Очевидное-вероятное, или Разговор о таинственном

Александр Сих
 
- Ты веришь в привидения? - спросил меня как-то приятель, когда мы сидели в баре за кружками с пивом.
- Глупо отрицать очевидный факт, имеющий столь глубокие исторические корни,- невозмутимо ответил я, а про себя подумал:"Когда год назад, после недельного запоя, я выполз на свет Божий вдохнуть свежего воздуха, то выглядел гораздо хуже всякого привидения. Если судить по реакции прохожих".
- Согласен, только не каждый их способен видеть.
     Я отхлебнул пивка и выдвинул свою версию:
- Скорее, они не каждому желают показываться. У каждого привидения своя степень стыдливости.
     Друг мою гипотезу развил:
- Я думаю, они показываются с определённой целью:кому-то что-то сообщить, кого-то предостеречь, а кого-то просто напугать, из озорства.
- Всё зависит от того, какими людьми они были при жизни, - глубокомысленно изрёк я и обвёл посетителей бара пристальным взглядом. - Сволочь, она везде сволочь, а значит, и после смерти скотина порядочная. Если, конечно, не стал на путь исправления.
- А вот интересно,- не унимался друг,- они отражаются в зеркале или не отражаются, как вампиры?
- Отражаются! - уверенно ответил я, вспомнив с какой опаской подходил к зеркалу год назад.- Но смотреть страшно. Потом, может быть, и привыкаешь, но первый взгляд ошарашивает и ужасает.
- А ты видел? - с каким-то злым сарказмом спросил мой товарищ, выказывая тем самым своё недоверие.
- Да! Но только один раз, когда от меня ушла жена вместе с детьми.
- А при чём здесь это?
- Не знаю, но почему-то видел именно тогда. Значит, видимо, есть какая-то связь?!
- И доказать можешь?
     Вот же, Фома неверующий.
- Конечно! Поверь мне на слово, что так оно и было. Понадобилось часа три, чтобы от него отделаться.
- И какие ты средства использовал? - полюбопытствовал любознательный друг.
- Всё, оказывается, не так уж сложно:вода, мыло и бритва.
- Бритва, конечно-же, опасная?
- Ни в коем случае! Опасная бритва слишком опасна, когда нет уверенности в руках.
- Да, - философски заметил мой пивной компаньон, глядя в окно,- в мире много чего непонятного.
     Я решил от него не отставать, так как тоже считал себя философом:
- В мире всё просто и понятно, только мы очень мало знаем. А то что знаем, по большей части - неправда. А правду найти трудно, потому что их много. А то чего много, наш примитивный ум воссоединить в один монолит, а потом отсечь лишнее, чтобы получилась скульптура под названием Истина, не способен.
 Я сам не особенно понял из всего мной сказанного, но, посмотрев на друга, я понял, что тот не понял вообще ничего. Надо было упростить ситуацию и я спросил:
- И что за глупость, что вампиры не отражаются?
- Ну, Жэка (это я, кстати,- Евгений), так во всех книгах написано и во всех фильмах показано.
     Я был неумолим:
- Книги и кино - это искусство, причём, большая часть далеко не лучшего качества. Но в любом случае, оно всегда искажало и преломляло правду жизни в своих интересах. Сколько интересов - столько правд.
- А ты и с вампирами встречался? - и опять в вопросе Игоря (так зовут моего вредного друга) послышалось нездоровое недоверие.
- Да сколько угодно! Если отбросить встречи в общественных местах и на работе, то одно время, сразу после женитьбы, даже пришлось жить вместе с вампиром, пока я не уговорил жену переехать на съёмную квартиру. Лучше отдавать деньги на квартиру, чем на лекарство.
- И что, твой вампир отражался в зеркале? - пьяно и глупо захихикал Игорёк.
- Он не только в нём отражался, а очень любил этот предмет туалетного интерьера, подолгу любуясь своей вампирской сущностью. Коварный тип.
- А-а, это была твоя тёща!- друг блеснул своей прозорливостью.
- Почему была - она и сейчас есть, только у меня уже собственная квартира, в которой вместо чеснока в каждой комнате развешаны таблички:"Помни, вошедший, что ты здесь гость!"
