Институт семьи. Вот это счастье!

Людмила Дудка
В последние годы в обществе все чаще и чаще поднимаются вопросы «института семьи», потому что растет подростковая преступность, мы наблюдаем и суицидную зависимость некоторых детей. Обвинять в том можно всех и вся, но основной ответ за воспитание подрастающего поколения держит все – таки семья. И если еще совсем недавно сюжеты многих отечественных фильмов пестрели разводами, то в последние годы наметилась позитивная тенденция внимания к семейным ценностям, неоценимую помощь в смене общественных приоритетов оказала и церковь.
От  того, какой микроклимат в семье, какая атмосфера, нервозности или, наоборот, спокойствия и взаимопонимания, царят в маленьком семейном коллективе, и зависит отношение подростка к себе, к  окружающим его людям. Наше государство тоже озадачилось проблемами социальной поддержки  семей, созданием рабочих мест для взрослого населения, решением жилищных вопросов.
Семья для ребенка – это целый мир, через призму которого он воспринимает жизнь вне дома: во дворе, на улице, в школе… Поэтому наши дети так придирчивы к нам, родителям. Они гордятся нашими успехами и тяжело переживают семейные ссоры, разводы и неудачи. Они как губка впитывают от родителей манеру поведения и зачастую подражают как в хорошем, так и в плохом.  И если семья неполная, то это еще один повод для беспокойства мамы о своих детях, потому что однобокое воспитание, если отец не поддерживает отношений со своими детьми, дает горький привкус -  нет, не ущербности, но детской серьезной обиды.
Ах, как наши дети любят свою семью, как дорожат ею!  Вот  только бы все родители помнили об этом и не забывали, что дети все видят и любое проявление равнодушия со стороны взрослых воспринимают болезненно. Окружающий подростков мир разнороден, не все в нем благодушно и спокойно, и мудрые родители воспитывают детей в атмосфере добра, взаимопонимания, воспитывают терпеливо, без проявления агрессивности  и жесткости, но воспитывают так, чтобы их ребенок был готов к жизни в обществе разнородном, где рядом соседствуют добро и зло, истина и ложь.
Терпеливость, толерантность, настойчивость, милосердие, умение постоять за себя, умение противостоять злу – такими качествами нам хочется наделить своих детей, а потому мы должны помнить о том, как  воспитываем их в наших семьях, помнить о том, какие ценности приоритетны в домашних  маленьких коллективах.
Сегодня мне хочется рассказать читателям, как дети оценивают свои семьи. Шестиклассники об этом поведали в сочинениях «Моя  дружная семья». Вот такие откровения написали  девочки и мальчики:
- Мы часто выезжаем на природу. Ловим рыбу, играем в мяч и просто отдыхаем на зеленой траве от городского шума. Я не знаю семьи, где не было бы ссор, и наша тоже не исключение, но мы стараемся быстро находить компромисс.
- Вечером мы – папа, мама, я и  сестра  собираемся на кухне за столом и не только ужинаем, но и беседуем, рассказываем, что у кого произошло в течение дня. А потом мы со  своей младшей сестричкой играем в настольные игры или  смотрим интересные мультфильмы. Я очень люблю свою маленькую семью
- Моя семья не очень большая, нас всего трое. А вот когда я стану большим, то у меня будет большая семья.
- В нашей семье есть папа, это хорошо. Поэтому мы живем весело.
- Моя мама – необыкновенная, потому что умеет делать по дому и женскую работу, и мужскую. Дедушка говорит, что она у нас очень сильная. А еще она красивая и обязательно будет счастливой, вот вырасту и куплю ей платья красивые и путевку, чтобы  отпуск  не проводила на огороде.
- У нас полная семья. Меня в семье хотели, меня ждали – я это знаю, бабушка по секрету рассказала, как сильно ждали меня мама с папой. Они часто говорят мне, что я красивый, умный, желанный. Каждый человек из моей семьи мне родной и любимый. Люблю праздники в нашем городе: идем всей семьей, такие красивые, гордые, счастливые.
- Моя семья небольшая, состоит из двух человек. Но мы с мамой не унываем, потому что  к нам часто в гости приходят бабушка и дедушка, которые меня тоже очень любят. После школы спешу домой, так радуюсь, когда у нас гости.
