По некрасовским местам

Ольга Олевская
Люблю бывать в местах, которые принято называть "литературными" (тяжелое наследие филологического образования). Мне на радость, соседняя Ярославская область тесно связана с именем Николая Алексеевича Некрасова.  Один район там так и называется Некрасовским.

Поэзию Некрасова я ценю. Какой-то он родной поэт! С детства с нами его дед Мазай с зайцами, "несжатая полоса", "зеленый шум". Только ленивый не цитирует и сейчас: "Жаль, только жить в эту пору прекрасную..." В общем  несколько лет назад  мне пришла в голову идея посетить некрасовские места Ярославщины, что и было совершено в несколько «набегов». 

Первая "встреча" с Некрасовым состоялась в Ярославле. Здесь он 5 лет учился в гимназии, отсюда уехал в Петербург. Позже не раз бывал в этом городе.
В 1958 году в Ярославле на Волжской набережной был установлен памятник поэту (авторы Г.И.Мотовилов, Л.М. Поляков). Узнаваемая фигура поэта в полный рост обращена лицом к Волге, а на барельефах — герои его поэм и стихотворений,  люди из народа, те, кому он признается в преданности: «Я лиру посвятил народу своему…»

Уехав совсем юным в Петербург, где стал знаменитым поэтом, Н.А. Некрасов в зрелые годы все чаще навещает Ярославль и родовое село  Грешнево, в котором прошло детство.

Так что хорошо помнят поэта не только  городские улицы, но и  сельские дороги, леса и речушки, окрестные деревни.

Грешнево   - бывшее родовое поместье Некрасовых – находится недалеко от Ярославля. Сюда родители будущего поэта  переехали из Украины вместе с детьми. Все соседние деревушки рядом с Грешневым - Ботово, Сопелки, Аббакумцево -  это места детства  Некрасова. В  Аббакумцеве похоронены  его родители. А в 1859 году поэт вместе со священником И.Г. Зыковым основал тут школу для крестьянских детей.

До наших дней в Грешнево дожила только бывшая музыкантская - у отца поэта был ансамбль из крепостных музыкантов. Как известно, с ранних лет поэт ненавидел крепостничество и дикие барские забавы. Отсюда минорные ноты в его воспоминаниях о детстве. Образ Грешнева в знаменитом стихотворении "Родина" мрачен и печален: "И вот они опять, знакомые места, где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста..."

 Осеннее Грешнево, а сюда мы попали в конце октября,  показалось нам как раз мрачным и темным. Хотя современное здание школы (наверняка имени Некрасова) доказывает, что все здесь не так уж плохо. Наверное, погода – тучи и голые деревья – усугубила тягостное ощущение от этого места.
Волга отсюда недалеко, в шести километрах ( я думала — ближе). Зато деревни Овсянники, Рыбницы  стоят прямо на берегу реки. Все эти места исхожены поэтом. Возле Рыбниц он впервые увидел бурлаков.

Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки.
(Ст. «На Волге»)

На этих дорогах между деревнями встречал он  коробейников.  Помните:
 Ой, полна, полна коробушка,
Есть и ситцы и парча.
Пожалей, моя зазнобушка,
Молодецкого плеча!

Когда в ярославских селах собирались большие ярмарки, коробейники спешили туда. Самые крупные ярмарки проходили в Вятском — огуречном царстве. Богатое купеческое село Вятское славилось своими солеными огурцами на всю Россию.
Некрасов увековечил его в своей поэме "Кому на Руси жить хорошо" под названием Кузьминское в главе "Большая ярмонка".

Еще одно большое село, расположенное на другом берегу Волги, недалеко от города Гаврилов-Ям (всего в  7 км от него) тоже славилось великими ярмарками. Оно   и сейчас так называется  - Великое.  Оно тоже упоминается в поэме «Кому на Руси…» : "Пахом соты медовые нес на базар в Великое..."  Нес сюда, потому что в 19-м  веке Великое было самым богатым селом Ярославской губернии. Сейчас, к сожалению, оно не такое холеное, как  Вятское, а любить и холить Великое есть за что. Тут потрясающие церкви, множество каменных купеческих домов.  Самый выдающийся из них, несомненно, дом купца А.Локалова, спроектированный архитектором Ф. Шехтелем -  знаменитым автором Ярославского вокзала, особняка Рябушинского и других зданий, построенных  не только в Москве.
В свое время Великое было даровано Аниките Репнину за победу в Полтавской битве. Вообще история села прослеживается с середины 15 века.

Несмотря на то, что Великое не  "раскручено", мы встретили там две большие туристические группы. Не знаю, согревались ли они как-то в этот ветреный октябрьский день, когда мы там были,  единственное увиденное нами, "дикарями", кафе было закрыто. Хочется верить, что в будущем Великое вновь станет Великим, как ему и подобает, и гостей будет встречать широко и радушно, как это умели делать ярославские купцы.