     Игорь допил пиво и безапелляционно заявил:
- А вот у меня тёща - добрейшей души человек!
- Ты же холостяк?! - неуверенно и негромко воскликнул я. Мы не виделись и не созванивались недели две, мало ли что...- Или женился, а друга даже на свадьбу не пригласил? Мог хотя бы сообщить.
     Игорь недовольно поморщился:то ли от пива, то ли от моего вопроса.
- Тсс, тьфу-тьфу-тьфу,- он тихонько сплюнул через левое плечо на проходившего официанта и трижды грохнул кулаком по столу, отчего несколько человек посмотрело на нас, понимающе улыбаясь. - Ни за что! По крайней мере,пока. Я прихожу в гости к любой девушке как потенциальный жених, и отношение ко мне совершенно другое, чем будет потом, когда я стану кинетическим мужем. Пока есть возможность, я предпочитаю оставаться хорошей партией, не проявляя слишком пылкой любви, но и не убивая надежду окончательно.
     Да, подумал я, ему можно выпендриваться, у него папа...ого-го у него папа, одним словом. Точнее, одним восклицанием. И он за папиной спиной - тоже ого-го!
- И я - добавил Игорь, - никогда о своих потенциальных тёщах слова плохого не скажу,как-то - кобра, гадюка, или просто змея. А сегодняшняя вообще во мне души не чает! И мне очень не хочется портить с ней столь прекрасные отношения, которые, несомненно, будут если не разрушены, то потеряют всю прелесть радушия от моего посещения, когда её дочь превратится из невесты в жену.
     В ответ я сделал замечание чисто биологического аспекта:
- Ты привёл слишком примитивный пример. Кобра, гадюка, или просто змея - названия этих пресмыкающихся слишком распространены в ареале обитания нашего славянского фольклора. Подобные эпитеты, как наглядное сравнение, я также ни разу не позволил себе озвучить. У меня в лексиконе имеются более благозвучные и ласковые слова. Например,- тайпанчик, мамбочка, каскавелочка. Особенно нравится мамбочка. Видимо потому, что ассоциируется со словом мамочка, и в этом есть доля правды. Для своих деток, какой-никакой, и мамбочка является мамочкой.
- А кто они такие, эти все мамбочки...и прочие?
- Тебе незачем это знать, раз ты холостяк. А когда повезёт с женитьбой и захочется однажды сделать тёще комплимент, я тебе расскажу. Ты лучше ответь мне на другой вопрос - с чего это ты сегодня увлёкся мистикой? Насколько я тебя знаю, ты всегда был страшным материалистом и прагматиком. Впрочем, как и твой папа.
     Я человек не злой, а местами даже слишком добрый, но последней фразой всё-таки съязвил. Но друг либо не услышал издёвки, либо не придал этому значения. Хотя именно последняя фраза оказалась ключевой и послужила темой дальнейшего разговора.
- Вот именно, мой папа! Тут всё дело в папе.
     Я тут-же не к месту срифмоплётил, вспомнив старую присказку:
- Всё дело в шляпе!
- А? - не сразу сообразил Игорь, занятый своими мыслями. - А, ну да, я помню твою страсть к каламбурам, бурлескам и к этим, как их? Буриме, во! Так вот, мой папа далеко не шляпа, и ты это знаешь. - Ну ещё бы, мне этого не знать. - И из своей шляпы он вытаскивает не безделушки, в виде лент и цветов, а проделывает фокусы куда интереснее. Но в последнее время, хочешь верь, хочешь нет, одолело его одно привидение. До невозможности! Боюсь, ещё немного времени, и из ответственного и уважаемого человека он превратится в пациента психбольницы.
     Я его решил успокоить:
- А ты знаешь, какие выдающиеся люди проходили через это учреждение?
     Но едва я сказал это предложение, как понял, что после такого страшного предположения, он опять суеверно захочет сплюнуть, только уже не официанта, а на шедшего по проходу здорового, молодого парня.
- Игорь! - крикнул я. - Смотри!
     Игорь встрепенулся от неожиданности и сглотнул слюну.
- Куда? - спросил он, поворачивая голову из стороны в сторону. Парень прошёл, бросив на нас небрежный взгляд.
