В душе нужно всегда оставаться молодым

Иван Цуприков
Экзамен на зрелость

 «Молодость, ей все по силам, - вспоминая те годы, сказал мне с улыбкой Василий Павлович Брыжахин. – Хорошо, когда есть цель и понимание, чтобы идти к ней, нужно не только желание, знание, а и терпеливость, упорство. Споткнулся, упал, ушибся, больно. Встал и снова полез на ту недосягаемую вершину, и она будет покорена. А со временем, я еще одну вещь понял: в душе нужно всегда оставаться молодым. Без этого паруса зачахнешь».

Сегодня Василию Павловичу 79 лет. Остается таким же неугомонным человеком, как и раньше. В станице Привольной, где он живет, у него огромный огород, фруктовый сад, в хлеву – птица, свиньи, кролики. Живет один, тяжело без хозяюшки, но и хозяйство не бросишь. Нужно детям, внукам помогать. Живут-то они в городе, небогато, поэтому и натуральному продукту, привезенному им дедом, всегда рады. Значит, не зря живет.

К этому его приучили родители. Вырос в огромной восьмидетной семье. После окончания семилетки работал прицепщиком в отцовой бригаде трактористов. После армии мечтал стать трактористом. Но, попал не в танковые войска, а на военно-морской флот. За три года освоил профессию моториста и хорошо, не раз выручал экипаж корабля, когда двигатель хандрил. С мичманом перебирали его, ремонтировали, и корабль всегда был на плаву.

В 1960 году, когда Василий Брыжахин, после демобилизации, вернулся в родную станицу, узнал, что за три года здесь многое изменилось: строился газопровод и компрессорная станция.

Начальник районного управления, узнав о возвращении Брыжахина, направил в их дом «сватов». Долго уговаривать Василия устраиваться работать в турбинный цех машинистом не пришлось. Опыт, полученный на корабле, пригодился. Сначала отвечал за работу ГПА под номером 11, чуть позже, взял в нагрузку вторую машину. Потом, все восемь агрегатов, став сменным инженером компрессорного цеха.

Через некоторое время, после пуска второго цеха Брыжахину предложили работать диспетчером. А когда в 1973 году он закончил учебу в Волгоградском техникуме нефтяной и газовой промышленности, стал старшим диспетчером Привольненского ЛПУ. Хорошо знал всю технологию КС, управление потоками газа…
В 1980 году Василию Павловичу предложили работу в «Тюментрансгазе», в Пунгинском ЛПУ, главным инженером.

«Брыжахин, как я, казак, - рассказывал о нем Григорий Николаевич Поляков, назначенный в том же году начальником Пунгинского ЛПУ. – Скажешь Василию Павловичу, что нужно сделать, знаешь, сделает больше и с высоким качеством. В коллективе было много хороших специалистов, а вот головы не хватало. Поэтому и пригласил к себе Брыжахина, человека со стороны, чтобы никому не было обидно.
Приехал он, посмотрел, поговорил с людьми, и остался. А работы было много. В цехе после пожара были черные стены, масло впиталось в полы. Он начал с косметического ремонта цехов, устранил свищи на запорной арматуре, взялся за охрану труда, за ремонт бытовых помещений, промплощадок КС.

Люди к этому богатырю  всегда относились с уважением, так как видели, человек болеет за производство, за коллектив, и при всем этом поддерживает мою позицию. Через полгода генеральный директор Яковлев приезжает к нам с комиссией, посмотрел цеха, газопровод, видит, что изменения пошли в лучшую сторону. А через год, мы уже стали правофланговыми в социалистическом соревновании. Нас стали не ругать за допущенные промахи, а награждать за хорошую работу. А это всегда приятно. И добавлю, в этом была немалая заслуга и Василия Павловича Брыжахина».

«Да, что говорить, - развел руками Василий Павлович, - работа есть работа. Ничего выдающегося на Пунге я не сделал, у меня не тысячи рук. Все делали люди, которые это умели и хотели».

В 1982 году Василия Павловича со специалистами ЛПУ начинают направлять на пусковые объекты строящихся компрессорных станций.

«Специалистов не хватало везде, - вспоминает Брыжахин, - я это понимал и не отказывался. Садился за чертежи, изучал агрегат и брался за работу. Бывало, вроде все сделали как нужно, а машина не «пошла». Снова с конструкторами, технологами, киповцами засучиваем рукава и лезем в нее искать причину. А вот когда агрегат заработает, оживает, радости нет предела. И куда вся усталость уходит? Не знаю, хочется танцевать, петь».
«Василий Павлович, а чем для вас стало Пунгинское ЛПУ?»
«Экзаменом на зрелость. Чему научился за 20 лет своей работы в «Кавказтрансгазе», - сказал он.

