Дом Нащокина - копия реальности

Римма Чибисова
Павел Войнович Нащокин, приятнейший в общении человек, любящий веселье и обладающий, без сомнения, богатым воображением, снискал в обществе славу большого оригинала.
Если бы вам довелось оказаться в веке XIX и побывать в гостях у Нащокина, вы были бы удивлены одной диковинкой, имевшейся в его доме.

Среди людей состоятельных, в те годы, была распространена мода на занятные игрушки – небольшие кукольные домики, выстроенные на манер настоящих и дополненные всеми необходимыми для комфортной жизни человека вещами.

Подобные домики скорее были забавой взрослых, нежели детей, однако Нащокин сумел создать нечто большее, чем просто игрушку. Миниатюрная копия заказанного им дома была уникальна. Все внутреннее убранство, а это около шести сотен предметов домашней утвари и интерьера, было настоящим и лишь размером своим отличалось от оригинала. Над каждым предметом работали не кукольники, как это бывает обычно, а мастера, соответствующего профиля: ткачи, краснодеревщики, портные, художники и ювелиры.

Уменьшив масштаб предметов в 7 раз, мебельщики воссоздали в миниатюре интерьер комнат дома Нащокина, существовавший в реальности. В столовой был накрыт стол. На белой скатерти фарфоровый сервиз ждал гостей. На крошечных тарелках были искусно сервированы изысканные блюда. Рядом лежали столовые приборы, по числу ожидаемых гостей и стояли хрустальные бокалы.
В самоваре, размещенном на небольшом столике у окна, нередко заваривали чай. А однажды, к обеду на стол, даже, был подан под видом поросенка, мышонок, приготовленный в сметане под хреном.

На потолке, украшенном в мавританском стиле, висели бронзовые люстры на 50 свечей, на малахитовых постаментах стояли канделябры, на карточном столике и на каминных полках были размещены крошечные серебряные подсвечники.
В гостиной, среди тропических растений, выполненных столь искусно, что они казались живыми, стоял ломберный столик, на котором заботливой рукой хозяин разместил все необходимое для игры: колоды детально отрисованных карт, щеточки и даже мелки в перламутровом держателе, чтобы игроки имели возможность вести счет.

Конечно, никакой светский прием не мог обойтись без музыки, а посему, Нащокин заказал для гостиной арфу, для изготовления которой Павел Войнович обратился к Себастьену Эрару, а также миниатюрный рояль работы Вирта. Бывало, вечерами гости могли услышать, как супруга Нащокина - Вера Александровна играет на нем небольшие пьесы, используя для ударов по клавишам вязальные спицы.

В кабинете гости могли увидеть чудесную библиотеку, дающую возможность ознакомится с довольно большим собранием книг, отличающихся от оригинала лишь микроскопическим своим размером, здесь же была выставлена коллекция курительных трубок и великолепная пара действующих дуэльных пистолетов.

Этот чудесный домик приковывал к себе внимание общества и на долгое время стал популярной темой для светских бесед.

Но удивительней всего то, что домик Нашокина, пережив многие события далеко неспокойного времени, хоть и утратив часть своей обстановки, благополучно сохранился до наших дней.
Ныне он по праву занимает одно из главных мест в экспозиции Всероссийского музея им. А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге.

--
Иллюстрация: Общий вид Нащокинского домика. Реконструкция 1910.
Источник http://botinok.co.il/node/51513