Глава 14. Возвращенье Шерлока Холмса

Сэлл Славиков
                (мистически-критическая статья)

      Всё начинается в 1841 году. Американский писатель-романтик Эдгар Аллан По (Poe, 1809-1849), считавшийся классиком новеллы (признан после смерти), создаёт первый детектив “Убийство на улице Морг”, о мести и об убийствах с помощью серной кислоты.  Жизнь  автора  была коротка, но  творчески насыщена. Начинал По, как поэт, ещё в студенческие годы создав несколько стихотворных сборников. Но в сороковые годы его тематика меняется. За последние восемь лет жизни, он придумал множество запутанных детективно-мистических историй. Были у него и стихотворные мистически-криминальные произведения (например, широко известный стих “Ворона”).  Автору помогало владение логически мыслить. В рассказе “Золотой жук” продемонстрировал умение разгадывать тайнописи. Особенно мистически страшен рассказ “Колодец и маятник” о человеке, который чуть было не погиб во  тьме подземелья.  Единственный роман “Падение дома Эшеров” рассказывает о старинном родовом имении.  Дал он и идеи для работы другим неимение знаменитым писателям, таким, как Герберт Джордж Уэллс и Жюль Верн, т. к.  являлся так же и одним из первых писателей-фантастов (рассказ “Необыкновенные приключения некого Ганса Пфалля” (Этот рассказ оказался пророческим через 20 лет*)).  Широко оценивал труды По замечательный российский поэт К. Д. Бальмонт, переводивший его произведения. Но, главное, что именно По первым создал произведения, в которых действующим персонажем является  детектив. Этого детектива звали  месье Ш. Огюст Дюпен, якобы близкий друг автора. Он был  героем рассказов: “Убийство на улице Морг”; “Тайна Мари Роже” (продолжение “Убийства на улице Морг”, основанное на реальных событиях. Во времена, когда жил Эдгар По, все газеты писали об убийстве  в Нью-Йорке французской  гризетки Мэри Сесили Роджерс и к моменту публикации  рассказа, ноябрь 1842 года, ещё было не раскрыто. Автор не был на месте преступления и опирался только на факты газет и свою логику); “Украденное письмо” и др. 
      А что вообще такое детектив? Это изображение преступлений и борьбы с преступниками.  Понятие “детектив” происходит от  латинского слова detection, что означает раскрытие.
      Вслед за По появляется ещё один зачинатель детективного жанра, англичанин Уильям Уилки Коллинз (Collins, 1824-1889), писавший немного позже   своего предшественника, создавший невероятно интересные произведения (такие романы, как “Лунный камень” (о камне, имевшим кровавую историю); Женщина в белом” и др.)
      Затем был француз  Эмиль Габорио (Gaboriau, 1832-1873), создававший произведения о сыщике Лекоке, действующим в романах “Рабы Парижа”; “Лекок”; “Досье”; “Преступление в Орсивале”.
      Ну, и,  наконец, Артур Конан  Дойл (Doyle, 22 мая 1859- 7 июля 1930), без сомненья являющийся культовой фигурой Англии. Его герой- Шерлок Холмс принёс ему основную литературную популярность. Но начнём с самого начала и всё по порядку. Изначально Дойл не собирался быть писателем, а поступил в Эдинбургский университет на медицинский факультет.  Уже там он полюбился  хирургу Джозефу  Беллу, мастеру диагностики, который без медицинской  карты и жалоб больного, мог сходу определить,  чем болен пациент. Там они подружились и даже вместе стали расследовать некоторые преступные тайны (Белл помогал полиции с раскрытием наиболее трудных преступлений).  Дойл записывал все случаи в виде очерков, себе на заметку.   В расследованиях тоже не обошлось без мистики, но рассказ не об этом.
      Прошло время. Окончив университет, Артур защищает докторскую диссертацию и получает учёную степень доктора медицины.  Затем становится военным врачом, служа на судне британского флота.  Затем он открывает частную  практику. Но т. к.  пациентов было мало, что приносило убытки, Дойл решил заняться так же литературой, имея к этому талант. Первый его рассказ,  опубликованный в 1879 году, под названием “Тайна долины Сесасса”,  остался незамеченным и не принёс успеха. Литературные неудачи продолжались до  1887 года. Всё изменилось с появлением  образа Ш. Холмса. Но писал Дойл  этого персонажа не с себя, а с того самого хирурга Белла.  Сам же автор больше походил на доктора Ватсона. Во-первых, у них была общая   профессия (врач) и даже общая частная практика. Во-вторых,  при  реальных расследованиях с Беллом, автор плохо ориентировался    в уликах и не умел пользоваться дедукцией, точно такие же черты присутствуют и Ватсона.  В-третьих, жёны Дойла и Ватсона  схожи друг с другом.
