: превалирует горизонтальная вытянутость, не соответствующая итальянской традиции (ничего удивительного, Санкт Петербург распластан в пространстве). Итальянские стили в Санкт Петербурге это своего рода ностальгия по прошлому, как бы архитектурная инерция. Сравнивать Санкт Петербург с Римом не следует. У каждого города собственные масштабы. Это разные города.
В "вечном городе" я случайный человек. Хожу с путеводителем. В памяти яркой вспышкой остаётся ВАТИКАНСКИЙ Музей. Вошли как-то с внутреннего двора,такой милый атриум весь в фонтанах и скульптурах в обрамлении лоджий. Народу слишком много.
Станци Рафаэля мы осматриваем поверх голов,движемся в плотной колонне разноязыких групп. Странно, даже эти стесненные обстоятельства не вторгаются в личное пространство, ощущение величия фресок при камерном размере комнат. Рафаэль, конечно, уникален. Не знаю другого художника, кто бы сделал так много за такую короткую жизнь. Трудно поверить, но даже такой стиль времени как маньеризм (следует ехать в Мантую, чтобы это оценить) берет свои истоки в Рафаэле Санти (через Джулио Романо). Уникально тонкая материя наш Рафаэль!
 
Посетили СОБОР Святого Петра, Сикстинскую Капеллу. Вышли через боковое крыло великолепной КОЛОННАДЫ Бернини. СОБОР Св. Петра,как самое высокое однокупольное сооружение (более 140 м), строится на месте Садов и Цирка императора Нерона. Сохранился ОБЕЛИСК на пл.Св.Петра. Первичная базилика возникла в 4 в.при первом христианском императоре Константине, она имела алтарь над местом захоронения Св. Петра, предположительно распятого в 1 в. в цирке Нерона.
Была и вторая базилика, датируемая 800 годом. К 15 веку она пришла в негодность, грозила обрушиться. Её пытались подлатать, расширить. Несколько архитекторов следуют один за другим.
Главная  история  современного  Собора начинается с заказа в 1506г. папы Юлия II архитектору Браманте. Любопытно, что строят Собор в форме греческого креста (равностороннего). Почти 50 лет жизни отдал Браманте работе. После его смерти заступает Рафаэль и делает неожиданную вещь: удлиняет восточную часть, превращая греческий крест в латинский. Тем самым  разрушается идея центрально-купольного собора.
Эту идею усилит Микель Анджело в 1546 году, создав многоколонный портик с восточной стороны. Идея главного входа с востока (соответственно алтарь в западной апсиде) повторяет традицию древнейших базилик Рима и противоречит христианской традиции. Так появляется величественная Колоннада Бернини поразительных пропорций и абсолютной гармонии. Это надо видеть и чувствовать, ибо энергетическое воздействие неизмеримо. На огромной площади имеется две точки, с которых можно увидеть четырёхрядную колоннаду сплющенной, как бы сложенной в один ряд колонн. Гиды любят играть в эти игры.
Плафонная фреска Сикстинской Капеллы работы Микель Анджело, тысячекратно растиражированная, не ослабляет своего воздействия и сегодня. Never Ever! Сколько великих имен замкнуто в малом пространстве Капеллы. Стоит быть одиноким странником, чтобы прожить этот pilgrammage хоть раз в жизни.
В этот приезд впервые посетили ВИЛЛА БОРГЕЗЕ. Какая изысканнейшая коллекция! Многие музеи мира могут похвастаться коллекцией Тициана - он прожил долгую плодотворную жизнь, многие обладают эксклусивными работами его кисти. Однако Villa Borgese beats them all. И не только коллекцией Тициана.
Круизные два дня в Риме просто ничто, превращают всё увиденное в некий фаст-фуд. При этом насыщают настолько, что дальнейшее пребывание в Италии становится малозначимым.Сюда надо вернуться!
Следующий Неаполь с остановкой в Помпее и обедом в городском ресторане. Нет у меня вкуса к итальянской пасте, как ни разнообразить соусы - макароны и есть макароны, будь они длинные или фигурные, толстые или тонкие, хоть в цветочек, хоть в горошек. Устала.
Завтра весь день в море.И это счастье! Надеюсь, капитан позволит позвонитьдомой. Так уже было. Только бы не качало. Буду спать и видеть сны, весь день!