- На меня, - ответил я спокойно и улыбнулся. - Не надо вертеть головой, будто только что из леса вышел и впервые увидел людей. Тем более, эстетики здесь не увидишь. Так что там за привидение посещает твоего папу?
     Друг очень грустно вздохнул.
- Видишь ли, привидением сей гражданин стал совсем недавно, а до этого он был добросовестным налогоплательщиком и заботливым семьянином.
     Он ещё раз вздохнул и умолк. Я ждал, но товарищ молчал. Транс. Нужен был толчок. И я спросил:
- Ну и каким образом он из одного превратился во второе?
- Ай, Женька, лучше не будем об этом. Какая-то грустная и тёмная история с жилплощадью. Он должен был получить квартиру, но не получил, и обвинил моего отца в аферах и взяточничестве. Он приходил к нему ругаться на работу, а через несколько дней умер от сердечного приступа и теперь приходит домой, только уже по ночам. А ещё на службе неприятности:вцепились в горло серьёзные органы и пытаются прищемить хвост. И получается - ни днём, ни ночью покоя нет.
     Это не просто грустная история, это - трагедия. Касательно, конечно, бедолаги, превратившегося в привидение. А я не люблю не то что трагедий, а даже драм. Но посчитал долгом чести и совести спросить:
- А сам-то как думаешь, отец виноват?
     Зря спросил. На глаза друга навернулись слёзы.
- Ты же не наивный ребёнок,- ответил тот, шмыгнув носом. - Сам прекрасно понимаешь, что занимая такую должность, он крутится в большом механизме, где все детали взаимодействуют синхронно. Либо ты притираешься, либо тебя выбрасывают, как брак.
     Вот она, цена карьеры и успеха. У меня не было слов, да я их и не подыскивал. Мы все взрослые люди, и за свои поступки должны нести ответственность.
- Теперь вот думаю,- резюмировал Игорь,- что лучше для бати:психушка или тюрьма?
     "На всё воля Божья",- мысленно ответил я,но голос мой остался нем. Глупо говорить подобную фразу человеку, судящему о людях по автомобилю, одежде и количеству золота на теле. И вообще, любые слова в подобных ситуациях будут звучать либо бестактно, либо лицемерно. Поэтому, я просто молчал. Игорь не был глупым парнем, он всё понял. Усмехнулся и щёлкнул пальцами, подзывая официанта.
- Витёк, ещё по пивку и по сто пятьдесят беленькой - для разгона душевных облаков и стирания негатива из слишком твёрдой памяти. Ну и салатик какой-нибудь на закуску. Будь любезен!
     Витёк понимающе по-лошадиному кивнул головой, а я категорично запротестовал:мол, домой пора, жена ждёт, дети. Но человеку, не познавшему вкуса и всей прелести семейной жизни, не понять гармонии семейного очага, где главенствует её высочество - идиллия. Мою идиллию зовут Светланой.
- Жэка, успеешь, ещё полчасика и по домам. А я сегодня, пожалуй, пойду к Ирине, с ней морально отдыхаю. Даже когда молчит, рядом чувствуется уют и забота.
- Так женись! - я был рад смене темы разговора.
- Очень даже может быть, но чуть погодя. Давай продолжим нашу увлекательно-познавательную беседу о привидениях и вампирах.
     Я искренне взмолился:
- Игорь, может не надо? Ты знаешь, как я не люблю политику, но лучше уж о ней. Она более абстрактна и далека, нежели те, о которых ты жаждешь вести речь.
     Нам принесли заказ и Игорёк, наливая и улыбаясь, ехидно заметил.
- Друг, я не узнаю тебя! Когда-то ты был сорви-голова, а тут даже поговорить боишься о том, чего никто не видел, но судачат об этом все, включая газеты и телевидение, приводя в доказательство массу очевидцев.
     Я стал серьёзен.
- Ты зря насмехаешься над тем, чего не понимаешь. Иногда в роли привидения выступает проснувшаяся совесть, а мы ищем защиты у психологов, глотаем транквилизаторы, пьём водку, чтобы и те, и другие, и третьи помогли её убить.
