Рыцарь красоты

Вера Капьянидзе
Есть на Калужской земле уникальное, а, по моему мнению, сакральное место. Иначе как можно объяснить феномен, когда из городка, с населением меньше десяти тысяч, вышел целый сонм талантливейших людей?

Там, где река Таруса вливается в Оку, стоит провинциальный городок с одноименным названием. Сегодня Таруса благодаря своему сохранившемуся облику XIX века имеет статус природно-архитектурного заповедника и внесен в реестр исторических городов России. Но удивителен этот город не этим, а людьми, вышедшими из-под его лона или жившими и творившими там. Это заслуженные врачи и академики, герои войны и генералы. Но более всего поражает, скольких творческих людей вдохновляла эта земля: Марина Цветаева, Константин Паустовский, Белла Ахмадулина, Святослав Рихтер, Григорий Остер, А.С.Новиков-Прибой, народная артистка России Людмила Иванова, Андрей Тарковский, художники В.Борисов-Мусатов, Н.Крымов, В.Бакшеев и многие другие. Всех невозможно перечислить.

Яркой звездой в этой Плеяде блистает и имя Василия Дмитриевича Поленова. Это удивительнейший человек и по таланту и по человеческим качествам. Многогранное творчество, где он стремился применить свои дарования, не знало границ. Он живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, педагог и просветитель.
Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью.

Ярким детским впечатлением для Поленова стали поездки в Ольшанку Тамбовской губернии, в имение бабушки В.Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Н.А.Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Г.Р.Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль». Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками.
В 1863 году Василий экстерном получает аттестат гимназии для поступления в университет и поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. В качестве вольноприходящего ученика он посещает и Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах, но так же слушает лекции по предметам анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Не прекращает Поленов и занятий музыкой. В Академии Поленов знакомится с Ильей Репиным.

Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью. В 1867 году он заканчивает ученический курс Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим Поленов участвует в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи. А с января 1868 года вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического факультета, так как отец считает, что образование должно быть фундаментальным.

В 1871 году окончив Петербургский университет, Поленов получает диплом кандидата прав. Окончание Академии художеств в этом же году со званием «живописца портретного и исторического жанров» и Большой золотой медалью за конкурсную картину «Воскрешение дочери Иаира», дает ему право на пенсионерскую поездку за границу на шесть лет. В картине Поленов стремится создать возвышенный характер описанного. Многие отмечали теплоту чувства девочки, тянущей худенькую руку к Христу. Здесь есть и искусная компоновка и решение цвета.
Поленов вместе Ильей Репиным отправляется на стажировку в Европу. Он посещает Германию, Швейцарию, Францию, Италию. За годы путешествия Поленов испробовал все жанры живописи.

В 1873 году в Риме, он пишет первый живописный эскиз для картины «Христос и грешница». Тогда же молодой Поленов встречает свою первую романтическую любовь, и трагически теряет свою возлюбленную. Она умирает, заразившись коклюшем. Поленов тяжело переживает утрату. Он не хочет никого видеть, не ест, не спит. Эту любовь и боль потери Поленов пронесет через всю жизнь. Этюд с могилы Маруси Оболенской, так же как и картина «Больная», написанная много позже (1881г.) хранятся в Поленово.

Но печаль не может длиться вечно. В 1874г. Поленов едет в Париж. Там он знакомится с А. К. Толстым, В. А. Серовым, И. С. Тургеневым; посещает салон Полины Виардо, и вечера А.П.Боголюбова, встречается с Эмилем Золя, Эрнестом Ренаном.

Его картина «Право господина» выставлена на Весеннем Салоне в Париже. В Париже Поленов написал картину «Арест графини д’Этремон», за которую по окончании пенсиона в 1876г., он получает звание академика. Картина написана в серых тонах, которые в то время прельщали художника, и очень точно подчеркивали трагизм образа несломленной женщины, готовой умереть на свою веру.
Стажируясь в Париже, Поленов попал под влияние импрессионистов, когда чувства преобладают над сознанием. За что его осуждал Владимир Васильевич Стасов - критик, историк искусств. Он считал, что Поленов совершенно офранцузился, и ему лучше оставаться жить во Франции.

Но, несмотря на суровую критику, период пенсионерской командировки помог Поленову понять, что не историческая живопись является его настоящей стихией. Взоры Поленова безраздельно обратились к пейзажу. После возвращения на родину Поленов становится убежденным приверженцем и национально-демократического искусства. Он пишет правдивые, проникнутые любовью к людям из народа портреты сказителя былин Н.Богданова (1876 г.), деревенского мальчика Вахрамея (1878 г.), картину из крестьянской жизни «Семейное горе» (1876 г.).

Вскоре после возвращения в Россию (1876 г.), Поленов отправился на русско-турецкую войну в чине официального художника при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III). За участие в сражениях он был награжден медалью «За храбрость» и орденом «Таковский крест».
В эти же годы у Поленова завязался роман с певицей Марией Николаевной Климентовой. Он пишет ей с фронта. Но все заканчивается драматически – она выходит замуж.