       Продолжая писать рассказы для первого сборника, автор и не предполагал, что эти произведения переживут его и станут классикой детективного жанра, а имя Холмса будет отождествляться   с Дойлом. Вскоре, литературная работа   принесла большую прибыль, чем медицина и практику пришлось оставить (сразу после издания нескольких рассказов и первого романа “Этюд в Богровых тонах”). В 1891 году издательство “Стрэнд мэгэзин” заключает контракт с автором на публикацию всех произведений о Холмсе.  Но,  вскоре, в 1893 году, автору надоедает знаменитый сыщик и в  рассказе “Последнее дело Холмса” появляется изворотливый и хитроумный профессор математики Мориарти, который завлекает Шерлока в Швейцарию  и убивает возле водопада. После издания, в 1901 году,  первого сборника  “Записки о Шерлоке Холмсе”, писатель уезжает из Англии в Африку, и в качестве врача участвует в англо-бурской войне. Вернувшись  в Лондон, автор узнаёт о потоке писем и демонстрациях с просьбами  вернуть любимого сыщика. Об этом просила даже королева. А автора посчитали убийцей.
          Доходим до кульминационного мистического момента. Убив, таким образом, своего героя, автор  никак не мог придумать, как вернуть его. Если бы  сам не поехал к тому водопаду и не увидел на нём крошечный выступ. Вскоре после этого, в 1905 году, появляется  рассказ  “Пустой дом”, в котором  сыщик возвращается. Позже автор  ещё не раз захочет избавиться от своего героя (отправит Холмса в длительное путешествие; заставит пропасть без вести на ферме в Сусоксе; вынудит отходить от дел и заниматься разведением пчёл и т.д.), но всё без толку, народ требовал   продолжать писать.  И он писал  вплоть до 1927 года, почти до смерти. Правда,  последние произведения были не лучшие.
           А теперь представим, что было бы, если  писатель не поехал к водопаду и не придумал, как спасти сыщика. Создав малую долю произведений  про Холмса, о  сыщике бы быстро забыли. Забыв о сыщике, не могли бы существовать: мемориальный дом-музей Холмса на Бейкер – стрит, 221 б и мемориальная доска к столетию героя (хотя автор не брал конкретный дом, а просто выдумал адрес героя, но подобное здание  всё же нашлось); памятник  Холмсу  (такой почести были удостоены всего два сыщика: Шерлок Холмс Дойла и комиссар Мегрэ Ж. Сименона.); криминалистическая лаборатория  в Лионе,  названое в честь Дойла; первый учебник  по криминалистике немецкого профессора Гросса, основанный на методе дедукции Холмса;  множество сборников   других  авторов (в том числе и Адриана Конон Дойла, сына автора (в соавторстве с Джоном Диксоном), создавшего замечательный сборник “Подвиги   Холмса” и  этюд  о страхе   “Неизвестная рукопись доктора Ватсона” Эллери  Куина (псевдоним двоюродных братьев Фредерина Энея  и Манфрида Б. Ли)).  Автор не получил бы дворянства и рыцарского  звания (в том числе и титула сера) без Холмса. Так же Шерлок стал прообразом как минимум двух  других сыщиков. Таких, как активный пользователь серых клеточек  Эркюль Пуаро  “королевы детектива”, англичанки  Агаты (Клариссы) Кристи (Christian,  1890-1976) (некоторые романы написаны от капитана Гастингса, который чем-то походит на Ватсона, хотя был более решителен и самостоятельно  разгадал несколько тайн. Например, в деле о пропаже миниатюр, которое Пуаро вначале  расследовать отказался, Гастингс сделал несколько верных предположений и помог Эркюлю) и  Ниро Вульф  американского писателя и публициста Рекса Тодхантера Стаута (Stout, 1886- 1975) (46 романов написаны от напарника Вульфа Арчи Гудвина, это так же напоминает стиль Дойла).
           Как видно из моих рассказов, любая мелочь может таить в себе невероятную, мистическую историю. В данном случаи, это- водопад.
             