     Теперь уже товарищ решил перевести диалог в шутливый тон:
- С твоим вампиром мы разобрались, расскажи подробнее о твоём привидении, которое ты одолел в столь короткий срок?
- Я не люблю вспоминать тот эпизод, особенно о нём рассказывать. Да и вообще я не люблю встречаться с привидениями! У них нездоровая склонность появляться в самый неподходящий момент.
- Ну, я думаю, именно это им и положено делать по статусу и прописано в обязанностях при назначении на эту беспокойную должность.
     Я возразил:
-  Есть привидения, которые выполняют свои обязанности от случая к случаю, а в остальное время они обычные люди. Также, кстати, как и вампиры. Работа, что называется, в своё удовольствие.
-  А вот интересно, - гнул свою линию друг, не обращая внимания на мои иронично-критические замечания. - В каждом старинном замке, как неотъемлемый атрибут, даже скорее, как житель без прописки, всегда имелось привидение. Замок без привидения, что человек с подмоченной репутацией: он может быть здоровым и красивым, но цена ему не высока. А вот в нашем Лидском замке почему нет достойного хранителя старины? Или оно есть, но настолько скромное и стеснительное, что за сотни лет ни разу не показалось и не привиделось?
    Я и это любопытство с удовольствием удовлетворил:
-  Во-первых, мой друг, наш замок стал замком совсем недавно, исключительно в коммерческо-туристических целях, а до этого он был крепостью. Замок предполагает наличие всевозможных помещений, в том числе и жилых. Где ты в нашем замке найдёшь хоть крохотную комнатку, в которой древний путник мог бы отдохнуть, погреться у камина и в приятном расположении духа отойти ко сну? Их нет, да и не было никогда! А теперь скажи, какое уважающее себя привидение поселится в таком не благоустроенном месте? Мало того, что без удобств, так ещё и под открытым небом: на ветру, в дождь, в снег. Только совсем сумасшедшее! Но, как видишь, такого идиота даже среди привидений не нашлось, а если и забредал какой-нибудь фантом-придурок, то надолго не задерживался.
-  Точно! И я не хотел бы в нём жить. Вот если бы внутри застроить, подвести электричество, воду, канализацию... - Игорька потянуло в магнатские фантазии, но то ли сообразил, что заселиться ему туда не позволят, то ли посчитал, что слишком много этот план потребует капиталовложений, а положение у папы шаткое, но мечты резко оборвались, так и не достигнув сдачи замка под ключ. Но закончил на оптимистичной ноте. - Но смотрится...он, она очень здорово!
     Искреннего восхищения в последней фразе я не услышал.
-  Абсолютно с тобой согласен. После всех реконструкций и реставраций, наша крепость, с двумя великолепными башнями и подступающим к ней вплотную озером, выглядит величественно. Когда на душе тоскливо, я, вместо посещения всевозможных шумных заведений, медленно бреду к нашему историческому памятнику в любое время года и в любую погоду. Окунаюсь мыслями в волны прошлых времён, и постепенно грусть уходит, а вместе с нею и полоса невезения. Даже не знаю почему, но присутствие двух артефактов - крепости и старинного костёла, находящихся в непосредственной близости, благотворно влияют на мою жизнь.
-  Да уж, - опять философски, как Киса Воробьянинов, заметил друг, из всего моего монолога запомнив лишь одну фразу. - Полоса невезения у всех разная. У кого череда мелких неприятностей, а кого крах всей жизни.
     Я вновь решил отвлечь пессимистические мысли товарища одним забавным, с точки зрения стороннего слушателя, случаем.