В 1877 году Поленов по настоянию Мамонтова, которым Поленов подружился, переезжает из Петербурга в Москву. Он принимает участие в деятельности Абрамцевского художественного кружка (художник-декоратор и актер). Мамонтовские вечера обогащали Поленова духовно. В 1878 году Поленов, впервые выступил на выставке Товарищества передвижников со своей картиной «Московский дворик». Это произведение принесло художнику заслуженную славу. Вслед за ним появились составившие целую эпоху в развитии русского пейзажа картины «Бабушкин сад» (1879) и «Заросший пруд» (1879).

Гуманистическое дарование Поленова раскрывается в полную силу именно на родной почве. В пейзажах Поленова все просто, естественно и прекрасно. Интимная задушевность, тонкая передача воздуха и света сочеталась в них с завершенностью композиции, точным, четким рисунком. "Московский дворик" - первая картина Поленова, экспонированная у передвижников, делу которых он давно сочувствовал. К своему дебюту у передвижников художник относился с чувством большой ответственности и очень переживал, что из-за нехватки времени дает на выставку такую "незначительную" вещь, написанную как бы шутя, по вдохновению, без серьезного и длительного труда. Однако он заблуждался в оценке своей картины, не подозревая, какое будущее, ждёт это произведение, что именно она окажется в числе жемчужин русской школы живописи. В эту, ставшую классикой пейзажного бытового жанра картину Поленов словно впустил солнце, смешав палитру красок с его лучами.
Картина "Бабушкин сад" была экспонирована на VII Передвижной выставке в 1879 году. В рецензии на выставку В.В.Стасов назвал "Бабушкин сад" в числе лучших вещей, отметив его отличающуюся "свежестью тонов" живопись. Ее пепельно-серые с сиреневатым и голубоватым отливом, бледно-розовые, песочные, серебристо-зеленые всевозможных оттенков тона, гармонически сочетаясь, друг с другом, образуют единую гамму. Изображая старый барский особняк и его дряхлую владелицу, Поленов ничего не рассказывает зрителю о стиле этой жизни. Но ощущение гармонии и красоты жизни пробуждает в зрителе светлое умиротворенно-радостное настроение. Слияние человека с природой, которое показывает Поленов, роднит изображенных с обитателями московского дворика. И те, и другие живут тихо и естественно, одной жизнью с природой, что придает их существованию смысл и поэзию. Современники называли Поленова Великим Рыцарем Красоты или Живописи Поэтом – за его непревзойдённое понимание и передачу природных красот Среднерусской полосы.
Несмотря на то, что Поленов становится признанным пейзажистом, евангелистская тема не отпускает его. Продолжительное время художник работает над большим циклом картин из жизни Христа, стремясь «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Стремясь добиться исторической достоверности в 1881–1882 годах Василий Дмитриевич совершает путешествие по странам Востока и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница».

По возвращении из поездки в 1882 году Поленов вместе с другими художниками Ильей Репиным, Виктором Васнецовым, Константином Коровиным, Валентином Серовым, Михаилом Врубелем, Еленой Поленовой и другими художниками строят церковь Спаса Нерукотворного в усадьбе Мамонтова в Абрамцево. Поленов работает над созданием ее интерьера. Совместная работа сближает их с Натальей Якунчиковой. И сразу после освещения церкви в ней же и венчаются Поленов с Натальей Васильевной - воспитанницей Мамонтова.

Была ли это любовь, или шаг отчаяния? Но семья состоялась. У Поленовых родилось шестеро детей: два мальчика и четыре девочки. Один мальчик умер в младенчестве. Наталья Васильевна – будучи сама прекрасным художником, выйдя замуж, становится добрым гением Поленова и семьи. Кстати, ее работы, поражающие своей утонченностью, находятся в музее-усадьбе Поленово.

80–е годы стали годами расцвета художественной и педагогической деятельности В. Д. Поленова. Двенадцать лет он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где воспитал целое поколение первоклассных русских живописцев: И. Левитана, К. Коровина, И. Остроухова, А. Архипова, С. Иванова.
Помимо своего постоянного занятия живописью, Поленов занимался архитектурой, музыкой, театром и прикладным искусством, где также достиг больших высот. Он один из тех редких людей, которые одарены редким качеством – разносторонними талантами. Не имея специального образования, он сочинял оперы и романсы, устраивал домашние музыкальные вечера.

Однако картина «Христос и грешница» (1887), в которую он вложил столько сил и надежд, не стала бесспорным достижением Поленова. В обществе было много споров и недоуменных высказываний. Она несла на себе печать отвлеченных «нравственно-утопических представлений и академической условности», как писали критики. Церковь также раскритиковала работу художника, не признавая образ Христа, которого Поленов изобразил, как живого человека. Поражение работы, на которую в общей сложности ушло 15 лет, для Поленова было настоящим потрясением. Но всем нападкам пришел конец, когда Александр III купил картину. Сейчас она экспонируется в Русском музее Санкт-Петербурга.
На вырученные от продажи картины деньги в 1890 году Поленов приобрел небольшое имение "Бехово" в Тульской губернии. Причем плодородные пахотные земли он безвозмездно отдал крестьянам, поменяв их на голый песчаный косогор у берега реки. Там по его собственному проекту и был построен дом, который должен был стать не только семейным жилищем, но и общедоступным Народным музеем и мастерской для художников.

