Молния

Анна Боднарук
                М О Л Н И Я

Быстрый, как молния.
Гром среди ясного неба.
Молния не бьёт дважды в одно и то же место.
Молния ударила, гром прогремел, а где же дождь?
Зову живых, оплакиваю мёртвых, сокрушаю молнии. (Латинская п.)
Не всегда молния ударяет там, где она сверкает. (Немецкая п.)




ПОВЕРЬЕ:
Лещина (лесной орех) – то благословенное дерево, в которое молния не бьёт. Посему под лещиной можно укрываться во время грозы, а крестовины из веток лещины, водружённые на дом, - лучший оберег от удара молнии.



…Не гром нас убивает,
А молча молния разит.
              В. Белкин

Люди пугаются молний
В ненастные чёрные ночи,
Когда не одно только небо –
Весь мир разметается в клочья…
          Анатолий Чмыхало.

     Перун – Славянский Бог Грозы, Бог грома и молнии. Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Сразу отметим, что рыжая борода – непременная черта Бога Грозы у самых разных народов. В частности, рыжебородым считали своего громовержца (Тора) скандинавы, соседи и родственники славян по индоевропейской  семье народов. Надо ли говорить, что огненно-золотой цвет бороды Бога Грозы отнюдь не случаен!
     Волосы же Бога Грозы уподоблялись грозовой туче. Скандинавские сказания отмечают, что разгневанный Тор «потрясал волосами». Какого цвета были волосы у Тора, определённо не сказано, а вот у славянского Перуна они действительно как грозовая туча – чёрно-серебряные. Недаром изваяния Перуна, стоявшее некогда в Киеве, описано в летописи так: «Голова серебряна, ус злат». Славяне видели своего Бога мчащимся среди туч верхом на коне либо в колеснице, запряжённой крылатыми жеребцами, белыми и вороными. Между прочим, сорока была одной из птиц, посвящённых Перуну, именно из-за своей чёрно-белой окраски.
     Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильно бьёт». «Разящий». Некоторые учёные усматривают связь имени Бога Грозы с такими словами, как «первый» и «правый». Что касается «первого», то Перун действительно был главным Богом в языческом пантеоне Киевской Руси и, вероятно, старшим сыном Сварога. Не лишено смысла и сближение его имени с «первым». Перуна считали предки наши учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды.
     Отчаянно гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница – вот откуда гром, вот почему он «прокатывается» по небесам. Впрочем, на сей счёт бытовали разные мнения. Ещё говорили, что гром и молния – эхо и отблеск ударов, которыми Перун награждает небесного Змея, стремящегося снова ограбить Богов и людей – похитить Солнце, скот, земные и небесные воды. А в отдалённой древности полагали, что на самом деле гром – это «ключ любви» на празднике свадьбы Неба и Земли: известно же, как хорошо всё растёт после грозы…
                Мария Семёнова «Мы – славяне»

     А какой музыкой передать настроение, охватившее нас, малышей, когда после жары на степь туча надвигается… Сбившись стайкой, стоим смотрим, а она, тёмная, встаёт где-то из-за Белогрудовых хуторов, солнце закрыла, надвигается грозная, косматая. С беловатыми прядями… «Это град, - говорит кто-нибудь тихо, - градовая туча». И сразу так станет тревожно… А молния как сверкнёт. Как ударит невдалеке своим копьём в хлеба, «прямо землю пропашет» (бегом потом смотреть, след молнии ищем)…

     Первая капля разбилась о стекло, за ней ударила, расплющилась вторая. Так и не удалось проскочить! Дождь припустил, забарабанил по стеклу, ослепляет водой. Заболотный включает щётки, потому что всё стекло уже залито, дорога едва видна. Прорвало небо. Не ливень – просто шквал воды: хлещет, как в тропиках, льёт как из ведра! Чувствуется, что машине труднее двигаться, теперь ей нужно куда больше затрачивать сил, пробивая толщу встречных водяных потоков. Сверкнуло ломаной молнией в облаках, и небо прямо над нами грозно разрядилось мощным раскатом.
     - Прячем антенну, братцы, - говорит Заболотный, нажимая на соответствующую кнопку, и рассказывает случай, которому был свидетелем в прошлом году: около бензоколонки во время грозы молния ударила в антенну одной из передних машин, от сильного разряда стартёр сам  включился и завёл двигатель… Машина пошла! – Представляете, какой поднялся переполох: несётся легковушка, мчится на бешеной скорости, а за рулём – никого!..
                Олесь Гончар «Твоя Заря»