Мышли. 52. Салат и цивилизация

Виктор Сорокин
Я – мелкий обыватель, живу с бедным набором вещей: скромный быт, никому не нужная моя наука да политические новости вокруг Расеи. Но сегодня по Пятому французскому каналу увидел такое, что просто отпал! А показывали французское предприятие по выращиванию салата маша. Это такой мелкий салат размером с щепотку листочков, очень полезный.

Такую ОРГАНИЗАЦИЮ производства я видел лишь дважды в жизни. Первый раз году в 1974-м в лекциях Побиска Георгиевича Кузнецова. Второй раз в своей работе лесоруба, в которой благодаря творческому подходу к концепции Кузнецова я увеличил производительность своего труда в 20-30 раз! (Чтобы не создавать у властей  повода для возникновения нежелательных вопросов, я работал в четырех лесничествах, оформляя в каждом из них всех четверых членов своей семьи и тщательно скрывая места работ; за это мне пытались пришить дело о тунеядстве!..)

Ну да я слишком далеко отклонился от чуда сегодняшнего, французского.  Так вот, то, что я увидел сегодня, было самое полное СОВЕРШЕНСТВО! Я только успевал разевать рот! Оказывается, предприятие производит 30 тысяч тонн маша в год. Но когда смотришь на поля и теплицы, то возникает ощущение, что в хозяйстве всего три работника! Ну ладно, допустим, двадцать семь работников на время телесъемки куда-то спрятали. Но все равно, одна тысяча тон маша на одного работника при цене 8 евро за килограмм дает... 8 000 000 евро!!!

Ну хорошо, допустим, что еще где-то спрятаны механизаторы, мойщики, упаковщики... И все равно, один миллион финансовой выработки на одного «чернорабочего»  – это НЕЧТО! Но опять же, не в деньгах счастье! Представляете: поле до горизонта расчерчено на абсолютно прямолинейные гряды шириной по три метра и... НИ ОДНОЙ даже сантиметровой кочки! Как асфальт на новой автостраде! Думаю, после принятия на грудь бутылки «Московской» такого качества и на десяти метрах не добиться!

А инструменты? Они были подстать моему топору,  в котором я учитывал с сотню конструкторских требований! И потому играл я своим топором, как скрипичный гений на скрипке! Я, наверное, самый злостный критик качества, но в многочисленных операциях французских земледельцев сходу не смог обнаружить ни одного недостатка! И чем дальше я наблюдал, тем больше восхищался! В общем, сказка!

А параллельно я размышлял над сущностью либеральной экономики и сравнивал ее с экономикой диктаторской. Прежде всего мне стало совершенно очевидно, что если НЕ мешать людям работать, то 1% населения может прокормть весь мир! И наоборот: агрессивность охолуевших патриотов способна уничтожить весь экономический потенциал национальной экономики. Вот вам и производство салата!...