Дом необычен своей архитектурой: чем-то он напоминает финский модерн. Главной комнатой в доме стала Портретная, где Поленов разместил портреты родных, близких и друзей. Многие из его друзей, художников-передвижников прислали в дар Народному музею свои работы. Все оборудование для музея (шкафы, витрины, полки) было сделано местными мастерами по рисункам и чертежам Поленова.
Художник сам любил водить экскурсии по музею, показывая многочисленные коллекции художественных раритетов. Здесь же размещалась и картинная галерея, в которой можно было видеть работы Поленова разных лет, произведения его друзей и учеников.
На каждое Рождество в Портретной убиралась мебель, наряжалась елка для крестьянских детей. Эта же комната нередко превращалась и в импровизированный театр.

В доме много окон, и все разные. Из окна кабинета В.Д.Поленова видна величественная картина ледохода и окского половодья. Осенью, когда вставляют вторые рамы, между ними кладут листья, гроздья пунцовых рябиновых ягод, продолговатые ярко-красные ягоды барбариса. В осень смотрит широкое окно библиотеки. За массивной дубовой дверью - лестница, ведущая на второй этаж дома. Лестничная площадка второго этажа - и вид из широкого итальянского окна на такие же опаленные дыханием осени березы и клены, как и из окна библиотеки. Это дающее много света окно - самое большое в музее. Есть и самые маленькие. И у каждого свое лицо, свой взгляд на мир. Во все стороны смотрят окна музея. И лишний раз напоминают о назначении этого удивительного дома - дома, смотрящего в прошлое. И в будущее.

В этом удивительном доме Поленов создал свой особый мир, словно сотканный из опыта Запада и мудрости Востока, сродни его творчеству. «Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни. Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники - как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?» - писал о нем Ф.Шаляпин.
В творчестве Поленова, как и в нем самом, действительно уживается, казалось бы, несочетаемое: яркий романтизм и непреложное тяготение к фундаментализму.
Недалеко от дома построено здание мастерской для художников. «Строил мастерскую, а получилось Аббатство», - писал Поленов Цветаеву. Еще в усадьбе есть Адмиралтейство – обыкновенный сарай, куда на зиму складывались лодки. Всем своим детям Поленов подарил по лодке. Обустраивая семейную флотилию на реке, он считал, что река – лучший воспитатель.

Василий Дмитриевич построил две школы в окрестных деревнях. А в 1906 году в деревне Бехово выстроил и церковь.

Последние годы жизни Поленов провел в Борке, где активно и плодотворно работал. Здесь были написаны многие пейзажи мастера.
Он много путешествует и на Восток и по городам Германии и Италии, продолжая работу над циклом работ «Из жизни Христа». Работает и над проектом стенных росписей для музея изящных искусств в Москве.
В 1906 году в большом зале Московской консерватории была поставлена опера Поленова «Призраки Эллады».

В 1915—1916 годах по инициативе и эскизам Поленова архитектор О. О. Шишковский возвёл на Зоологической улице в Москве Дом для Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров; с 1921 года это Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова («Театральный дом»).
После революции Поленов организовал ряд театральных кружков среди крестьян в Борке и Тарусе.

Последней большой художественной работой Поленова была диорама - маленький световой театр с подсвеченными картинами кругосветного путешествия, для создания которых художник использовал свои этюды, привезенные из поездок по разным странам и России. "Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира... С тоски можно умереть... И вдруг кругосветное путешествие!" Он сконструировал и своими руками изготовил переносной складной ящик для диорамы и сам показывал ее в школах округи. Большая диорама осталась при музее.
Это удивительно, но диорама работает и сейчас. Казалось бы, нам, людям избалованным Интернетом это покажется наивным и смешным. Отнюдь! Вы бы видели удивленные и сияющие глаза детей, да и взрослых, когда одним щелчком тумблера одна и та же дневная картина сменялась ночной! А одна страна – другой.
«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», - считал Поленов. Мне кажется, это и стало его смыслом жизни.
В Борке в 1924 году встретил Поленов свое восьмидесятилетие. Сюда же в 1926 году пришло известие о присвоении ему звания Народного художника, увенчавшее его многотрудную и светлую жизнь.

Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет. Похоронен он на высоком берегу Оки в деревне Бехово, на простом деревенском кладбище.
Что примечательно: в Великую Отечественную войну ни один экспонат из музея не был утрачен. Во время войны люди из ближайших сел разобрали все экспонаты по домам, чтобы сохранить их, а после войны все было возвращено в музей.