О святом апостоле Андрее Первозванном

Историк Владимир Махнач
Отекстовка: Сергей Пилипенко, 30 ноября (13 декабря) 2015, ко дню Апостола Андрея Первозванного.


Добрый вечер, дорогие братья и сестры! 30 ноября, в последний день ноября нашего с вами церковного и русского календаря, но 13 декабря западного календаря, который нам пока еще навязан, — память святого апостола Андрея Первозванного. Это совершенно особенный праздник. Дело в том, что святой апостол Андрей был не только первым учеником Христовым и родным братом первоверховного апостола Петра, он был и апостолом Руси. Строго говоря, в анналах Вселенской церкви он назван «апостолом Скифии». Но вот именно это для нас важно. Что такое Скифия в апостольский век? К тому времени высокие времена Скифии уже прошли. Скифские царства, которых всегда было несколько, уже угасли. В III веке до Р.Х. скифы получили очень сильный удар от сарматов, одних из наших прямых предков, предков славян, наряду с кельтами и главными нашими предками протославянами, которые, видимо, именовали себя «венедами». А потом с тем же корнем «вене» именовали себя их потомки «словене». «Словене» позднее превратилось в «славяне». Никогда не забывайте, что славяне — единый народ в I веке нашей, христианской эры! А сейчас, уже в следующем тысячелетии славяне — это просто группа совершенно разных, иногда, к сожаленью, даже враждебных народов, просто говорящих на славянских языках. А тогда было иначе.

Апостолы действовали преимущественно в античном мире, хотя и не только в нем, и на его окраинах, и в Иране, и даже, как, видимо, самый неутомимый апостол Фома, в Индии, где совершенно точно, что подтверждается археологическими данными, христианство было уже в апостольском веке, в I веке Христианской эры. Так вот, добраться до Индии Фоме было неизмеримо сложнее, нежели Андрею до Скифии. А побережье Скифии было античным, эллино-римским, хотя чуть-чуть отдалился вглубь земли от побережья — и там уже жили дикие варварские земли. Потому добраться туда апостолу было легко, суда ходили постоянно. Если хотите меня проверить, почитайте внимательно в Новом Завете Книгу Деяний святых Апостолов и посмотрите карту миссионерских путешествий святого апостола Павла. Обычно к Библии или к Новому завету приложена эта карта. Посмотрите, как много он успел. А почему? Он же не переносился на облаке. Он просто перемещался на судах, постоянно ходивших вдоль побережья Средиземного, Черного и даже Азовского морей. Так же путешествовал и святой апостол Андрей.

Андрей получил по жребию Скифию, то есть все, что к северу от Черного моря. А что лежит к северу от Черного моря? Наша страна. Скифия в общем уже стала тогда Сарматией, но в ней жили и потомки скифов, и даже совершенно нам неизвестные народы, и в частности только что народившиеся славяне.

Апостол Андрей совершил миссионерское путешествие, которое было описано сначала на нашем старо-славянском языке, затем на церковно-славянском, а затем на русском в повести «О прихожении на Русь апостола Андрея первозванного». Памятник сохранился в большом количестве экземпляров, причем разных редакций. Скептики, которые могут быть совершенно честными людьми, а также откровенные враги Руси и русского православия утверждают, что это невозможно.

Давайте разберем этот письменный памятник. Поздняя, несомненно Новгородская редакция повести «О прихожении…» рассказывает нам нечто совершенно невозможное, что апостол Андрей, побывав на месте еще бесспорно не существующего Киева, вернулся в Средиземное море через Западную Европу и по пути побывал в Новгороде и подивился новгородским баням. Да, действительно, где-нибудь в IX-X веке новгородские бани были самыми славными, самыми замечательными во всей Руси и, пожалуй, во всей северной Европе. У нас все более или менее учились, а некоторые даже и не научились. Вот германцы настоящих бань не строили и мылись редко и кое-как, и даже в конце XIX века мылись по очереди в одном общем на всю семью тазу. А французы, блистая своим искусством, отмечались и в XVII веке тем, что даже французский двор времен короля Людовика XIV был невыносимо грязен. А у нас не только двор, но даже и крестьянин, и холоп были чистоплотны. У нас древняя банная традиция. Но была и другая банная традиция, идущая от Рима, и апостол Андрей прекрасно ее знал, она коснулась и Палестины его времени. Тогда то все была Греция, а потом Византия. То были самые чистоплотные земли — мы и византийцы.