Вторая молодость

Это было в 2003 году. Правохеттинское ЛПУ праздновало свое 20-летие. Мы сидели в клубе, на торжественном вечере.
«…У тебя сегодня праздник-юбилей,
Соберешь знакомых и друзей -
Тех, кто строил, жил в палатках и балках,
И романтика жила у них в сердцах.
Да и мы когда-то были помоложе,
Как поселку, было нам по двадцать лет,
Мы влюблялись, несмотря на все невзгоды, 
Каждый верил, что придет его рассвет».

Песня Сергея Лаптева, начальника пожарной охраны Правохеттинского ЛПУ, растрогала Василия Павловича Брыжахина. В сорок семь лет он возглавил это, только образовавшееся  ЛПУ. Свой день рождения, 12 мая 1983 года он встречал здесь, на участке строительства первого компрессорного цеха посреди заснеженной тундры. Как оценить этот подарок к своему дню рождения от генерального директора «Тюментрансгаза» Е.Н. Яковлева и начальника Надымского УМГа Г.Н. Полякова - возглавить строящуюся компрессорную станцию - он еще не знал.

…А сами посмотрите, «ни кола, ни двора», посреди строительной площадки им, администрации Правохеттинского ЛПУ из 2-х человек – В.П. Брыжахиным и Ю.М. Пилип (чуть позже подъедут еще 15 человек), выделили пару вагончиков. Работы невпроворот, вот-вот будет сдан первый газопровод Уренгой-Ужгород под индексом «Вариант 01» и цех под газопровод Уренгой-Центр 1. А запланировано строительство 10 цехов и газопроводов, которые и будет эксплуатировать коллектив будущего Правохеттинского ЛПУ.

Но есть пока только приказ о создании ЛПУ и план по сдаче в эксплуатацию по одному-два цеха и газопровода в год. А значит, нужно не только в самом оперативном порядке набирать нужных специалистов, обучать их работе на этом оборудовании, обеспечивать жильем, питанием и другими социальными вопросами: детский сад, школа, поликлиника, больница, столовая, магазины, водозаборные и канализационные системы, котельные. Но от этого в поселке, который был только в проекте посреди тундры, есть вагончики и строительная площадка.
Запорную арматуру у строителей принимали с нормальным русским матом. «Ну, как так можно, там импульсная трубка лопнула, там масло свищет, а там вообще кран так затянули, что и трактором его не свернуть. Когда же будет порядок!», - вспоминает Брыжахин.

Так вот, вернемся в 12 мая 1983 года. Свой день рождения Василий Павлович Брыжахин отпраздновал несколько необычно. Вместо шампанского – чайник на костре, вместо шоколада – промерзший хлеб с несколькими кусками сахара, вместо костюма – фуфайка с унтами, вместо гостей – Поляков на рации, вместо тоста, Григорий Николаевич ему ставит новую задачу – лети на  такой-то километр, крути кран.

«А на чем «лететь»? Только на своих двоих. Хорошо если трактор или машина будет идти в том направлении, уговорю, подбросят», - говорит Василий Павлович.
Стройка шла полным ходом. Ввод первого участка газопровода, технологии компрессорной станции и самого оборудования цеха он контролировал с Юрием Михайловичем Пилип.

«Пилип пришел мне помогать из Пангодинского ЛПУ. У него уже был опыт работы, - вспоминает Брыжахин, - работал до этого на газопроводе «Союз». Именно с ним мне тогда пришлось  прорабатывать линейную часть, не имея связи, что особенно усложняло и затормаживало ход работ.

Позже пришел ко мне в помощь на должности главного инженера ЛПУ В.В. Кремлев. Он возглавил тогда команду по доработке ГПА-Ц-16, в которую вошли А.И. Угрюмов, А.С. Горячев, М.Ю. Дитман, Л.Ф. Крушельницкий, В.А. Куваев, В.В. Жуков, А.А. Зубарев, П.Н. Коротун, А.В. Крылов, Н.И. Тибальников, С.М. Ершов, Н.В. Бачурин. Мы, как специалисты, впервые учились эксплуатировать этот новый агрегат отечественного производства. Нам помогали главный инженер «Тюментрансгаза» В.П. Косачев, заместители генерального директора В.Ф. Усенко, А.Н. Штро. Набирались у них опыта. И кстати, никогда не слышали от них упрека, наоборот, чувствовали с их стороны, поддержку. А в самые трудные минуты – это мощный стимул.

