Что посеешь... Глава 18 Книга 2

Анисья Зудова
Дни проходили чередой. Настя была в отпуске.  Привычный круг  забот вернул Насте вкус к жизни. Она уже не говорила ни  с Ритой, ни  с детьми о своей  смерти. Надо было решать каждодневние мелкие вопросы, из которых слагалась жизнь, и это отвлекало  от грустных мыслей. Пару раз за этот месяц побывала Настя на могилке Алексея. Она разговаривала и общалась с фотографией на кресте, как будто с живым мужем. Когда она рассказала об этих визитах на кладбище Рите, та побранила Настю:

- Настя, ну нельзя же так. Алексея ты этим не вернешь, а  себе сердце рвешь. Даже батюшка  говорил, что  не надо лишний раз нарушать покой усопших,   а ты что делаешь?

 Настя была вынуждена с ней согласиться.

Лето  в этом году выдалось жаркое и вместе с тем сырое, дожди шли часто. По такой погоде овощи на грядках росли, словно на дрожжах. Но и сорняки не дремали. Едва только Настя заканчивала пропалывать одну грядку, пора уже было пропалывать другую. Сегодня она  хотела заняться прополкой картошки. Надев легкий халатик, она  пошла в гараж, где хранились тяпки. Во дворе залаял Шарик. «Снова на воробьев гавкает», - подумала Настя, перебирая стоявшие  в углу гаража тяпки, выбирая для себя тяпку поудобнее.  Но собака не унималась.

-Пришел, что ли, кто-то?

Настя вышла из гаража. У входной калитки   стоял Михаил.

-Здравствуй, Михаил. Ты чего?

- Здравствуй, Настя. Поговорить надо.

- О чем нам с тобой говорить?

-Есть о чем. Ну что, в дом-то пустишь?

Настя  пожала плечами, потом сказала:

-Ну, проходи, коли  с делом пришел.

Придержав собаку,  Настя вошла вслед за Михаилом в дом.

-Да,  немного вы с Лешкой нажили за столько лет. Почти ничего не изменилось,- проговорил Михаил, без приглашения садясь на диван в гостиной.

-Ты за тем пришел, чтобы мне это сказать?

-Да нет. Ты что, торопишься? Присядь, поговорим.

-Я картошку полоть собралась. Некогда мне рассиживаться.

-Успеет твоя картошка.

Настя не стала спорить и присела на стоящий у стола стул. Она внимательно посмотрела на Михаила. На удивление сегодня он был одет в чистую поглаженную одежду и чисто выбрит.

- Как живешь, Настя?

- Живу, как могу.

-А здоровье как?

- Помирать не собираюсь.

Повисла неловкая пауза. « Что ему надо?»- недоумевала Настя.

Наконец, видимо собравшись с мыслями, Михаил заговорил:

-Настя, мы с тобой все-таки не чужие люди, не один год вместе прожили. Я вот подумал, что Лешки теперь нет, никто между нами не стоит. Так, может, мы с тобой снова сойдемся?

Настя  посмотрела на бывшего мужа:
- Ты это серьезно? Долго думал?

- А что такого? Ты же теперь одна, а кому ты кроме меня можешь быть еще нужна?

-Да я, вообще-то, не собираюсь ни за кого больше замуж выходить.

- Одна будешь жить?

- Не одна, с детьми. Леша с Ксенией никуда отсюда уезжать не собираются. Внук вот родится, забот прибавится. Надо будет им помогать, а  как они одни справятся?

-Как всегда только о детях и думает.

-А о ком мне еще думать и заботиться? Они для меня теперь самые родные.

-А для себя пожить не хочешь?

-Да я итак для себя живу. Я другой жизни для себя и не хочу. Михаил, ты мне толком все-таки скажи.  Я ведь не первый день тебя знаю. Что-то здесь не так. С чего бы вдруг тебе снова ко мне захотелось?

- Ладно, уж, скажу. Уходить я хочу от  Юльки. Надоела мне эта старая калоша.

- Эта «старая калоша» тебя столько лет кормила-поила, обувала и одевала.

-И что? Она хотела с мужиком жить? Хотела. А за все надо платить.

- Да, за все  в этой жизни надо платить. А на что ты собираешься жить, если уйдешь от Юльки?

-Ты же работаешь.

-Ну, с этого и надо было начинать! Михаил я понимаю, что ты уже забыл, что такое работа. Но я тебя содержать не собираюсь. Мне есть на что потратить то, что я заработаю. А не врешь ли ты мне, что ты собрался от Юльки уходить? Не она ли тебя выгоняет?

Словно внутренне сжавшись, Михаил как-то разом осел,  и стал казаться еще старше. Он обреченно-согласно мотнул головой:

-Да задолбила она меня – ищи работу и все. Пока Сашка денег присылал, она меня хоть с работой не доставала, а теперь совсем озверела.

-Миша, неужели ты так и думаешь всю жизнь проболтаться?

-А что? До пенсии не так далеко. А начну пенсию получать, тогда чихал я на всех вас.

-Ох, Михаил, Михаил. Ничему-то тебя жизнь не научила. Вон вся голова седая, а все думаешь, что ты такой же, как в молодости.

-А что? Я мужик еще хоть куда!

-Все с тобой понятно. Нет, Миша, не пойду я за тебя замуж. Даже, если бы и собиралась замуж, повторять ошибок молодости не хочу.

- А что же мне делать?

-Ума, наконец, начать набираться, а не петушиться понапрасну.

-В смысле?

- Юлька правильно говорит – ищи работу. Ритке в школу сторож нужен, если  хочешь, поговорю с ней.

-Да, мне уже Юлька об этом говорила.

-Деньги, конечно небольшие, но лучше, чем совсем ничего. И еще, Михаил. Подумай, наконец, о старости. Смири гордыню и попробуй наладить отношения с сыном.

-С Сашкой?

-Нет. Сашка далеко. А вот Валерка рядом. Может, он еще сможет тебя простить. Подумай об этом. Ну, ладно, некогда мне больше болтать, картошка ждет.

-Все-таки ты мне отказываешь?

- Миша, не зря говорят, что в одну реку нельзя войти дважды. Что нас с тобой может теперь объединить и сроднить? Воспоминания, которые не очень радостные?

- А Машка и Сашка, наши дети?

-А ты их растил, наших детей? Для них ведь Леша был больше отцом, чем ты. Так что, подумай о своей старости и не надейся, что сможешь на чьей-то шее в рай въехать.

Михаил тяжело поднялся с дивана. По нему было видно, что он никак не рассчитывал на отказ.

-Ладно, пошел я, до свидания. А ты подумай, может,  еще передумаешь?

- Подумаю,  обязательно подумаю.

Проводив Михаила до ворот, Настя снова пошла в гараж за тяпкой. И здесь уже не смогла сдержаться, расхохоталась в голос:

-Вот, ведь, ничего его не меняет, ни время, ни старость! Ну не хочет он, видите ли,  работать – и все! А ведь каким героем казался в молодости! Надо будет Ритке рассказать. Может, правда, возьмет его на работу.