Мельник. Отрывок из повести

Большаков Яков
       На расстоянии около двадцати километров от устья Вревицы стояла мукомольная мельница, и пропуск через её плотину был всегда крайне затруднителен. Когда я туда прибыл, то увидел почти катастрофическую картину – перед плотиной образовался огромный «залом» (пробка), «пыж» километров десять длиной. Я растерялся - что делать, вода вот-вот может упасть! А «засушить» около тридцати тысяч кубометров древесины – подсудное дело. Обратился к старожилам, те посоветовали поговорить с местным мельником, мол, он подскажет, что делать. Никаких необходимых, в подобных случаях, механизмов на лесоучастке не было – ни тракторов, ни лебёдок. Что-то нужно было придумывать для ручной ликвидации «залома». 

       Мельник (сухонький старичок лет 60-65), выслушав меня, хитренько усмехнулся, почесал лысинку и заявил – десять тысяч рубликов, и к утру «залома» не будет. Деньги по тем временам немалые, но что делать – у плотины древесины набито до дна, треск стоит, того и гляди снесёт и саму мельницу. Я согласился, хотя сомнение брало – обманет, не пробить такую пробку ничем.


       Мельник пригласил меня к себе, в небольшую пристройку притулившуюся боком к мельнице. Мельничиха, шустрая, такая же сухонькая, как и муж, бабка, встретила меня вполне радушно. Хозяин, извинившись, попросил его часок, не более, подождать и отлучился. Действительно, вскоре он вернулся в прекрасном настроении - не волнуйся, начальник, к утру всё будет в ажуре! Усадив меня за стол, мельник скрылся в чулане и через минуту вышел оттуда с двумя бутылками самогона. Хозяйка водрузила на стол сковородку с яичницей и ещё шипящим салом, и ужин начался. Вскоре обе бутылки опустели, а свежий лесной воздух и обильная закуска располагали к продолжению….

 
       Денег у меня с собой не было, я извинился перед хозяином, обещав заплатить и за работу и за угощение, как только вернусь в контору и оформлю наряд в бухгалтерии. Мельник, подмигнув мне, достал из кармана мятую пятидесятирублёвую купюру и велел купить у мельничихи ещё пару бутылок. Пояснил – баба моя прижимистая, но живые деньги в нашем натуральном хозяйстве в дефиците, отоварит с радостью! Я позвал хозяйку и,  протянув деньги, попросил принести ещё самогона. Она моментально смоталась в чуланчик и… пиршество продолжилось. Когда и это было выпито, мельник на минуту отлучился и вернулся… с той же самой купюрой, вручил её мне. Не  догадывающаяся о том, что супруг место её «сберкассы» хорошо знает, хозяйка с готовностью опять вынесла спиртное. Через некоторое время ситуация повторилась. Так мы с хитрым старичком и пьянствовали почти до утра на его пятьдесят рублей, пока не уснули тут же за столом.

       Проснувшись, я первым делом взглянул в окно…  и не поверил своим глазам – у плотины ни брёвнышка, чистенькая речушка опять весело несла свои воды к устью. Разбудил мельника, тот потягиваясь и смеясь, даже не взглянул в окно. Оказывается, он ещё вечером договорился с вожаком мужиков из соседней деревни о разборе «залома» за десять тысяч рублей, и за ночь две бригады по двадцать человек со знакомой им работёнкой успешно справились.

 
       Через пару дней я произвёл с мужиками в конторе полный расчёт, а вскоре расплатился и с самим мельником. До своего очередного перевода я ещё пару раз к нему заглядывал, по работе и так…