*) В рассказе описывалось, как 4 человека в результате катастрофы попали на остров. Из-за отчаянья и голода – трое убивают 4-го и съедают. Всё это происходит в реальной жизни в 1860-е годы. Имя и фамилия    убитого совпадает с литературным героем.
               
                ПРИЛОЖЕНИЕ. КРИТИКА

          Да, Дойл и сейчас остаётся популярным, большинство его произведений просто великолепны, идеи грандиозны, хотя и с допуском всевозможных ошибок, в том числе и химических (не смотря на то, что автор- врач).  Такие ошибки  нашлись даже в знаменитой “Собаке Баскервилей”, в которой автор  доказал не знания свойств P (фосфора). 
          Ещё, прочитав повесть “Знак четырёх”,  меня удивило, что  в самой первой главе, доктором Ватсоном, так называемым, летописцем сыщика, подробно описывается то, как Холмс принимает кокаин. Это наводит на печальные мысли.  Судя по тому, что автор затрагивает эту тему (причём описывает всё, как профессионал), то, похоже, что и  сам Дойл страдал наркотической зависимостью. Хотя,  он уверял, что наркотики -  это “суть детективного метода Холмса”.  Я же считаю, что автор должен был опустить вредные привычки сыщика и концентрироваться  больше на проницательности. Он должен был  заверить  читателей, что способности героя- это дар и, что они проявляются всегда, когда нужно, без всякой стимуляции.
          Так же интересен  факт того, как  доктор Ватсон  каждый раз сам попадает  на место преступления и становится свидетелем событий. Для разбора возьмём рассказ “Тайна Боскомсой долины”. Доктор получает телеграмму от Холмса, в которой просит друга приехать в Боскоскую долину.  Ватсон, жалуясь на  усталость и занятость, не хочет следовать наставлению  телеграммы, но его уговаривает жена. И правильно  делает, хотя вначале дело казалось простым, но это было только на первый взгляд. Автор всегда пытается навести читателя на ложный след, чтобы в конце удивить. В данный момент, все улики указывали на сына, который в ссоре убил своего отца. Но именно в этом  рассказе Холмс утверждает, что чем обычнее и проще преступление, тем труднее раскрытие тайны. 
             Так же интересно и то, что автор добавляет почти во все произведения необязательные факты, но слова очевидца всех написанных событий. В этом рассказе в заключении Дойл поведал, что старый Тэнор, после последнего свидания с Ватсоном, прожил ещё только семь месяцев. Хотя мог закончить повествование оправданием невиновного сына. Автор тем самым убеждает, что доктор Ватсон всерьёз интересуется каждым расследованием Холмса и дальнейшей судьбой всех персонажей этих историй. Это доказывает, что все рассказы, повести и романы - жизненны и могли произойти на самом деле. Автору удалось доказать людям, что вымышленный  персонаж - Холмс, якобы существовал и мог помочь каждому человеку, который попал в беду. Дойлу даже приходили письма, адресованные Холмсу, с просьбами спасти пострадавшего от опасности или найти пропавшее украшение. Это побудило писателя и саму заняться криминалистикой и помочь защитить от виселицы невиновных людей.