Василий Иоаннович Шуйский. Междуцарствие

Попкова Людмила
   


                "Царь Василий возрастом (ростом) мал, образом же нелепым, очи
                подслепы имея."   


 Василий Шуйский ещё при жизни Фёдора Годунова начал тренироваться в подлости 
и предательстве.
 При появлении в Москве Лжедмитрия Шуйский убеждал всех, что это самозванец, что его нужно схватить и, после пыток, уничтожить. Но, убедившись, что трон Годуновых качается, он немедленно изменил своё мнение, утверждая, что Лжедмитрий - убиенный сын Иоанна Грозного. И, в результате, Фёдор Годунов был убит, не без участия Шуйского. К убийству Лжедмитрия Шуйский тоже руку приложил.
 И 19 мая 1606 года Василий Шуйский был "выкрикнут" подговорёнными приверженцами  новым царём. Люди помнили, что он - из рода Александра Ярославича Невского.
 Но сам Василий, видно подзабыл своих великих предков. Его правление - подтверждение этого: обман, заговоры, предательства - всё использовал Шуйский в годы своего правления.
 И 1 июня 1606 года Василий Шуйский, не помня себя от радости, целовал крест и обещал править честно и достойно. После своего восшествия на престол, Шуйский рассылал грамоты, где говорилось, что "...после злой смерти Гришки всё духовенство, бояре и всякие люди Московского государства избрали всем Московским государством, кому Бог изволит быть на Московском государстве государем; и всесильный в Троице славимый Бог наш на нас и на вас милость свою показал, объявил
государя на Московское государство великого государя, царя и великого князя Василия Иоанновича и всея Руси самодержца..."
 Народ чувствовал, что произошло что-то недостойное, поскольку в городах, кроме Москвы, никто не избирал Василия Шуйского.
 Смута ширилась... Царь мстил всем, кто когда-то отнёсся к нему недостаточно тепло. А всех сочувствовавших Лжедмитрию он выслал в разные города, чем здорово себе навредил: люди в этих городах рассказывали правду и поднимали недовольных на волнения. Народ был настроен против Шуйского, считая законным царём убитого Лжедмитрия. Многие хотели теперь видеть на троне Филарета (Романова), другие ратовали за Мстиславского или Голицына.
 "Честный" Шуйский срочно удалил Филарета снова в Ростов, а на патриарший престол был призван митрополит Казанский Гермоген. Его проповеди и троицкие грамоты Дионисия призывали людей объединиться и выступить против внешнего врага.
 За время правления Василия Иоанновича происходили восстание Болотникого, донского атамана, нашествие Тушинского вора - Лжедмитрия II и других самозванцев (Лжепетра, Лжедмитрия III и "царя Димитрия Ивановича").
 Против Болотникова, находившегося в крепости-Туле- и призывавшего к свободе от господ и к воссоединению с Лжедмитрием II, вышло большое войско, с царём во главе, и осадило крепость. Чтобы сломить защиту осаждённых, город был затоплен рекой Упой, а Болотникову по приказу царя выкололи глаза и утопили, несмотря на то, что сам царь обещал ему свободу.
 Остатки войска Болотникова бежали к Лжедмитрию II, и в июле 1608 года последний пошёл  на Москву и расположился лагерем в селе Тушине.
 Многие называли Лжедмитрия "Тушинским вором". К нему стали присоединяться поляки и Марина Мнишек ( под нажимом отца и своих соотечественников она признала Лжедмитрия II своим спасённым мужем). Города российские с радостью  признавали последнего и переходили на его сторону.
 Василий Шуйский испугался и начал  длительные переговоры с Польшей. И, в конце концов, было заключено перемирие на 3 года и 11 месяцев. Шуйский озвучил при этом условие, чтобы Марина не считала себя царицей, а Мнишек не считал себя зятем "Тушинского вора", взамен пообещав отпустить всех задержанных поляков.