- В моей семье главный – это папа Саша, другие члены семьи – любимая мамочка Света, маленькая сестричка Соня, ну, и я, конечно. Мы давно хотели сестричку. И вот у родителей получилось. Конечно, у мамочки прибавилось хлопот, но живем мы весело и дружно.
- У нас обычная семья: мама Наталья, папа Андрей, бабушка Ольга и я. Семья – это место, где человек проводит большую часть своей жизни, поэтому здесь все должно быть ладно и спокойно, – я так думаю. Вот мы любим друг друга и ценим.
- В нашем доме все обязанности распределены, поэтому  и редко ссоримся. Работает у нас папа, потому что мама сидит дома с младшей Настей. Мы стараемся друг друга во всем поддерживать. Наш папа – кормилец, а мама за всеми нами ухаживает, чтобы дома было уютно, чтобы еда на столе было очень вкусной.
- Моя семья очень маленькая, в ней только три человека: мама Ирина, бабушка Таня и я. Наша мама отвечает за финансы, а бабушка целыми днями на кухне готовит нам вкусную еду, часто балует пирожками, тортами. Моя задача – хорошо учиться. Люблю своих близких за понимание, надежность, доброту и ласку, люблю за то, что у меня есть семья!
- Живем вдвоем с мамой, но я не завидую другим детям, у которых большие семьи. Мы с мамой любим друг друга и ценим. Папу уже давно не  видел, но не обижаюсь, потому что у него  другая семья, а я вот вырасту и заведу себе большую, дружную семью и буду на всех зарабатывать, чтобы и дом был, и машина большая, и чтобы дети ходили очень нарядными.
- Моя мама никогда не плачет, только по праздникам, но я в такие дни стараюсь и на улицу не ходить, чтобы быть рядом с ней. Мы с ней семья. Она говорит, что во всем надеется на меня, потому я и учусь хорошо, чтобы моя любимая мамочка за меня была счастлива и чаще улыбалась. Она меня даже никогда не била, хотя иногда и было за что.
- Без семьи человеку нельзя, без нее он никому на земле не нужен, а нужно, чтобы кто – то тебя любил: мама, папа, братик,  сестренка, бабушки, дедушки, чтобы тебя любило побольше людей – вот это счастье! И это счастье такое большое, разноцветное, теплое – теплое, надежное – надежное. Мне кажется, что  каждый ребенок должен рождаться в счастливой семье, тогда ему тоже повезет.
Как хорошо, что дети с раннего возраста осознают ценность семьи для человека, ценность отношений в семье. Праздник детства – это и праздник семьи, которая и обеспечивает детям счастливое детство.
Последние дни мая. В кабинете жарко, мои ученики расслабились в предвкушении скорых каникул… Сейчас они отвечают на вопросы теста. Вот Даниил повернулся, улыбнулся – он всегда улыбается, потому что всегда в хорошем настроении, и очень обижается, когда ему делаешь замечание, но что поделаешь: он просто позитивный человек, а на улице уже практически лето…
А это Маша – отличница, она  сосредоточенна, серьезна. А Яна что – то подсказывает соседу по парте. Боже мой, 21 –е столетие идет, а школьники те же, меняются только одежда и возможности. Артем отвлекся, задумался о чем – то своем, смотрит в окно. А кто это там украдкой  жует? Ведь скоро перемена!  Я смотрю на шестиклассников и думаю о том, что они похожи на нас, учителей, которые тоже были когда – то в возрасте детства.
 Мир не стоит на месте, но есть общечеловеческие ценности, которые, собственно, и делают этот мир устойчивым, надежным, - семья, добро, любовь, милосердие… А еще этот разнородный мир невозможно представить без детей, которые мечтают о счастье, обыкновенном человеческом счастье, чтобы сладости были каждый день, чтобы была хорошая, солнечная погода, чтобы в семье был не приходящий папа, а постоянный, надежный отец, с которым можно пойти на рыбалку, можно погонять мяч, который вечером спрашивает: «Ну, сынок, как успехи в школе?» Но даже если семья  маленькая, ребенок  учится ценить ее, потому что дома его любят, считают центром вселенной, и чувство «нужности» переполняет ребенка, делает его значимым в собственным глазах. И если все это у ребенка есть, то вот такое ощущение надежности дома и есть детским счастьем.