Но так было в Новгороде в IX веке. А в I веке Новгорода еще не было. Скорее всего, он был основан в IX веке, хотя городок на его месте мог быть, и более старый город Ладога, ныне Старая Ладога, существовал. Но вот только что тогда в этих малонаселенных, совершенно диких местах потерял апостол? Он там и спутников не смог бы найти. И как бы он поднимался вверх по Днепру, если был лишен спутника? А пешком вдоль рек он бы заблудился, а если бы не заблудился, то выбирался бы через северную Европу десяток лет. К тому же Прибалтика была подконтрольна диким прибалтийским славянам, достаточно диким древним балтам, да еще свирепым, агрессивным скандинавам. Скандинавия тогда еще даже не была частью Европы, между прочим. То было невозможно. Кстати, тогда там и славян еще не было. Славяне были как раз в Причерноморье. Таким образом, мы отвергаем красивую легенду о том, что «святой апостол побывал в Новгородской земле и подивился баням».

Гораздо более вероятно, что Андрей Первозванный действительно добрался в обход Днепровских порогов (тогда все так делали) до высот, на которых будет основан Киев, и воздвигнул на тех высотах крест, и предрек, что на тех высотах будет стоять славный христианский город. Это как раз он мог знать как апостол, это знание могло быть ему даровано.

То, что с Андреем в Киеве всегда было многое связано, что были даже легендарные места, связанные с пребыванием святого апостола на Киевских высотах, — это правдоподобно. Мы не можем этого доказать, но и не можем этого отвергать. Кроме того, мы точно знаем, что от начала христианства в Киеве, то есть от IX века такое предание было, что Киев почитал Андрея Первозванного. А вот это уже церковное предание, и к нему надо относиться серьезно.

И, наконец, не подлежит никакому сомнению, что апостол Андрей действительно был в Северном Причерноморье. Опять-таки строгая археологическая наука в Херсонесе Таврическом, то есть в нашем русском городе Севастополе находит следы пребывания христиан не позднее II века нашей эры. Уже неплохо, правда? Это очень близко к первому, апостольскому веку. Но гораздо интересней совершенно точный отчет о находках огромной экспедиции, которая с 1956 по 1966 год раскапывала Танаис — эллинизированный сармато-славянский город в низовьях Дона, севернее и восточнее Херсонеса-Севастополя, и которая, между прочим, весь Танаис так и не раскопала. Найден был каменный престол подпольного, то есть находящегося в жилом частном доме христианского храма. Найдены были штампы для просфор с греческим равноконечным крестом. Причем датируются находки довольно точно — до конца I века, потому что в Танаисе были перестройки во II веке, и по дому-храму прошла новая городская стена. То есть, в I веке, в апостольском веке в Танаисе, в низовьях Дона христиане жили. А это изначально сарматский и затем славянский город. Вот что интересно.

Таким образом, конечно, мы не можем на сто процентов доказать, тем более скептикам, которые ненавидят христиан, что апостол Андрей побывал на Руси. Но если мы не будем забывать, что Русь и через тысячу лет, при князьях Святославе и святом Владимире называлась византийцами Скифией или Тавроскифией, что Андрей был апостолом Скифии, что славяне в Северном Причерноморье так же, как и русы жили во всяком случае от I века христианской эры, — то мы можем сказать: да, доказать мы не можем, потому что подписи святого апостола ни на одном камне нету (и зачем бы ему такое делать?), но это абсолютно правдоподобно, и потому, учитывая церковное предание, мы твердо веруем, что Первозванный Андрей, первый ученик Христов был апостолом нашей христианской земли.

Это серьезно, братья и сестры. Я призываю всех и всегда бывать в храме в день памяти святого апостола Андрея. Я призываю всегда отмечать этот день как праздник. Дождемся, что наша христианская страна станет также христианским государством, и может быть, что мы даже установим, наконец, и государственный праздник Андрея Первозванного.

Самый христианский и самый исторически достоверный наш флаг — это не тот флаг, что сейчас развевается над Кремлем, и даже не тот, который очень любят многие наши патриоты — черно-желто-белый. Это, конечно, Андреевский флаг — военно-морской флаг. Именно на нем мы видим косой крест Андрея Первозванного. По преданию именно так, на косо расположенных деревах был распят святой апостол.

И на нашем гербе должен быть знак апостола Андрея Первозванного. Но когда при Ельцине восстанавливали наш герб, его безжалостно исказили. Ельцина интересовало побольше корон, скипетр с державой. Они очень радовали его старческое сердце — эти царские регалии (Махнач произнес «-га-» мягко и протяжно, с издевкой). Ему, конечно, их очень хотелось. На шее двуглавого орла, вокруг щитка с иконой покровителя Москвы Георгия Победоносца должна быть цепь ордена Андрея Первозванного. Нам это предстоит восстановить. А пока все с младенчества должны знать, как выглядит настоящий герб. И, конечно же, неслучайно со времен Петра I (до него у нас орденов еще не было) наш высший орден, сейчас восстановленный как высший орден РФ, — это орден святого апостола Андрея Первозванного.

Поздравляю вас с одним из наших основных русских праздников, наряду с днем памяти Всех Русских святых (2-я неделя по Пятидесятнице), с днями святой Ольги (11 июля) и святого Владимира (15 июля)!