-  Кстати, о полосе невезения, - начал свой рассказ с лукавой усмешкой. - Работал я одно время с парнем по имени Миша. Хороший и отзывчивый человек, но любящий выпить и не имеющий в этом процессе тормоза.Годам к сорока у него здорово стали крошиться зубы, и он самоотверженно, в ущерб свободному времени, принялся за их лечение. Потратил он на это мероприятие два месяца, уйму денег и столько же нервов, от волнений и переживаний за первые два пункта. И вот, когда он без стеснения мог улыбаться широкой клоуновской улыбкой и во всё горло кричать об отечественном сыре на английском языке, на радостях это дело отпраздновал, шёл домой, зацепился и всей массой хрясь зубами о бордюр! Назавтра, когда он увидел себя в зеркало с открытым ртом, язык выпал не только от удивления. Зубов как не бывало. Вот. Ты погоди делать выводы, это ещё не всё. Разозлился он сильно. Вырвал все оставшиеся и сделал, что называется, съёмные, опять потратив время, деньги и нервы. Теперь, чуть что, он их в коробочку и в карман. Но вот однажды поехал он на велосипеде на рыбалку. Там завёл полезные знакомства с коллегами, затем эти знакомства укрепили водочкой, но до того как упасть, заблаговременно, Миша достал свои зубки, положил в коробочку, а коробочку в кобуру для ключей на велосипеде. В конце концов, как всегда, упал и уснул. Вот.
-  И что "вот"? Молодец, мужик! Научился на собственном горьком опыте. Зубы-то целы!
-  Да, - согласился я, - урок пошёл в прок. Зубы целы, но дело в том, что незнакомые коллеги-собутыльники уехали на его велосипеде. Естественно, вместе с зубами и снастями. Вот такая у человека зубная полоса невезения.
     Надо сказать, что всё это я рассказывал без тени улыбки, вспоминая горемычного товарища, который, в своё время. поведал самокритично и с юмором. Друг засмеялся только после второго криминального эпизода, следом улыбнулся и я. Но в следующее мгновение моя улыбка испарилась и у меня перехватило дыхание. Мой взгляд, ненароком брошенный на входную дверь, остановился на импозантной блондинке ростом в метр семьдесят восемь сантиметров, с третьим размером бюста и длинными стройными ногами. Я всё это отчётливо видел сквозь высокие сапоги и зимнее пальто - она была прекрасна!
     Красавица огненным взором прошлась по содержимому питейного заведения, задержала его на нашем столике, отчего зелёные глаза вспыхнули ярче и красивее, и уверенной походкой направилась к нам, глядя в упор на меня. Я не скажу, что чересчур взволновался, алкоголь несколько притупил мои чувства. но сердцебиение всё же усилилось.
-  Я же говорил, - обратился я к своему другу, - что привидение появляется неожиданно и в самый неподходящий момент. - И так же в сторону тихо пропел строку из песни Максима Леонидова: " То ли девочка, а то ли виденье".
    Игорь, с запоздалыми рефлексами и с заторможенной реакцией, посмотрел мне в глаза, сфокусировал свои, и медленно повернул голову в нужном направлении, чтобы тотчас уткнуться в большую коричневую пуговицу на пальто блондинки.
-  Я так и догадалась, что ты кого-то встретил и опять торчишь в этой помойке! - Голос с хрипотцой диссонировал с внешностью и несколько разочаровывал, а может быть, наоборот - придавал особый шарм и неожиданный колорит. Но в любом случае, мне он был знаком давно. Это была моя жена.
-  И почему ты не берёшь телефон? - стала предъявлять свои обычные, беспочвенные претензии. - Или, как в подобных случаях, батарейка села? Или на работе оставил? Ну и кто твой собутыльник на этот раз?
     Она свысока посмотрела вниз, Игорь не посчитал унизительным посмотреть вверх, и их глаза встретились.
-  О, Светик, привет! - обрадовался мой друг.
-  И тебе не хворать, мачо-кобелино, - вежливо ответила жена, никогда не питавшая к Игорю тёплых чувств. - Уже два часа моя мама ждёт тебя, а ты бухаешь!
     " Проголодалась", - промелькнула у меня в голове. " Мамбочка", - прочитал я по губам Игоря, и удивился его цепкой памяти.
-  А что, кроме меня, она больше ничего не хочет покушать? - смело сказал я.
-  Нет! - зло и ехидно огрызнулась Света. - На десерт мама предпочитает только тебя, - потом спокойно добавила. - У неё есть одно важное дело, которое она хочет обсудить в твоём присутствии.
-  Только не говори, что она желает с нами встречать Новый год?! - Испуганно сказал я, надеясь, что жена опровергнет мои опасения. К сожалению, жёны чаще подтверждают свои права, чем опровергают наши худшие опасения.