Чтобы попасть на другой берег Волги, можно переправиться на пароме у Красного Профинтерна, а можно проехать в объезд через Ярославль. Мы  именно так,  через Ярославль, а затем  свернув  на Кострому, попали в райцентр Некрасовское. 
Некрасовское — центр Некрасовского района: и Грешнево, и Рыбницы, и Вятское  находятся на его территории.

Районный центр Некрасовское в своем прошлом носил говорящие названия: Соль Великая, посад Большие Соли — и был крупным центром солеварения на Руси. О былом промысле  здесь многое напоминает. В местном музее, читала, есть коллекция соляных кристаллов. (Сама не видела: в понедельник музей не работает, а мы были  как раз в понедельник).

Через речку Солоницу мост ведет на Соляной остров, где находится целый комплекс соляных сооружений: соляной колодец, соляной амбар, солеварня...

Сама речка Солоница уникальная, с соляными источниками, и очень живописная. Впадает она в Волгу, которая отсюда всего в 3-4 километрах.

 Некрасов  любил охотиться в здешних местах. Бюст поэта заслуженно установлен на главной площади поселка. Вообще все окрестные села Некрасовым были исхожены и многие вошли в поэму "Кому на Руси жить хорошо". Некрасовское тоже там  упомянуто под "псевдонимом" Усолово.  В память о знаменитом земляке  весь район и райцентр с 1929 года носят имя поэта.

В годы Великой Отечественной войны некрасовцы проявили себя как настоящие патриоты. В районе 14 Героев Советского Союза! По-моему, это очень много для одного не такого уж большого района. Аллея героев находится в самом центре поселка на берегу Солоницы.

В Больших Солях, как и практически во всех крупных ярославских селах, жили богатые и смекалистые купцы, которые строили церкви, школы, больницы. К сожалению, Некрасовское не исключение из нашей действительности – церкви и особняки сохранились не все, а те, что сохранились требуют внимания.

Совсем рядом с "Солями», всего в 3 километрах от него, находится  Николо-бабаевский, или запросто "Бабайский" монастырь.
В основании его строений лежали "бабайки" — так здесь называют деревяшки, которыми пользовались как веслами при сплаве бревен. Поэт любил здесь бывать. А во времена его детства Некрасовы выезжали сюда всей семьей.

 Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь
На острове среди песков.
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.

К сожалению, таким, каким его знал поэт, монастырь мы не увидели. Время и люди его не пощадили.  Сейчас он активно восстанавливается, но работы там еще много.

Я была приятно удивлена, когда увидела  на въезде портрет Святителя Игнатия Брянчанинова, урожденного Дмитрия Брянчанинова. Имение Брянчаниновых Покровское расположено рядом с Вологдой, мы часто его посещаем.  Оказывается, последние годы своей жизни до самой смерти Святитель Игнатий провел здесь. Позже его останки были перенесены в Толгский женский монастырь под Ярославлем. 

Наше путешествие в Некрасовское состоялось ясным майским днем. Все сияло и переливалось  свежими весенними красками. Обилие дач по берегам Волги и Солоницы не удивило – места здесь прелестные. Недаром недалеко отсюда находится популярный в наших краях санаторий  « Большие Соли».

Уже став богатым и знаменитым, в декабре 1961-го года  Некрасов купил себе имение в Карабихе под Ярославлем. Сюда он обычно приезжал летом. Теперь Карабиха, пожалуй, главный некрасовский центр России.  Для поэта же это была "дача", для отдыха и купленная.  Постоянно здесь жил брат поэта  Федор Алексеевич, который управлял хозяйством. Позже Николай Алексеевич оставил себе лишь один флигель, а всю усадьбу отдал брату.

Некрасов любил Карабиху, ему тут хорошо писалось: «Опять я в деревне. Хожу на охоту. Пишу мои вирши – живется легко».  Здесь шла работа над такими значительными произведениями, как «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо», «Орина, мать солдатская» и другие.

Карабиха – вполне ухоженная усадьба: большой господский дом -ныне очень посещаемый музей,который бережно хранит ту обстановку, что была при жизни поэта.  По старинному парку приятно гулять в любое время года, на большой поляне ежегодно проходят Некрасовские праздники поэзии.

Влюбленный в свою малую родину, поэт  не раз бывал и в Ростове Великом:
Я ехал к Ростову
Высоким холмом.
Песок малорослый
Тянулся на нем.

Соседние города Кострома, Буй, многие местные села   упоминаются в поэмах Некрасова.  Родная сторона питала творчество поэта, дарила ему темы, образы героев, краски, и он платил ей любовью, утверждая: «Да, только здесь могу я быть поэтом!"

Кстати последнее время я довольно часто заглядываю в сборник произведений Некрасова. Сильный поэт! И о любви у него есть, не только о крестьянской жизни:
Свободно ты решала выбор свой,
И не как раб упал я на колени;
Но ты идешь по лестнице крутой
И дерзко жжешь пройденные ступени!

Здорово ведь? Мне кажется, так на музыку и просятся строки! Это не "Буду любить тебя страстно, Пусть говорят, что это опасно..." и прочая современная лабуда.