Труден был подготовительный путь. На площадке еще не было электроэнергии, все комплектовалось россыпью. Привезенная электростанция на 200 кВт не могла обеспечить работу и двух насосов. Масло подогревали на дровах, на солярке и закачивали его в систему. Люди не отдыхали, работали на одном энтузиазме…,» - рассказывает Брыжахин.

«Помню, готовили к пуску цех, - вспоминает Василий Павлович, - Кремлев в цехе остался, я с Угрюмовым на северном кране, Бачурин с Ершовым - на южном. Кране. Везде есть неполадки, какой-то остался от строителей брак при монтаже запорной арматуры, и его в срочном порядке нужно устранять и открывать краны. Время поджимает, мороз минус тридцать семь, ветер сильный. Прибегает на крановый узел мой заместитель Сергей Павлович Холманский, с сумкой. В ней термос с чаем, хлебом, консервами и говорит, давайте я буду вам помогать.

За чай, еду, конечно, ему спасибо, но, понимаете, помогать пришел! У него там, в поселке, сдача дома, детского садика, школы, а он нам помогать! Придумал тоже! Ох, как я хотел тогда выматерить строителей, а попался под руку Сергей Павлович, все ему и досталось. Но помогать его оставили. Сейчас то время вспоминаем с ним со смехом. А тогда, нет: крайнего днем хоть с огнем ищи, а дело должно было двигаться. Если для сна выпадало четыре часа – великое счастье. Родине нужен газ и все. А там хоть кричи, хоть плач, никого не волнует, взялся за дело, попробуй отступи. И, начиная с 19 ноября 1983 года, мы начали сдавать цех за цехом».    

«В начале 80-х начал осваиваться Ямбург, - вспоминает Григорий Николаевич Поляков. – Я был в 1982 году был назначен начальником Надымского Управления магистральных газопроводов. В этом регионе только начинали строиться компрессорные станции. На них шли новые турбины с авиационным двигателями ГПА-Ц-16. Первые ГПА мы пускали на Правой Хетте. Командовал этим ЛПУ Василий Павлович Брыжахин. Много было вопросов по этим машинам, была масса аварийных остановов. Брыжахин со своей командой ночевал у ГПА и справлялся с поставленными задачами».
«Новый год, 1984, я встретил «сидя» на регуляторе и крутил задвижку вручную, - вспоминает Валерий Алфеевич Куваев. – И все потому, что регулятор еще не работал, и его роль исполнялась службой КИП. Василий Павлович Брыжахин тогда так и говорил: «Автоматика не работает, будете за автоматику. Мы тогда жили на одном энтузиазме. Задор, накал – это все, чем мы здесь жили…»
«…Поднимали компрессорную на руках, - вспоминает Александр Иванович Угрюмов. – И в 1983, и в 1984, и в 1985 – мы жили только одним, пустить новый компрессорный цех. Выкладывались полностью.

Помню, пришел на КС в красивой  нейлоновой рубашке, а там проблема, центрифугу смена не может запустить. Она вся в масле, вся течет. Ну, что делать, закатил рукава, показал ребятам как она разбирается. Всю перебрали ее до винтика, собрали, включили, и она заработала.

Остался в блоке, где работает центрифуга, на ночь. Сижу возле нее и караулю, чтобы не остановилась, ведь на смене работала молодежь, без опыта. Временами дремлю. Слышу, тихонечко дверь открывается и слова Василия Павловича Брыжахина: «Работает?» Отвечаю: «Угу». Ведь слышу, обороты нормальные, и дремлю. Брыжахин был и начальником ЛПУ, и ночным его сторожем. Не раз ночью пройдет по цехам, посмотрит в каком состоянии электростанции, запорная арматура. Даже осуждали его за это, все-таки человек уже в возрасте, нужно и о покое подумать. А он нет…» 
 
Поселок
Жизнь стремительно, как вихрь неслась,
Птицей северной над нами пронеслась,
Помним первые, как строились дома,
Рос поселок Правая Хетта…

«Заходит ко мне во двор, в станице Привольной, незнакомый мужчина и спрашивает, Брыжахина здесь можно найти? - вспоминает Василий Павлович. - А у меня в гостях брат, соседи. Да, говорю, это я. А он говорит мне, что когда-то строил вашу компрессорную, а сейчас в соседней станице живу. Ездил к сыну, проезжал Правохеттинскую, заглянул в поселок и поразился, правду мне говорили, что там у вас все красиво, ухожено. Улочки ровные, везде все освещено, дома выросли красивые. Все вас вспоминают, вот и зашел посмотреть, кто же такой Брыжахин. Мне было очень приятно это слышать».