 Чтобы переманить людей от "Тушинского вора", царь пообещал выдавать хорошее жалованье и свободу прибывшим из Тушина. Но он не учёл  характер нашего народа - народ русский смекалистый: многие быстренько бежали к "вору", тут получали жалованье и, так же быстренько, бежали обратно, чтобы получить жалованье и свободу от царя!
 В это время поляк Сапега начал осаду Троицы, сплошным потоком посылая снаряды из 90 орудий. Осаждённые стояли насмерть:"Не посрамим веру православную! Постоим за землю русскую!" И в феврале 1610 года Сапега, ничего не добившись, вынужден был уйти восвояси, не солоно хлебавши!
 В стране междуцарствие, управляет Боярская дума - Семибоярщина. Патриарх Гермоген призывал людей к единению.
 Сигизмунд в это время отправил войско к Москве. Под Можайском оно встретилось с царским войском и опрокинуло московскую конницу, что повлияло на исход битвы.
 Делагарди, возглавлявший русское войско, писал:"Наша неудача  происходит от неспособности русских и вероломства наёмников."
 Поляки предлагали присягнуть королевичу Владиславу и обещали "покой, тишину и приятное царствие".
 Тогда бояре приступили к Василию Шуйскому:"Долго ли за тебя кровь христиан будет литься? Ничего доброго от тебя не делается. Земля разделилась, разорена, опустошена. Ты воцарился не по выбору всей земли...Сойди с царства!"
 Бояре зазвонили в колокол, призывая людей на сходку, затем пришли к царю и сказали:"Вся земля бъёт тебе челом, оставь своё государство... Тебя не любят и служить тебе не хотят..."
 Шуйский вынужден был подчиниться силе, его увезли в Чудов монастырь, после того, как насильно постригли,затем отправили в Польшу в заточение, где он и умер. В Чудов же был отправлен и патриарх Гермоген, где его уморили голодной смертью.
 Русские города, один за другим, присягали королевичу Владиславу, представителем которого был гетман Жолкевский.
 Но у короля Сигизмунда был иной замысел: он сам захотел быть царём на Москве и присоединить русские города к Речи Посполитой. Иезуиты уже праздновали , решив, что покорили великую Русь. На Руси воцарилось междуцарствие.
 Казалось, что православная Россия погибла... Народ молился беспрестанно, многим в видениях являлись Богородица, Сергий Радонежский и другие святые, требующие встать на защиту Русской земли.
 Таким же видением был подвигнут на борьбу Козьма Минин-Сухорук. Один из современников писал:"Воздвизает Бог некоего мужа от хрисианского (крестьянского) благочестивого народа не славнаго родом, но мудраго смыслом, который, видя многих насильствуемых, зело оскорблился и здоровавельски поболел душой за людей Господних: принял на себя молву бесчисленных печалей, всегда носился бурями различных попечений, непрестанно о своём деле попечение имел; если и не искусен воинским стремлением, но смел дерзновением..."
 Минин до глубины души оскорбился за родную землю и добился отклика в сердцах простых русских людей. Новгородцы вместе с Мининым  кликнули клич на доброе дело - сдавать деньги, закладывая свои имения и опустошая свои кошельки, жертвуя  всем на освобождение отчизны.
 Необходимо было призвать честного, не запятнавшего себя в это смутное время,искусного в ратном деле воеводу. И такой ратник явился из стародубских князей - князь Димитрий Михайлович Пожарский. Он верно служил отечеству, был истинно верующим.
 Димитрий Михайлович согласился возглавить народное ополчение и идти на Москву. Весь октябрь проходили боевые действия на подходах к Москве. Поляки засели в Кремле, но к середине ноября, обессилев от голода, сдались.
 Радость разлилась по Москве. Но тут пришло известие, что на Москву идёт Сигизмунд. Все люди, бывшие в это время в Москве, выступили на защиту - и отогнали врагов.
 В 1613 году был созван в Кремлевском храме Успения Божией Матери Земский собор для избрания нового царя.