-  Этот вопрос даже не требует обсуждений. Это факт, который мне давно известен, и который с радостью узнал и ты.
     Мне ничего не оставалось, как обрадованно смириться:
-  Жаль, что умерла моя мама, и она не видит как измываются над её сыном.
      Я понуро опустил голову.  Моя жена всегда в дискуссиях дипломатична и тактична, но монолитно и категорично уверена в своей правоте и ограниченности кругозора у оппонента. А со мной она вовсе не слишком церемонится, впрочем, я её люблю, а потому отвечаю тем же.
-  Перестань паясничать и кривляться, - очень серьёзно сказала она мне. - Мужику под сорок, а он остолоп остолопом.
-  А ты знаешь, дорогая, остолоп - не самое худшее, что может случиться с человеком. Гораздо хуже, когда в человеке не хотят видеть человека. Совсем. - И я мгновенно перешёл на другую тему. - Есть такая примета, с кем встретишь Новый год, с тем его и проведёшь.
-  Именно поэтому я и пригласила маму.
     Я совсем опечалился:
-  Неужели я тебе настолько безразличен, что ты хочешь вогнать меня в гроб скоропостижно?
     Света успокоила и обнадёжила:
-  Тебя ломом не убьёшь!
     Я окончательно сник, но про себя прошептал:
-  Как бы вам с мамбочкой хотелось провести подобный эксперимент.
   Тут вмешался радушный друг, уставший слушать любящих супругов.
-  Светочка, столько не виделись, присаживайся, выпьем по рюмахе!
     Светочка ответила, как саблей отрубила.
-  Счас, только вашим салатом свои сапоги начищу!
-  Это зачем же, позволь узнать?
-  А чтоб пьяным ухажёрам, вроде вас, после падения было бы приятно лобызать мне ноги.
-  А мне и так, и без салата, запросто...приятно было бы... лобызать...- поток невразумительных слов был прерван подзатыльником, после чего Игорь сразу признал свою ошибку. - Света, извини, нечаянно встретились. Давно не виделись, решили посидеть.
-  Не надо мне вешать на уши макаронные изделия! В пятницу? После работы? Случайно? Всё, пошли домой. Хорошо, ещё вовремя успела. А ты, Игорь, допивай свою бутылку с другим собутыльником. Вон, их полно тут.
     На это оскорбление возмутился я:
-  Во-первых, Игорь мне не собутыльник, а друг. Во-вторых, мы не часто встречаемся, а в-третьих, за такие слова, будь ты мужиком, тебе бы пришлось..
-  Ответить, я знаю. Во-первых, друзей у тебя слишком много, во-вторых, с Игорем живёте в одном городе и встретиться можете в любой момент, в-третьих, дома я за всё отвечу. Извини, Игорь, но нам действительно пора. Будь здоров. А ты выползай потихоньку, я подожду на улице... и там же начинаю считать.
     И моя импозантная блондиночка, от вида которой до сих пор захватывает дух, медленно продефилировала к выходу. Мы оба сопроводили её нежными взглядами и я стал прощаться:
-  Ладно, Игорь, пойду, не буду оставлять пожилую даму без сладкого. А то вдруг не переживёт?!
-  Так, может, оно и к лучшему? - довольно цинично пошутил друг. А может и не шутил. Но я объяснил по-серьёзному.
-  Очень не хочется становиться причиной чьей-либо гибели, даже если тот человек тебя, скажем, не сильно любит. Лучше я пожертвую собой, они обе очень любят и ценят жертвенность. - Подумав, добавил. - Или жертвоприношение?! В любом случае, друг, надо учиться приносить себя в жертву...ради мира и любви.
     Не знаю, понял ли Игорь мой намёк на его крайний эгоизм, а я уже шёл к выходу и усиленно вспоминал. Год назад, в кризисное для меня время, когда жена с детьми переехала к своей мамбочке, я запил с горя и от радости? И пришёл к выводу, что если и от радости, то только первые два дня, а потом, всё-таки, с горя. Семья есть семья, и главное - дети! Да и мамбочка, если и жалит, то яд, слава Богу, не смертельный. Как ни крути, а ведь не совсем чужой человек. А значит,- переживём!