Вспоминается, как в 2003 году мы с Василием Павловичем, когда приехали на ее юбилей, пошли на компрессорную станцию.

«Уже пять лет, как я здесь не был, - говорил он. - Прошел по компрессорной станции, и вижу, что для людей условия созданы благополучные. В нескольких ПЭБах сделан капитальный ремонт, использован качественный строительный материал. Построено здание для лэсовцев с гаражом и мастерскими, бытовками – это радует.

Передвижной вагончик «Кедр» на восемь спальных мест появился, очень удобный, есть, где людям, работающим на трассе, согреться, покушать и отдохнуть. В мое время об этом только можно было мечтать. Тренажерный зал в поселке появился  -  радует…

А с чего все начиналось. В ноябре, после подготовительного пуска первых турбоагрегатов, мы серьезно взялись за поселок, - продолжает рассказ Брыжахин.

– Добились у строителей переработки проекта по укладке коммуникаций над землей, потому что на болотном участке подземные сети долго не сохранятся. В декабре приехали наши женщины, обошли строящийся поселок и пришли ко мне и сказали, мы отсюда не уедем. ИЭ это и заставило меня 26 декабря 1983 года принимать у строителей поселок. А так хотелось повременить, что бы его привести в надлежащий порядок.

В июне 1984 года я пригласил на должность заместителя начальника ЛПУ по общим вопросам Сергея Павловича Холманского из Пунги. И не ошибся. Весь быт поселка он взял на себя. Сергей Павлович работал с какой-то легкостью, все у него получалось. С меня сразу же сошли все проблемы по вводу школы, детского сада, по всем строящимся объектам соцкультбыта и по благоустройству поселка. Все он успевал, и даже более того, после рабочего дня переодевался в спецовку и помогал нам на компрессорной станции».

Крепкая и дружная семья

«Мы живем в поселке Правая Хетта.
Здесь наш дом, работа и друзья,
Здесь живут башкир, татарин, молдаван,
Русский, украинец, местный хант.
В общем крепкая и дружная семья…»

В словах этой песни заложен сложившийся в поселке Правая Хетта основной стержень взаимоотношений как в трудовом коллективе, так и между посельчанами. Все в своих отношениях очень плотно связаны между собой. Куда ни посмотри. В работе каждая служба важная, в поселке – все учреждения: детский сад, школа, культурно-спортивный клуб, амбулатория, музыкальная школа. Все, как в одном механизме, от работы каждой детали зависит работа всего целого.
«Что ни говори, а Василию Павловичу Брыжахину надо сказать большое спасибо. Строительству жилья, школы, детского сада, амбулатории он придавал важное значение. Знал, если человек хорошо отдохнет, если в его семье не будет возникать вопросов, то и работать он будет прекрасно, - говорит Николай Васильевич Бачурин. – И он всего добился, и компрессорная станция заработала, и по культуре производства мы всегда были в первых рядах, и в спортивных баталиях не раз становились лучшими».

«За летний период 1984 года Василий Павлович Брыжахин с Сергеем Павловичем Холманским у нас в поселке переоборудовали общежитие под школу и мы открыли восьмилетку, - рассказывает директор школы Л.Иванова. – Полного педсостава у нас тогда еще не было, и Брыжахин предложил работникам ЛПУ вместо учителей вести занятия с детьми. Нина Жукова преподавала химию и биологию, Ольга Захарова – природоведение, Ольга Ларина – физику, Нелля Кремлева – историю и музыку. Со временем наша школа набрала штат специалистов и стала средней».
«Низкий поклон нашим женщинам, прибывшим в Правую Хетту вместе с нами, - говорит Брыжахин, - и принявшими на себя все тяготы. Благодаря им, их поддержке мужей, нам и удалось всем вместе поднять компрессорные цеха, поселок, вырастить прекрасное молодое поколение, которое на примере своих родителей продолжает их работу».

«Василий Павлович, не забывают вас правохеттинские земляки?»

«Нет, нет, как и пунгинские, и югорские. Часто приезжают в гости ко мне в Привольное. А вспомнить всегда есть о чем, и о первых цехах, и о строительстве газопроводов. Да и много других прекрасных событий происходило: первая свадьба, первый новорожденный, первый класс, первый студент, первая победа на спартакиаде. А испытаний сколько прошли мы вместе. Были и пожары, были и аварии, и бессонные ночи, но делали все, чтобы газ шел без остановов.
И когда обо всем этом мы вспоминаем, сердечко быстрее застукало, словно снова ты стал молодым и готов ринуться вперед, стать у турбины, и работать. А когда такое чувство есть, это прекрасно».